Эколого-личностная модель инновационной среды дошкольной образовательной организации: профессионально-педагогический аспект
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-1
Аннотация
Введение. В современном информационном обществе инновации являются стратегическим ресурсом, во многом определяющим конкурентоспособность любой организации, в том числе дошкольной образовательной. В этой связи становится значимым поиск эффективных управленческих механизмов компетентного введения инноваций в дошкольную практику. Одним из таких механизмов является создание в дошкольной образовательной организации инновационной среды, благоприятной для генерирования новых идей, создания и внедрения в педагогический процесс новшеств, существенно повышающих его результативность. Анализ научной литературы показывает, что данная проблема не подвергалась системному рассмотрению, в связи с чем отсутствуют научно обоснованные подходы к ее решению. Этот факт делает актуальным определение методологических ориентиров моделирования инновационной среды дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Междисциплинарный теоретический анализ психологической, управленческой, педагогической, экономической литературы по проблемам инноватики, среды и средообразования, инновационного менеджмента; метод моделирования инновационной среды дошкольной образовательной организации.
Результаты исследования. В контексте эколого-личностного подхода и с опорой на разработанную В.А. Ясвиным структурно-функциональную модель образовательной среды создана модель инновационной среды дошкольной образовательной организации, включающая социально-психологический, пространственно-предметный и деятельностный компоненты. В этой модели инновационная среда определена как качественная характеристика профессионально-педагогической среды, источник и фактор успешной созидательной деятельности педагога и как ресурс развития типа личности с творческим мышлением. Показано, что значимой особенностью такой среды является единство возможностей и условий для инновационной деятельности.
Обсуждение и заключения. Разработанная эколого-личностная модель инновационной среды дошкольной образовательной организации, раскрывающая ее сущностные характеристики, такие как двойственность природы, динамичность, управляемость, системно-структурная и событийно-ситуационная организация, ресурс профессионально-личностного развития педагога, углубляет научные представления о данном феномене педагогической действительности.
Об авторе
О. А. СафоноваРоссия
Сафонова Ольга Александровна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИЦ стратегических педагогических исследований.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Акиншина О. В., Леви Н. Н. Инновационные подходы к образовательной среде в ДОУ // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 6. С. 48-59.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2017. 96 с.
3. Булынский Н. И. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. 286 с.
4. Веснина О. О. Инновационная среда: подходы к определению, сущность и структура // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 19-24.
5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 461 с.
6. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин [и др.]. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 327 с.
7. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М., 2013. 362 с.
8. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Родионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
9. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 21 с.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., под научн. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
11. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании. Костанай, 1997. 242 с.
12. Мануйлов Ю. С. Воспитание средой (сб. статей разных лет). Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. 119 с.
13. Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. Управление знаниями в корпорациях / под ред. Б. З. Мильнера. М.: Дело, 2006. 97 с.
14. Нововведения во внутришкольном управлении / под общ. ред. А. М. Моисеева. М., 1998. 272 с.
15. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М., 1995. 64 с.
16. Панасюк В. П. Системное управление качеством образования в школе: монография / под ред. А. И. Субетто. 2-е изд. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 239 с.
17. Панов В. И. Экопсихология. Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.
18. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ «Сфера», 2018. 136 с.
19. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы (Москва, 12-14 апреля 2000). М.; Самара: МГППИ, 2001. С. 77-81.
20. Сафонова О. А., Афанасьева М. Ф. Квалитативная развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. № 9. С. 77-83.
21. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224 с.
22. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 576 с.
23. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172-176.
24. Типушков С. В. Инновационная образовательная среда школы как объект управления // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 394-400.
25. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. М., 2000. 425 с.
26. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов. М., 2008. 256 с.
27. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 217. с.
28. Яковлева Г. В. Феномен инновационной методической работы в дошкольной образовательной организации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. Вып. 9, № 23. С. 117-120.
29. Яковлева Г. В. Научное отражение феномена инновационной методической работы в дошкольной образовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2 (2). С. 334-337.
30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 115 с.
31. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
32. Duncan O. D., Schore L. F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // American Journal of Sociology. 1969. Vol. 65, no. 2. Pp. 132-136.