Дидактические средства формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности: тактики и стратегии
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-4
Аннотация
Введение. В эпоху глобализации мировой экономики возрастает роль взаимовыгодного и конструктивного диалога в мировом профессиональном пространстве. В связи с этим приоритетную роль играет конструктивное речевое воздействие, в частности в конфликтных ситуациях, возникающих в педагогической деятельности. Цель исследования заключается в апробации модели формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Исследование основано на положениях концепций педагогической поддержки, коммуникативного, ситуационного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов к формированию и развитию когнитивных знаний, психологической устойчивости и педагогическим функциям в конфликтном коммуникативном воздействии обучающихся. Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ качественных и количественных результатов эмпирического материала, методическая интерпретация данных.
Результаты исследования. Разработана модель формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности, эмпирически обоснованы педагогические условия и апробирован дидактический инструментарий ее реализации. Содержание курса «Основы педагогического мастерства» дополнено учебно-методическим пособием «Коммуникативная конфликтология», содержащим образовательный модуль «Речевые тактики в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности педагога», в котором представлен коммуникативный практикум, направленный на расширение конфликтологических знаний, тактичное проявление и регулирование мотивов и потребностей в конфликтных ситуациях (выражать интерес к конструктивному разрешению конфликта, объективно и толерантно воспринимать коммуникативные намерения говорящего, контекст применения той или иной речевой формулы), речевых поступков (умение управлять процессом деструктивного речевого взаимодействия, создавать и поддерживать дружелюбную атмосферу, снижать степень непонимания между конфликтующими сторонами и уровень конфликтности).
Обсуждение и заключения. Формирование у будущего педагога опыта конструктивного урегулирования речевого поведения обучающихся в конфликтных ситуациях в рамках реализации обучающих, воспитательных и развивающих задач происходит благодаря применению в образовательном процессе игровых, моделирующих, личностно и социально ориентированных педагогических технологий, основанных на проблемном обучении.
Об авторах
Т. В. СергееваРоссия
Сергеева Татьяна Вячеславовна – старший преподаватель образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук».
Калининград
Н. В. Самсонова
Россия
Самсонова Надежда Владиславовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук».
Калининград
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
2. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: приемы диалогизации в речи учителя с целью оптимизации педагогического общения // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 109-112.
3. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке. Саратов, 2007. С. 158.
4. Белкина В. Н. Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей // Ярославский педагогический вестник. 2000. № 2. С. 85-90.
5. Волкова О. С. О тактиках толерантного речевого поведения в коммуникативной ситуации «конфликт» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2008. № 2 (8). С. 137-141.
6. Галяшина Е. И., Никишин В. Д. Деструктивное речевое поведение в цифровой среде: факторы, детерминирующие негативное воздействие на мировоззрение пользователя // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74, № 6 (175). С. 79-94. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.175.6.079-094.
7. Гладров В., Которова Е. Г. Контрастивное изучение моделей речевого поведения // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 27-39.
8. Гончарова Л. М., Ковшова Н. В. Речевые стратегии и тактики в педагогическом дискурсе // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение: сборник научных трудов VI Междунар.науч.-практич конфер.; 20–21 окт. 2022 г. Орел: Картуш, 2022. С. 181-187.
9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
10. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: электронный учебно-методический комплекс. Красноярск: НИИ АММ КрасГАУ, 2013. URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/00b_soderz.html (дата обращения: 25.09.2024).
11. Игнатенко М. С. Компетентность в области конфликтного взаимодействия // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 267-304.
12. Ипполитова Н. И. Педагогическая риторика. М., 2001. 13 с.
13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. 288 с.
14. Китаева Т. В. Речевое поведение как проблема социализации // Карповские научные чтения: сб. науч. ст.: Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1. Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. С.176-179.
15. Король Е. В., Жигулина Ю. О. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Филология. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 145-149.
16. Майер А. А., Лыкова И. А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 77-98. DOI: 10.15293/2658-6762.2302.04.
17. Макарова Д. В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 370 с.
18. Моногарова А. Г., Ширяева Т. А., Багиян А. Ю. Речевое поведение британских политиков в обсуждении Брексита: прагматика, гендер и коммуникативное доминирование в политическом медиадискурсе // Научный диалог. 2020. № 10. С. 114-127. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-10-114-127.
19. Никитина Г. А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2016. 109 с.
20. Полякова Л. С. Понятие «Речевое поведение»: теоретические аспекты // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 44-47.
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 10.09.2024).
22. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
23. Самсонова Н. В., Гам А. В. Использование этических заданий как средства развития социокультурной идентичности младших школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 263-279. DOI: 10.32744/pse.2021.4.17.
24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
25. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
26. Сергеева Т. В., Самсонова Н. В. Реализация конструктивного речевого поведения педагога в конфликтной образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 9. С. 918-925. DOI: 10.30853/ped20230135.
27. Сковородников А. П. Коммуникативные стратегии и тактики// Эффективное речевое общение: базовые компетенции: словарь-справочник. Красноярск: Изд-во Сибир. фед. ун-та, 2012. С. 246-247.
28. Степанов Ю. С. Имена, предикаты, предложения: Семиологическая грамматика. М.: Наука, 1981. 376 с.
29. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.: с изменениями на 05 апреля 2021 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901713538 (дата обращения: 10.09.2024).
30. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: с изменениями на 24 марта 2021 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 10.09.2024).
31. Филиппова О. А. Обучение эмоциональному речевому воздействию: учебное пособие. М.: Изд-во НАУКА, 2012. 143 с.
32. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: монография. М.; Волгоград: Перемена, 2000. 367 с.
33. Щербакова О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 78-83.
34. Яренчук Е. Э. Речевые стратегии и тактики коммуникативного саботажа в ток-шоу // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. С. 67-75.
35. Buryak N. Yu. Conceptual approaches to the study of the culture of the linguistic personality in the linguistic paradigm // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 9-1 (60). Pp. 62-65. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-9-1-62-65.
36. Ibraimkulov A., Khalikova K., Yerimbetova A., Gromaszek K. Enhancement of Digital Literacy of Students with Disabilities // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11, no. 2. Pp. 388-407. DOI: 10.13187/ejced.2022.2.388.
37. Kotova I. Yu., Srebryanskaya N. A., Bakhmetieva I. A., Ignatenko N., Zlenko I. Verb-centered means of expressing self-presentation in the Englishlanguage job-hunting discourse // Forum for Linguistic Studies. 2023. Vol. 5, no. 3. Pp. 18-42. DOI: 10.59400/fls.v5i3.1842.
38. Skinner B. F. Verbal Behavior. Acton, MA: Copley Publishing Group, 1957. 489 p.
39. Vorozhbitova A. A., Yuryeva A. V., Timofeyev A. V., Ignatyeva O. V. Linguistic Rhetorical Ideal as a Development Factor of Multiethnic, Sociocultural and Educational Space in the Aspect of the Formation of a Professional Linguistic Personality // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, no. 1. Pp. 177-188. DOI: 10.13187/ejced.2020.1.177.
40. Wynn C. J., Borrie S. A. Classifying conversational entrainment of speech behavior: An expanded framework and review // Journal of Phonetics. 2022. Vol. 94. P. 101173. DOI: 10.1016/j.wocn.2022.101173.
41. Zheltukhina M. R., Zyubina I. A., Busygina M. V., Baranova K., Ponomarenko E. Lexical and grammatical means of expression of dominant assessment in media speech of virtual language personality in blogs: gender aspect // XLinguae. 2023. Vol. 16, no. 1. Pp. 92-108. DOI: 10.18355/XL.2023.16.01.07.
42. Zyubina I. A., Dzyubenko A. I., Borisenko V. A., Popova O. V., Prokopyev A. I. Implicit linguopragmatic strategies of speech behavior of English-speaking prosecutors // XLinguae. 2019. Vol. 12, no. 4. Pp. 92-102. DOI: 10.18355/XL.2019.12.04.08.
43. Zyubina I. A., Filippova M. Yu., Minakova N. A., Krivoshlykova L. V., Anikeeva I. G. Synchronous personal method of language studying speech behavior in implicit pragmalinguistics // XLinguae. 2020. Vol. 13, no. 4. Pp. 81-90. DOI: 10.18355/XL.2020.13.04.06.