Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИЗ ОПЫТА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Полный текст:

Аннотация

В статье описывается опыт применения стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для развития у студентов вуза навыков межкультурного общения в международной среде. В рамках разработки и апробации пилотного курса ставились задачи повышения осведомленности студентов о культурных особенностях разных стран, развитие навыков коммуникации в международной среде и совершенствования владения английским языком. Способы и результаты решения этих задач, а также итоги обратной связи от студентов по окончании курса раскрываются в данной статье. В статье дана характеристика содержания и форм реализации учебного курса «Навыки межкультурной коммуникации в международной среде», раскрыты формы и методы работы по формированию и развитию межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенции студентов, представлены четыре вида коммуникативных тренингов.

Об авторах

Н. Емельянова
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия
канд. психол. н., доцент Департамента прикладной лингвистики и иностранных языков


Е. Воронина
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия
канд. филол. н., доцент Департамента прикладной лингвистики и иностранных языков


Список литературы

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М: Русский язык, 1990.

2. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис… д-ра. пед. наук. СПб, 2001.

3. Тадтаева А.В., Бигаева Э.С. Ролевая игра как средство совершенствования профессионально-ориентированных умений студентов [Электронный ресурс]. URL: http://hses-online.ru/2016/03/21.pdf (дата обращения 12.09.2016)

4. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-uchaschihsya-i-studentov-model-i-tehnologiya (дата обращения 25.08.2016).

5. Badertscher H. & Bieri, T. Wissenserwerb im Content and Language Integrated Learning// Empirische Befunde und Interpretationen. Bern: Haupt, 2009.

6. Brown E.L. Knowing, Valuing and Shaping One’s Culture: A Precursor to Acknowledging, Accepting and Respecting the Culture of Others // Multicultural Education. 2006. 14(1). Pp.15-19.

7. Bücker J.J.L.E. & Korzilius H. Developing cultural intelligence: assessing the effect of the Ecotonos cultural simulation game for international business students // The International Journal of Human Resource Management. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1041759. (accessed 11.08.2016)

8. Caligiuri P. Global leadership development // Human Resource Management Review. 2006. 16. P. 219-228.

9. Carey R.E. Cultural competence assessment of baccalaureate nursing students: An integrative review of the literature // International Journal of Humanities and Social Science. 2011. 1. P. 258-266.

10. Dong X. Cultural Differences and Cultivation of Cross-cultural Communicative Competence in Chinese FLT // International Education Studies. 2009. 2(2). P. 22-25.

11. Jingzi D., Wenzhong Z., & Dimond E.E. The Integration of Intercultural Business Communication Training and Business English Teaching // English Language Teaching. 2016. 9 (2). Pp.77-83.

12. Schilcher C., Poth A., Sauer S., Stiefel K., & Will-Zocholl M. Trust in international teams: Cultural, spatial, and organizational issues// International Journal of Business Research. 2011. 11(4). P. 29-38.

13. Shyryaeva T. & Trius L. A Call for Cultural Awareness and Tolerance in Higher Education. The Case of Pyatigorsk State Linguistic University, North Caucasus, Russia // Revista de cercetare si interventie sociala. 2013. 43. P. 255-265.

14. Snauwaert E. Intercultural Competence and CLIL as a Way to Business Orientation in Spanish Foreign Language Learning. Erwin HUB RESEARCH PAPER 2010/04. Available https://lirias.kuleuven.be/bitstream/123456789/409182/1/10HRPL%26L04.pdf. (accessed 22.08.2016)

15. Spies K. Intercultural studies within a CLIL approach // Latin American Journal of Content & Language Integrated Learning. 2012. 5(1). P. 33-46.

16. Sudhoff J. CLIL and Intercultural Communicative Competence: Foundations and Approaches towards a Fusion // International CLIL Research Journal, 2010. 1(3). P. 30-37

17. Thomas D.C., Stahl G., Ravlin E.C., Poelmans S., Pekerti A., Maznevski M., Lazarova M.B., Elron E., Ekelund B.Z., Cerdin J.L., Brislin R., Aycan Z., & Au K. Cultural intelligence: Domain and assessment // International Journal of Cross-Cultural Management. 2008. 8. P.123-143.

18. Toffle M.E. Teaching Cross-Cultural Competence and CLIL: a CLIL approach in International Relations University. Available at: http://repositori.uvic.cat/handle/10854/3327. (accessed 17.08.2016)

19. Trager G.& Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication. 1954. 3. P. 137-149.


Рецензия

Просмотров: 582


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)