Взаимосвязи конструктивного страха и актуального самовосприятия студентов высшей школы на этапе самоизоляции
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-8
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются отдельные результаты (конструктивный страх и показатели актуального самовосприятия) эмпирического исследования 127 студентов, находящихся в условиях самоизоляции в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы. Для изучения статистических связей в работе использовался авторский метод, позволяющий изучать наряду с линейными связями простейшие нелинейные зависимости: с максимумом и с минимумом, далекие по форме от линейных монотонные и почти монотонные. Все это, расширяя спектр выявляемых зависимостей, дает возможность лучше понять сложный предмет психологического исследования, в том числе тревожность, явно не вписывающуюся в линейные модели.
Результаты исследования. В статье подробно проанализированы как с психологической, так и с методологической позиции (нелинейность природы психологических данных) результаты, посвященные феномену конструктивного страха у студентов и его зависимости от компонент актуального самовосприятия. Все линейные корреляции между показателями конструктивного страха и компонентами актуального самовосприятия не превосходят 0.21, т.е. они крайне слабые, и говорить о поставленной проблеме с позиции линейных моделей неприемлемо. Для двух показателей конструктивного страха и 26 показателей актуального самовосприятия в рамках модели зависимостей для кварт независимых переменных было выявлено три сильных простейших нелинейных зависимости, демонстрирующих ошибку 1 типа, когда корреляция крайне мала, меньше по модулю даже «значимого» значения (0.17), а потому связи нет в рамках линейной модели корреляционного анализа. При этом традиционного исследователя между показателями конструктивного страха и актуального самовосприятия, скорее всего, заинтересуют 6 «значимых» зависимостей, которые, несмотря на то, что они слабые и очень слабые, не превышающие 0.21 (0.17<|r|<0.21), он может рассматривать как достойный для интерпретации результат, что недопустимо с позиции объективного изучения феномена конструктивного страха, так как такие зависимости справедливы не более, чем для 15-20 % представителей изучаемой выборки.
Обсуждение и заключения. Рассмотренные в статье результаты показывают, что при изучении тревожности, только переход к простейшим нелинейным моделям позволяет находить новые сильные связи между изучаемыми показателями и строить на их основе содержательные интерпретации, избегая традиционных ошибок, при ориентации на линейные модели.
Ключевые слова
Об авторах
М. М. БасимовРоссия
Басимов Михаил Михайлович – доктор психологических наук, доцент.
Москва
Т. М. Сорокина
Россия
Сорокина Татьяна Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Абрамова Н.М. Исследование личности суицидентов с помощью Я-структурного теста Аммона // Вестник психотерапии. 2004. №12 (17). С. 91-96.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб.: Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1995. 200 с.
3. Бабиянц К. А., Коломийченко Е. В., Хажуев И. С. Особенности самоотношения студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, в связи с самовосприятием физической и эстетической модальностей Я-образа // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 1. С. 25-38. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.2.
4. Басимов М. М. Изучение статистических связей в психологических исследованиях: Монография. М.: РАО, Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 432 с.
5. Басимов М. М. Природа статистических связей в психологии. М.: Издательский дом «УМЦ», 2023. 516 с. URL: https://www.litres.ru/book/irina-semchuk/priroda-statisticheskih-svyazey-v-psihologii-69927934/ (дата обращения: 18.06.2025).
6. Басимов М. М. Взаимосвязи шкал дефицитарного страха и актуального самовосприятия студентов во время самоизоляции // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). С. 109-121. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-109-121.
7. Басимов М. М. Причины роста деструктивного страха при трансформации отдельных компонент актуального самовосприятия // Вестник университета. 2022. № 12. С. 207-216.
8. Басимов М. М. Регрессионные модели слабых «значимых» корреляций для несимметричных зависимостей с минимумом // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2024. Т. 23, № 4 (173). С. 15-27. DOI: 10.17922/2071-5323-2024-23-4-15-27.
9. Басимов М. М. Анализ и интерпретация односторонности нелинейных зависимостей на конкретных примерах психологических шкал // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2024. Т. 23, № 1 (170). С. 7-15. DOI: 10.17922/2071-5323-2024-23-4-15-27.
10. Басимов М. М. «Значимая» корреляция и реальная типология зависимостей в рамках показателей популярных психодиагностических методик (расчет по 9 тестам) // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 1 (46). С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-1-6.
11. Каменецкая Е. В. Я-функция тревоги (страха) и защита эго у женщин с нарушением пищевого поведения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 70-74.
12. Михайлова И. В., Таскина С. В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2017. № 4. С. 60-67. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-60-67.
13. Осипова С. А., Курпатов В. И. Изменение Я-структуры личности при формировании невротических депрессий // Вестник психотерапии. 2008. № 27 (32). С. 24-27.
14. Столярская Е. В. Самовосприятие и самоактуализация у студентов вуза // Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи: сборник научных статей / под ред. И. А. Фурманова. Минск: БГУ, 2013. С. 131-141.
15. Цветкова Н. А., Кисляков П. А., Володарская Е. А. Особенности смысловой сферы личности и суточного структурирования занятости студентов, переболевших СOVID-19 // Siberian Journal of Life Sciencesand Agriculture. 2021. № 5. С. 285-306. DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-5-285-306.
16. Цветкова Н. А., Петрова Е. А., Савченко Д. В. Особенности личностной направленности, жизненных позиций и эмпатии работающих студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 444-463. DOI: 10.32744/pse.2022.1.28.
17. Сорокоумова С. Н., Цветкова Н. А. Семейная детерминация социофобии у студентов // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2 (47). DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-13.
18. Basimov M. M. Mathematical methods in psychological research (Nontraditional methods). Monograph. Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
19. Basimov M. Study of political preferences and type 2 errors in the traditional correlation approach // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 333. Pp. 11-18.
20. Basimov M. Study of political preferences and type 1 errors in the traditional correlation approach // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 289. Pp. 488-494.
21. Basimov M. M. Methodological problems and fundamental errors in use of correlation analysis for psychological research // International Journal of Psychology. 2023. No. 58 (S1). P. 985.
22. Basimov M., Skinderev R. Dynamics of Political Preferences of Youth in Kurgan Region Based on NBICS-Convergence // Savchenko I. (ed.) Freedom and Responsibility in Pivotal Times, vol. 125. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher, 2022. Pp. 173-181. DOI: 10.15405/epsbs.2022.03.22.
23. Basimov M., Skinderev R. Young People’s Attitude Towards Civil Marriage And Politic Based On Nbics-Convergence // Savchenko I. (ed.) Freedom and Responsibility in Pivotal Times, vol. 125. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher, 2022. Pp. 156-164. DOI: 10.15405/epsbs.2022.03.20.
24. Basimov M. M., Padurina E. A. Child partial self-esteem as a cause of positive parental feelings // International Journal of Psychology. 2023. No. 58(S1). P. 859.
25. Book of Poster Abstracts: The 11th European Congress of Psychology (ECP2009). European Federation of Psychologists’ Associations. Abstracts. 07-10 July 2009 Oslo, Norway. Oslo, 2009.
26. Book of Poster Abstracts The 12th European Congress of Psychology (ECP2011). European Federation of Psychologists’ Associations. 04-08 July 2011 Istanbul, Turkiye. Istanbul, 2011.
27. Book of Poster Abstracts The 14th European Congress of Psychology (ECP2015). European Federation of Psychologists’ Associations. 7-10 July 2015 Milan, Italy. Milan, 2015.
28. Book of abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP2019). European Federation of Psychologists’ Associations. 2-5 July 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Moscow: Moscow University Press, 2019.
29. XXX International Congress of Psychology (ICP2012). Cape Town, South Africa 22-27 July 2012 // International Journal of Psychology. 2012. No. 47 (S1).
30. XXXI International Congress of Psychology (ICP2016). Yokohama, Japan 24-29 July 2016 // International Journal of Psychology. 2016. No. 51 (S1).