Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Изучение когнитивных особенностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, существенных для освоения естественно-научных дисциплин

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-10

Аннотация

Введение. В статье рассматривается специфика когнитивной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в ходе освоения естественно-научных дисциплин, в том числе в процессе выполнения математических заданий. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода в обучении, учитывающего особенности когнитивной сферы данной категории детей для повышения возможностей каждого ученика в освоении программного материала. Выявляются категории ошибок и трудностей, отражающие специальные проблемы, возникающие в учебной деятельности у детей с РАС и требующие системной педагогической работы.
Материалы и методы. Теоретическая часть исследования основана на анализе научных публикаций, посвященных особенностям освоения учащимися с РАС естественных наук. Приводятся данные собственного эмпирического исследования, основанного на анализе результатов годовых контрольных работ по математике, выполненных учащимися с РАС, обучающимися в четвертых, шестых и восьмых классах общеобразовательной школы. Рассмотрены работы 55 учащихся с РАС в возрасте от 11 до 16 лет, обучающихся по варианту адаптированной образовательной программы 8.2, предназначенной для детей с РАС, не имеющих интеллектуальных нарушений. Материалами исследования были также данные анкет для педагогов, проводивших контрольные работы. Таким образом, исследование основано на обобщении данных научной литературы, а также на количественном и качественном анализе результатов, полученных эмпирическим путем.
Результаты исследования. Обобщение данных современных исследований позволило выделить две основные категории когнитивных проблем, характерных для детей с РАС, которые необходимо учитывать при их обучении естественно-научным дисциплинам: трудности, связанные с несформированностью исполнительных функций, и трудности, обусловленные дефицитами вербального понимания и социального восприятия. Проблемами этих двух категорий обусловлена почти половина ошибок, допущенных учащимися с РАС в контрольных работах по математике. В статье приводятся основные виды ошибок каждой категории. Кроме того, результаты эмпирического исследования показали, что доля ошибок, связанных с дефицитами исполнительных функций, снижается на протяжении обучения, так же как и доля «неспецифических» для детей с РАС ошибок, связанных с недостаточностью знаний и вычислительных навыков. При этом доля ошибок, обусловленных дефицитами вербального понимания и социального восприятия, год от года увеличивается.
Обсуждение и заключения. Данные эмпирического исследования, основанного на оценке ошибок и трудностей при выполнении учащимися с РАС контрольных работ по математике, позволили проанализировать их специфику и отнести к разным категориям. При этом трудности одной из выявленных категорий, связанные с дефицитами вербального понимания и социального восприятия, оказались наиболее устойчивыми и, соответственно, требующими особого внимания педагогов на всех этапах обучения детей с РАС. С помощью обобщения и анализа данных, полученных при анкетировании учителей, проводивших контрольные работы, удалось наметить комплекс способов и приемов, направленных на системную проработку проблем, связанных с особенностями когнитивной деятельности детей с РАС в процессе освоения естественно-научных дисциплин. Результаты исследования свидетельствуют о наибольшей актуальности методов и приемов, направленных на улучшение вербального понимания и социального восприятия, так как именно эти специфические для учащихся с РАС проблемы выступают в нашем исследовании как наиболее устойчивые к педагогическим воздействиям.

Об авторах

М. М. Либлинг
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) ; Институт коррекционной педагогики
Россия

Либлинг Мария Михайловна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательной лаборатории предпрофессионального естественнонаучного образования; заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом

 Нижний Новгород, Москва 



Д. Е. Артемьева
Институт коррекционной педагогики
Россия

Артемьева Дарья Евгеньевна – младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом

Москва 



Список литературы

1. Антонова И. Д., Костин И. А. Особенности школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на первом году обучения // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 78-97. DOI: 10.17759/cpse.2023120304.

2. Борисова Н. В., Розенблюм С. А., Шаргородская Л. В. Психолого-педагогическая помощь школьнику с расстройствами аутистического спектра в основной школе: методические рекомендации к проведению коррекционных курсов. М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2021. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/metodichka-1-2021/ (дата обращения: 13.07.2025).

3. Либлинг М. М., Артемьева Д. Е. Определение специальных образовательных условий обучения предметам естественнонаучного цикла школьников с РАС на уровне основного общего образования // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 4. С. 10. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-4-10.

4. Никольская О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) // Дефектология. 2024. № 2. С. 12-27. DOI: 10.47639/0130-3074_2024_2_12.

5. Хотылева Т. Ю., Галактионова О. Г., Борисова Н. В. Формирование умения решать арифметические задачи у детей, страдающих аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2007. № 4. С. 58-68.

6. Шаргородская Л. В. Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие. М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2023. URL: https://ikp-rao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Osnovnye_usloviya_metody_i_formy_organizacii_obrazovaniya_mladshih.pdf (дата обращения: 13.07.2025).

7. Bae Y. S., Chiang H. M., Hickson L. Mathematical word problem solving ability of children with autism spectrum disorder and their typically developing peers // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45 (7). Pp. 2200-2208. DOI: 10.1007/s10803-015-2387-8.

8. Baron-Cohen S. The hyper-systemizing, assortative mating theory of autism // Progress in NeuroPsychopharmacology & Biological Psychiatry. 2006. Vol. 30 (5). Pp. 865-872. DOI: 10.1016/j.pnpbp.2006.01.010.

9. Baron-Cohen S. Autism: The Empathizing-Systemizing (E-S) Theory // Annals of the New York Academy of Science. 2009. Vol. 11567. Pp. 68-80. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009.04467.x.

10. Chen X., Weko T. Students who study Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) in postsecondary education. US Department of Education, NCES, 2009. Available at: http://nces.ed.gov/pubs2009/2009161.pdf (accessed: 20.06.2025).

11. Cox S. K., Root J. R. Modified schema-based instruction to develop flexible mathematics problem-solving strategies for students with autism spectrum disorder // Remedial and Special Education. 2018. Vol. 41 (3). DOI: 10.1177/0741932518792660.

12. Delisio L. A., Bukaty C. A., Taylor M. Effects of a graphic organizer intervention package on the mathematics word problem solving abilities of students with autism spectrum disorders // Journal of Special Education Apprenticeship. 2018. Vol. 7 (2). Pp. 1-22. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1185372.pdf (accessed: 20.06.2025).

13. Happe F., Booth R., Charlton R., Hughes C. Executive function deficits in autism spectrum disorders and attention-deficit/hyperactivity disorder: Examining profiles across domains and ages // Brain and Cognition. 2006. Vol. 61 (1). Pp. 25-39. DOI: 10.1016/j.bandc.2006.03.004.

14. Hughes E. M., Yakubova G. Addressing the mathematics gap for students with ASD: An evidence-based systematic review of video-based mathematics interventions // Journal of Autism and Development Disorders. 2019. Vol. 6. Pp. 147-158. DOI: 10.1007/s40489-019-00160-3.

15. Iuculano T., Rosenberg-Lee M., Supekar K., Lynch C. J., Khouzam A., Phillips J., Uddin L. Q., Menon V. Brain organization underlying superior mathematical abilities in children with autism // Biological Psychiatry. 2014. Vol. 75 (3). Pp. 223-230. DOI: 10.1016/j.biopsych.2013.06.018.

16. Kaliampos G., Vavougios D. The approach of simple mechanical phenomena in the field of Autism Spectrum Disorders // Educational Journal of the University of Patras UNESCO Chair. 2018. Vol. 5 (2). Pp. 81-88.

17. Latraki G., Soulis S-G. A Systematic Review of Single-Case Research on Science-Teaching Interventions to Students with Intellectual Disability or Autism Spectrum Disorder // Disabilities. 2021. Vol. 1 (3). Pp. 286-300. DOI: 10.3390/disabilities1030021.

18. Polo-Blanco I., Suarez-Pinilla P., Goni-Cervera J., Suarez-Pinilla M., Paya B. Comparison of Mathematics Problem-Solving Abilities in Autistic and Non-autistic Children: the Influence of Cognitive Profile // Journal of Autism Developmental Disorders. 2022. Vol. 54 (1). Pp. 353-365. DOI: 10.1007/s10803-022-05802-w.

19. Siregar N. C., Rosli R., Maat S. M., Alias A., Toran H., Mottan K., Nor S. M. The impacts of mathematics instructional strategy on students with autism: A systematic literature review // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9 (2). Pp. 729-741. DOI: 10.12973/eujer.9.2.729.

20. Tonizzi I., Usai M. C. Math abilities in autism spectrum disorder: A meta-analysis Review // Research in Developmental Disabilities. 2023. Vol. 139. DOI: 10.1016/j.ridd.2023.104559.

21. Wei X., W Yu J., Shattuck P., McCracken M., Blackorby J. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) Participation Among College Students with an Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism Developmental Disorders. 2013. Vol. 43 (7). Pp. 1539-1546. DOI: 10.1007/s10803-012-1700-z.

22. Yusaini N. A., Maat S. M., Rosli R. Touch-Point Mathematics Instruction for Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Literature Review // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2019. Vol. 9 (3). Pp. 609-625. DOI: 10.6007/IJARBSS/v9-i3/5730.


Рецензия

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)