Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Персонализм метафизический и персонализм экзистенциальный

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-13

Аннотация

Введение. Актуальность исследования феномена философского персонализма связана с тем, что персонализм – многозначное философское понятие, применяемое в разных контекстах. Он может обозначать как характерную черту мировоззрения (так, например, весьма часто приходится слышать, что для христианского мировоззрения характерен персонализм), так и учение отдельной философской школы (например, французского или русского персонализма). Наконец, персонализм может употребляться в качестве термина, характеризующего учение того или иного мыслителя о личности. Само применение данной категории в отечественной и западной философских традициях имеет определённую разницу. Чтобы понять суть данных разделений и вынести некое мнение по поводу истинности дефиниций, необходимо обратиться к истории вопроса.

Материалы и методы. В качестве методологического базиса использован герменевтический (авторский перевод и интерпретация иноязычных текстов); общенаучные методы: аналитический, синтеза, обобщения; частнонаучные методы: реконструкции философских воззрений западных философов конца XVII – начала XIX веков в сочетании с сравнительно-историческим методом.

Результаты исследования. В исследовании предлагается анализ перехода от субстанциональной модели личности к экзистенциальной. Учение об автономном субъекте имеет своим истоком философию Декарта и получает развитие в новоевропейской философии, находя полноту выражения в трансцендентальной антропологии Канта. Персонализм формируется как своего рода теологическая реакция на рационализм и материалистические тенденции, характерные для данной линии развития философии. Так в опровержение монизма Спинозы возникает плюралистическая монадология Лейбница, являющаяся основой метафизического персонализма. Подобным же образом, в результате споров вокруг пантеизма Спинозы и рациональной религиозности Канта формируется теистический персонализм И. Гамана и Ф. Якоби, ставший основой традиции, приведшей к экзистенциальному персонализму.

Обсуждение и заключения. В результате исследования можно сделать ряд выводов. Так, можно говорить о субстанциональном персонализме христианской традиции, с его учением о человеческой ипостаси, обладающей индивидуальными телом и душой; о метафизическом персонализме, имеющем своей основой монадологию Лейбница, и об экзистенциальном персонализме, формирующемся в противостоянии с субъективизмом и рационализмом Канта в религиозно-философской мысли И. Гамана и Ф. Якоби.

Об авторах

Д. В. Семикопов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Семикопов Даниил Викторович – кандидат философских наук, доцент.

Нижний Новгород



В. К. Спирин
Нижегородская духовная семинария
Россия

Спирин Василий Константинович – магистр, магистратура по направлению Философия, первый проректор.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. СПб.: Наука, 2007. 351 с.

2. Бердникова А. Ю. Неолейбницианство в России. М.: ИФ РАН, 2021. 248 с.

3. Берлин Исайя. Северный волхв. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 176 с.

4. Гаман И. Г. Aesthetica in nuce // Гильманов Β. Х. Философия «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград: КГУ, 2003 С. 477-545.

5. Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006. 487 с.

6. Гердер И. Г. Трактат о происхождении языка. М.: ЛКИ, 2007. 88 с.

7. Делёз Ж. Лекции о Лейбнице. 1980, 1986/87. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 376 с.

8. Иваненко А. А. Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля // EINAI. 2015. Т. 4 (1/2). С. 149-154.

9. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках: в 4-х тт. Т. 3. М.: Ками, 1997. 784 с.

10. Кюн М. Кант: биография. М.: Дело РАНХиГС, 2022. 608 с.

11. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004.

12. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982. 636 с.

13. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 551 с.

14. Луцик Р. В., Колесникова А. В. Монадология и теодицея Лейбница в свете современной науки (Макс Планк и Лейбниц) // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 27 апреля 2017 г.). Новосибирск, 2017. Ч. 2. С. 10-12.

15. Майоров Г. Г. Лейбниц как философ науки // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. / [редколл.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский и др.]. М., 1984. Т. 3. С. 3-40.

16. Нарский И. С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. / [редколл.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский и др.]. М., 1983. Т. 2. С. 3-46.

17. Новая философская энциклопедия. Энциклопедия: в 4 тт. Т. 3. М.: Мысль, 2010. 692 с.

18. Переписка из трех углов. [А. В. Соболев, В. Р. Рокитянский, А. А. Пинский] // История философии. 1998. № 2. С. 100-140.

19. Половинкин С. М. Русский персонализм. М.: Изд. Дом «СИНАКСИС», 2020. 1156 с.

20. Соболев А. В. О русской философии. СПб.: Издательский дом «МIРЪ», 2008. 496 c.

21. Соболев А. В. Россия спасется только как великая Россия // Агафонов В., Рокитянский В. Россия в поисках будущего. [Сб. интервью]. М., 1993. С. 210-221.

22. Сергеев К. А., Коваль О. А. Монадология Лейбница: субстанция, субъект, истина // Я. (А.Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 475-506. (Серия «Мыслители». Выпуск X).

23. Соколов В. В. Философский синтез Готфрида Лейбница // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. / [редколл.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский и др.]. М., 1982. Т. 1. С. 3-77.

24. Соколов В. В. Философское значение «Теодицеи» Лейбница // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. / [редколл.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский и др.]. М., 1989. Т. 4. С. 3-48.

25. Русская религиозная философия: учебник бакалавра теологии / под общ. ред. К. М. Антонова. М.: Учебный комитет русской православной Церкви, 2024. 616 с.

26. Фалёв Е. В. Новый «коперниканский поворот» в философии сознания: Кант и Гуссерль // Иммануил Кант и философия сознания: монография. Калиниград: БФУ им. И. Канта, 2024. С. 178-225.

27. Философская энциклопедия. Т. 4 / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская Энциклопедия, 1967. 592 с.

28. Френч М. Лик Премудрости / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. Н. К. Бонецкой. СПб.: ООО «Издательство «Росток»», 2015. 527 с.

29. Чернов С. Л., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М: Прогресс-Традиция, 2010. 620 с.

30. Bengtsson J. O., Williams T. D., Personalism // Stanford Encyclopedia of Philosophy. Available at: https://plato.stanford.edu/entries/personalism/ (accessed: 08.03.2025).

31. Bengtsson Jan O. The Worldview of Personalism: Origins and Early Development. Oxford: Oxford University Press, 2006. 310 p.

32. Williams Thomas D. Who is my neighbor?: personalism and the foundations of human rights. Catholic University of America Press, 2012. 358 p.


Рецензия

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)