Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ РИТМИЧНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье кратко излагаются некоторые из существующих подходов к вопросу социально-психологического благополучия старших дошкольников, дается характеристика и описываются позитивные возможности использования технологии групповых ритмичных игр, а также представлены результаты экспериментального исследования, иллюстрирующие изменения в показателях социально-психологического благополучия старших дошкольников по итогам проведенной развивающей работы. В констатирующем эксперименте выявлено, что более половины детей из числа испытуемых имеют высокий уровень тревожности, достаточно много дошкольников имеют низкий уровень благополучия в плане их социального принятия другими детьми, хотя средние показатели глобального самоуважения имеют позитивные значения. По итогам проведения комплекса занятий с использованием специально подобранных групповых ритмичных игр у участников экспериментальной группы выявлено снижение уровня тревожности; увеличение числа детей, принимаемых в группе сверстников; отмечен существенный рост показателей глобального самоуважения в сторону их повышения, тогда как в контрольной группе значимых изменений не зафиксировано. На основании полученных данных делается вывод об эффективности использования групповых ритмичных игр в процессе оптимизации социально-психологического благополучия старших дошкольников.

Об авторах

Л. Семенова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии


Н. Росина
Вятский государственный университет
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и специальной психологии


А. Чевачина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии


Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.

2. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М: ВЛАДОС, 2002. 272 с.

4. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? СПб.: Деметра, 2012. 288 с.

5. Загвоздкин В.К. Вальдорфский детский сад: в созвучии с природой ребенка. М.: Народное образование, 2005. 160 с.

6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2010. 310 с.

7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с.

8. Кон И.С. Бить или не бить? М.: Время, 2012. 448 с.

9. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. CПб.: Речь, 2003. 160 с.

10. Краних Э.М., Пацлав Р., Шиллер Х., Шуххардт М. Значение ритма в воспитании. СПб.: Деметра, 2013. 128 с.

11. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. Калуга: Духовное познание, 1998. 156 с.

12. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

13. Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 1999. 267 с.

14. Семенова Л.Э. Терапевтические возможности ритма в работе с детьми дошкольного возраста // V нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: сборник трудов. Н.Новгород: Гладкова О.В., 2001. С. 141-144.

15. Семенова Л.Э. Основные потребности дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №9. С. 52-56.

16. Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости (по материалам анализа Вальдорфской педагогики) // Психологическая наука и образование. 2001. №2. С. 50-58.

17. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире [Электронный ресурс] // Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы III Международного конгресса. Казань: КГМУ, 2006. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10339.php

18. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. 2011. №3. С. 22-31.

19. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. №4. С. 25-35.

20. Чиркова Т.И. Психология разрушения. М.: Инфра-М, 2015. 192 с.

21. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95-123.

22. Bittner A. at al. What do childhood anxiety disorders predict // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007. Vol. 48(12). P. 1174-1183.

23. Gershoff E.T. Corporal punishment by parents and associated child behaviors and experiences: A meta-analytic and theoretical review // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128. P. 539-579.

24. Gershoff E.T., Grogan-Kaylor А., Lansford J.E., Chang L. Parent discipline practices in an international sample: Associations with child behaviors and moderation by perceived normativeness // Child Development. 2010. Vol. 81. Issue 2. P. 487-502.

25. Patzlaff R. Der gefrorene. Blick Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2000. 224 p.

26. Smith C., Thornberry T.P. The relationship between childhood maltreatment and adolescent involvement in delinquency // Criminology. 1995. Vol. 33. P. 451-481.

27. Waldorf Kindergarten heute / hrsg. von M.L.Compani, P.Lang. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2011. 288 p.


Рецензия

Просмотров: 527


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)