Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования. Определяется необходимость разработки дополнительной профессиональной программы курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Прописаны цель и задачи реализуемой программы. Представлен краткий анализ пяти логически взаимосвязанных разделов программы, обеспечивающих интеграцию теоретических знаний и прикладных умений моделирования информационно-аналитического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении высшего образования. Детализируются вопросы формирования основ дефектологических знаний, составляющих базовый блок дополнительных профессиональных программ в области инклюзивного высшего образования, создаются условия для формирования толерантной культуры в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Доказывается значение дефектологических знаний в профессиональной деятельности научно-педагогических работников и вспомогательного персонала высшей школы.

Об авторах

Е. Медведева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Е. Ольхина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.

2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовской, А.Т. Файзрахманова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

3. Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 122-129.

4. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Сравнительный анализ системы инклюзивного высшего образования в России и Германии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-6. С. 329-336.

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 г. №АК-44/05.

6. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учебное пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева / под ред. О.А. Козыревой. Красноярск: КГПУ, 2015. 93 с.

7. Особенности современного дефектологического знания: учебное пособие / под ред. С.А. Завражин. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 68 с.

8. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе: учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2013. 196 с.

9. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. №1. С. 115-126.

10. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. №41(4). Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.

11. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. №11(2). P. 235-248; Leicester M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. №1. P. 111-118.

12. Improving competences for the 21st century. European Commission Report [Electronic resource]. 2008. 12 p. Available at: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/ improving_competences_for_the_21st_century.pdf. (accessed: 20.01.2016).

13. O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19. №5. Р. 530-546.

14. Common European Principles for Teacher Competences and Qualifi cation. European Commission Report [Electronic resource]. 2009. 5 р. Available at: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/common_eur_principles_en.pdf (accessed: 27.01.2016).

15. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998. 32 p.

16. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85. 1998. 74 p.

17. Официальный сайт Органа по аккредитации Германии (руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агентств) [Электронный ресурс]. URL: http://www.dakks.de/.

18. Учебно-методический центр высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ [Электронный ресурс]. URL: http://umcvpo.ru/.


Рецензия

Просмотров: 1453


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)