Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6-7 КЛАССОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема образования в целом и географического образования в частности - формирование экогуманистического мировоззрения. В его основе лежит система ценностей коэволюционного характера, призванная стать решением глобальных экологических проблем и обеспечить устойчивое развитие. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить этапы формирования экогуманистического мировоззрения: образно-ассоциативный, логически-смысловой и творчески-практический. Представлена характеристика каждого из этапов, в которой раскрываются задачи, специфика познавательной, коммуникативной, практической деятельности, уровни сформированности экогуманистического мировоззрения. Учитывая эти особенности, подобраны педагогические технологии, включающие систему - личностная мировоззренчески ориентированная ситуация и экогуманистический модуль, - которая реализуется в форме погружений. Представлено содержание географического образования, реализующее экогуманистический потенциал географии 6-7 классов и способствующее выполнение поставленной задачи.

Об авторах

А. Зулхарнаева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования


Н. Винокурова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования, заведующая лабораторией экологического образования


Список литературы

1. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

2. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект // Андреева Н.Д., Соломин В.П., Касьян А.А. Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: коллективная монография. Н. Новгород, 2002. С. 93-114.

3. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии: материалы межвузовской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. СПб., 2004. С.12-15.

4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 2006.

5. Жохов А.Л., Володарская А.А. Личностно и мировоззренчески ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы (на примере естественнонаучных и общетехнических дисциплин): методические рекомендации. М., 2002.

6. Зинченко В.П. Живое знание. Материалы к курсу лекций. Самара, 2008.

7. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии // Современные наукоёмкие технологии. 2016. №2-3. С.486-490.

8. Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций. СПб., 2003. С. 6.

9. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель, 2000.

10. Карпинская Д.С. Философия природы. М., 1995.

11. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. М., 2009.

12. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10). С.6. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/fenomen-kultury-ustoychivogo-razvitiya-v-obrazovan (дата обращения: 26.09.2016).

13. Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь. М., 2009.

14. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. - Воронеж, 2004.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Спб., 2002.

16. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 2008.

17. Теория и методика геоэкологического образования: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. Н. Новгород, 2013. 130 с.

18. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.,2001.

19. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М. - Воронеж, 2008.

20. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.

21. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб., 2001.

22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М. - Воронеж, 2003.


Рецензия

Просмотров: 528


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)