Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ: ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Полный текст:

Аннотация

В данной статье представлены результаты многолетних теоретико- экспериментальных исследований по проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Показано, что дети с задержкой психического развития - это особая категория детей, нуждающихся в создании специфических педагогических условий в целях компенсации дефекта их психического развития, что должно быть соподчинено с целенаправленной индивидуальной диагностической и коррекционной работой с ними. Рассмотрены основные положения научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в системе «детский сад - школа», разработанные профессором У.В. Ульенковой. Анализируется становление и деятельность на базе кафедры детской психологии Горьковского государственного педагогического института научной школы специальной психологии, в рамках которой осуществлялась научно-исследовательская деятельность коллектива кафедры, обеспечивающая системное внедрение научных инноваций в образовательную практику (на примере работы экспериментальных площадок).

Об авторах

Н. Шутова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии


В. Кисова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии


Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.

2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. Л.: ГИС, 1925. 368 с.

3. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. №2. С. 111-115.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.

5. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 81-85.

6. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2014. №12-4. С. 882-886.

7. Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис.. д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. 392 с.

8. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования.2013. №6. С. 863.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский Центр «Академия», 2003. 144 с.

10. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: Научно-практическое руководство. СПб: Речь, 2006. 352 с.

11. Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1938. 328 с.

12. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3-4. С. 186-188.

13. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2015. №4. С. 63-74.

14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 3 томах. Т. 2. М.: Медгиз, 1959. 406 с.

15. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 16. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b8/shutova.pdf (дата обращения: 06.03.2017) (in Russian).

16. Шутова Н.В., Кисова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 24. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/81e/shutova-.pdf (дата обращения: 06.03.2017) (in Russian).

17. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 176 с.

18. Binet A. Nouvelle recherches sur la mesure du niveau intellectual chez les enfants d ecole // L’Annee Psychologique. 1911. Vol. 17. P. 145-210.


Рецензия

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)