Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Специфика педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-7

Аннотация

Введение. Подготовке педагогов к выполнению изменяющихся профессиональнопедагогических функций посвящен ряд исследований (М. М. Асильдерова, И. О. Елеференко, Е. В. Пискунова, И. Ю. Степанова и др.). Обновление содержания, методик и технологий такой подготовки педагогов СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» представляется затруднительным без обстоятельного исследования специфики педагогической деятельности. Цель – исследование специфики педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Материалы и методы. Методология: для исследования профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения как системы, анализа специфики преподавания по образовательным программам СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» применены целостный (холистический) подход (В. С. Ильин, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев) и системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин). Методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия.
Результаты исследования. Специфика педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» раскрыта через предмет профессиональной педагогики (Б. С. Гершунский), законы профессиональной педагогики (С. Я. Батышев), закономерности обучения в профессиональной школе (С. Я. Батышев, Г. И. Ибрагимов, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков) и соответствующие им дидактические принципы (Г. В. Мухаметзянова, Н. Н. Шамрай).
Обсуждение и заключения. Научная новизна: взгляды на законы профессиональной педагогики, закономерности педагогического процесса, характерные для профессиональных образовательных организаций, и принципы обучения в профессиональной школе обобщены и соотнесены между собой в контексте профессиональной технологической культуры (как основания содержания профессионального образования), образовательной и педагогической деятельности (как основания процесса профессионального образования). Практическая значимость: специфические аспекты педагогической деятельности педагогов профессионального учебного цикла могут быть использованы для дальнейшей работы по обновлению содержания, методик и технологий подготовки педагогов инженерного дела, технологий и технических наук к выполнению изменяющихся профессионально-педагогических функций.

Об авторе

С. А. Седов
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Россия

Седов Сергей Алексеевич – кандидат педагогических наук, доцент 

Scopus ID: 57206031253, Researcher ID: O-4510-2016 

Елабуга



Список литературы

1. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 39 с.

2. Дементьева О. М. Реализация принципа профессиональной мобильности в учреждениях профессионального образования // Социальные отношения. 2013. № 1 (6). С. 84-88.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Юрайт, 2020. 395 с. ISBN 978-5-534-10225-3.

4. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / ответственные редакторы: Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Выпуск 7. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. С. 64-75.

5. Ибрагимов Г. И. С. Я. Батышев о законах профессиональной педагогики // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015 года. Том I. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 16-21.

6. Ибрагимов Г. И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4 (105). С. 9-26.

7. Калашников А. Г. Проблемы политического образования. М.: Педагогика, 1990. 366 с. ISBN 5-7155-0260-8.

8. Кирсанов А. А., Иванов В. Г., Кондратьев В. В. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 4. С. 228-249.

9. Королева Е. Г. Профессиональная социализация в условиях продуктивного обучения // Человек и образование. 2018. № 1 (54). С. 109-113.

10. Мелецинек А. Инженерная педагогика: практика передачи технических знаний / [Арутюнова Г. И., Приходько В. М. (пер.)]. М.: МАДИ (ТУ), 1998. 173 с. ISBN 5-7038-1318-2.

11. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с. ISBN 978-5-7262-9975-4.

12. Основы инженерной педагогики / под ред. А. А. Кирсанова. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 498 с. ISBN 5-7962-0085-2.

13. Политехнический подход в изучении техники / под ред. П. Р. Атутова. М.: АПН СССР, 1986. 43 с.

14. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 (ред. от 20.01.2021) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30861) // Гарант.ру: информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70558310/ (дата обращения: 09.09.2025).

15. Приходько В. М., Сазонова З. С. Инженерная педагогика – основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 6-12.

16. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с. ISBN 5-85449-092-7.

17. Профессиональная педагогика / под ред. А. М. Новикова, С. Я. Батышева. М.: Издательство Эгвес, 2009. 456 с. ISBN 5-85449-092-7.

18. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015.

19. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации // Дискуссия. 2014. № 5 (46). С. 123-127.

20. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры. М.: Вентана-Граф, 2003. 175 с. ISBN 5-9252-0534-0.

21. Статистика // Минпросвещения России: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 09.09.2025).

22. Теория и практика политехнического обучения: межвузовский сборник научных трудов / [редкол.: М. Н. Скаткин (отв. ред.) и др.]. Ростов н/Д: РГПИ, 1981. 115 с.

23. Хамитов И. С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 20 с.

24. Хотунцев Ю. Л. П. Р. Атутов и концепция формирования технологической культуры молодежи // Современное технологическое образование: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Петра Родионовича Атутова, Улан-Удэ, 17–18 июня 2021 года. УланУдэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. С. 10-14.

25. Цвык В. А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2003. № 4-5. С. 258-269.

26. Шабалов С. М. Политехническое обучение. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 728 с.

27. Щипанова Д. Е. Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. 119 с. ISBN 978-5-8050-0702-7.


Рецензия

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)