Разработка понятийного аппарата предметной области женской профессиональной ментальности в психологии
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-10
Аннотация
Введение. В настоящее время в нашей стране реализуется множество программ, направленных на поддержку женской занятости и профессионального развития через разнообразные образовательные и творческие инициативы. Исследование женской профессиональной ментальности поможет разработать более обоснованные с психологической точки зрения предложения для программ поддержки самореализации женщин в профессиональной сфере. Цель статьи – разработать понятийный аппарат предметной области женской профессиональной ментальности, которая позволит описать ее с необходимой и достаточной степенью полноты.
Материалы и методы. Категориальный метод мутаций (перестановок) категорий, основанный на информационно-динамическом подходе.
Результаты исследования. 1) Синтезированы новые понятия (эмоциональные, интуитивные и компетентностные ресурсы женской профессиональной ментальности; целевая, результативно-оценочная и мотивационная саморегуляция; подходы к осуществлению, результаты и характеристики, влияющие на результат интеллектуальной деятельности; социально-культурная, учебно-образовательная и профессионально-трудовая обусловленность развития; целеориентирующее, результативно-ориентирующее управление и управление мотивационным компонентом, которые представляют собой комплекс категорий и понятий для описания феномена женской профессиональной ментальности. 2) Выполнена интерпретация синтезированных понятий и выделены обобщенные аспекты женской профессиональной ментальности (ресурсы, саморегуляция, содержание, логика развития и управление женской профессиональной ментальностью) в соответствии с группами синтезированных понятий.
Обсуждение и заключения. Разработанный понятийный аппарат предметной области женской профессиональной ментальности: 1) описывает женскую профессиональную ментальность с необходимой и достаточной степенью полноты; 2) дает системное представление о феномене; 3) определяет направления для дальнейшего исследования данной предметной области.
Об авторе
Д. Б. ШтриковаРоссия
Штрикова Дарья Борисовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и системного анализа теплоэнергетических и социотехнических комплексов.
Самара
ResearcherID D-7890-2014, Scopus Author ID 57209182415
Список литературы
1. Ануфриева Е. В. Феминность как форма гендерного самосознания: дис. … канд. философ. наук, Волгоград, 2001. 143 с.
2. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2022. 227с. DOI: 10.12737/991914.
3. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 101-113. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-101-113.
4. Гендерная ментальность российской молодежи: психологический портрет / под науч. ред. О. И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2020. 230 с.
5. Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: МПСИ, 2005. 464 с.
6. Гусаченко О. И. Профессиональный менталитет педагога // Учитель. 2004. № 5.С. 68-70.
7. Гуцыкова С. В. Проблемное поле профессионального менталитета и ментальность субъекта труда // Организационная психология и психология труда. 2019. № 2. С. 153-170.
8. Карпицкий Н. Н. Философские формы выражения женской экзистенциальной позиции // Вестник угроведения. 2013. № 4 (15). С. 100-109.
9. Козлова К. С. Сфера услуг (социально-философский аспект явления) // Вестник ОмГУ. 2011. № 4. С. 277-286.
10. Колпакова Л. В. Проявление гендерной специфики эмоциональной сферы личности в языке // Вестник ТГПУ. 2018. № 6 (195). С. 62-27.
11. Кремень Ф. М. Динамика системообразующих свойств профессиональной ментальности педагога: дис. … канд. психол. наук. Смоленск, 2002. 190 с.
12. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.
13. Митина Л. М. Психологические особенности смысложизненных ориентаций современного человека: профессионал или маргинал // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М.: Психологический институт РАО, 2017. С. 43-47.
14. Мочалова Н. Ю. Новый образ женской ментальности в глобализирующемся мире // Историческая наука и историческое образование в условиях глобальных трансформаций: материалы XXV Всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений, Екатеринбург, 23–26 марта 2021 г. Екатеринбург, 2021. С. 106-109.
15. Насырова С. И. Тезаурус предметной области человеко-ориентированной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. № 12 (6). С. 95-111.
16. Николаева Е. А. Женское литературное творчество в России как воплощение особого ментального типа: дис. … д-ра культурол. наук. Саранск, 2005. 458 с.
17. Никоненко Н. В. Исследование гендерных особенностей принятия решений // Мир педагогики и психологии. 2017. № 6 (11). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-gendernykh-osobennostej-prinyatiya-reshenij.html (дата обращения 02.12.2024).
18. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1994. № 2. С. 41-49.
19. Поспелова И. Ю. К вопросу о структуре профессиональной ментальности психолога // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 5 (12). С. 329-331.
20. Соколов А. Г. Менталитет как категория исследования в педагогике и психологии. URL: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34638.doc.htm (дата обращения: 20.01.2025).
21. Сонин В. А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя: дис. … д-ра психол. наук. Смоленск, 1997. 251 с.
22. Тонкошкурова И. В. Становление профессиональной ментальности инженера в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 232 с.
23. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2024. 334 с.
24. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 283 с.
25. Ingalhalikar M., Smitha A., Parkera D., et al. Sex differences in the structural connectome of the human brain // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2014. Vol. 111, no. 2. Pp. 823-828. DOI: 10.1073/pnas.1316909110.