Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Позиция по отношению к учебной деятельности одаренных младших школьников

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-9

Аннотация

Введение. В статье представлен анализ различных аспектов учебной мотивации и удовлетворенности школой как важной стороны психологического благополучия детей в младшем школьном возрасте. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, посвященные этим вопросам.

Материалы и методы. В качестве методов исследования были использованы теоретический метод (анализ научных источников), экспериментальный метод (психодиагностические методики), методы обработки, интерпретации и представления экспериментальных данных. В исследовании приняли участие одаренные младшие школьники, 74 ученика, обучающихся в 3-4 классах школы с обогащенной программой. В качестве контрольной группы – 80 детей, обучающихся в 3-4 классах средней общеобразовательной школы.

Результаты исследования. Показано, что в мотивационном профиле у одаренных детей в большей степени выражена субъектная позиция по отношению к учебной деятельности, чем объектная, в то время как у их сверстников с нормативным интеллектуальным развитием эти позиции равно значимы. Показана также положительная связь удовлетворенности школой с субъектной позицией и отрицательная – с негативной позицией по отношению к учебной деятельности. Не выявлена связь удовлетворенности школой с объектной позицией.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной проверки можно сделать вывод о том, что одаренные младшие школьники (с высоким уровнем интеллектуального развития, находящиеся в обогащенной образовательной среде) к концу обучения в начальных классах быстрее утрачивают значимость внешней мотивации, лежащей в основе объектной позиции и поэтому в большей мере ощущают себя субъектами учебной деятельности, чем их нормотипичные сверстники.

Об авторах

И. Ю. Кулагина
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Кулагина Ирина Юрьевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, факультет психологии образования.

Москва



Е. В. Апасова
Московский психолого-социальный университет
Россия

Апасова Екатерина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики.

Москва



Список литературы

1. Антопольская Т. А., Антопольский А. К., Логвинова М. И., Силаков А. С. Исследование развития субъектности подростков поколения Z в условиях дополнительного образования // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 22-34. DOI: 10.22204/2587-8956-2022-114-03-22-34.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

3. Воронкова И. В., Лагутина Е. Н., Адаскина А. А. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 1. C. 32-48. DOI: 10.17759/psyedu.2022140103.

4. Глазунова О. И., Глебова М. М. Проблемы диагностики субъектности в проектной группе // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20, № 3. С. 99-108. DOI: 10.17759/chp.2024200310.

5. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 32-42. DOI: 10.17759/pse.2019240303.

6. Гущина Т. Н., Селиванова О. Г. Педагогическое сопровождение становления субъектности старшеклассника // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 123-140. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-123-140.

7. Зарецкий Ю. В. Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 99-110.

8. Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция школьников по отношению к учебной деятельности в разных возрастных периодах: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2014. 206 с.

9. Камнев А. Н., Михайлова Т. А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. C. 57-71. DOI: 10.17759/psyedu.2021130104.

10. Канонир Т. Н., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями «Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников» // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 64-74. DOI: 10.17759/jmfp.2018070306.

11. Константинова Н. И., Мамушкина О. И. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся средних классов музыкальной школы // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 2. C. 117-133. DOI: 10.17759/bppe.2023200210.

12. Кортенко С. В. Развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2024. Вып. 20. С. 74-81.

13. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Индивидуальный стиль образовательной деятельности школьника в контексте его субъектности // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 145-153. DOI: 10.32744/pse.2018.5.16.

14. Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Позиции по отношению к учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2024. № 4 (69). С. 329-343. DOI: 10.51944/20738544_2024_4_329.

15. Кулагина И. Ю., Кравцова М. А. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 4. C. 36-51. DOI: 10.17759/psyedu.2022140403.

16. Леонтьев Д. А. От феномена самостоятельности к механизмам самодетерминации // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. № 1. С. 142-161. DOI: 10.17323/vo-2024-17626.

17. Мелик-Пашаев А. А. Актуализация одаренности: деятельность и созерцание. Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Т. 17, № 2. С. 50-62. DOI: 10.11621/TEP-24-11.

18. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008 (дата обращения: 02.02.2025).

19. Островерх О. С. Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектности ее участников // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 3. C. 16-27. DOI: 10.17759/pse.2022270302.

20. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года // Правительство Российской Федерации: сайт. URL: http://government.ru/docs/41399/ (дата обращения: 02.02.2025).

21. Поздеева С. И., Дроздецкая И. А. Концепция благополучного и безопасного детства: сущность, проблемы, рекомендации для родителей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 4 (50). С. 80-86. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-80-86.

22. Семенова Н. А. Благополучие и безопасность детства: педагогические аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4 (98). С. 22-31. DOI: 10.21510/18173292_2023_102_4_22_31.

23. Учебная мотивация: разработка методического инструментария / под ред. Н. Н. Толстых. М.: ИНФРА-М, 2024. 183 с. DOI: 10.12737/2055741.

24. Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 170-181. DOI: 10.17759/exppsy.2019120313.

25. Филипова А. Г., Толвайшис Л., Ракитина Н. Э. Пространственный взгляд на детство: о географии детства, субъектности ребенка и трендах социологической науки // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 93-99. DOI: 10.17223/15617793/475/12.

26. Цой Л. В., Кулагина И. Ю. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 1. С. 3-16. DOI: 10.17759/psyedu.2022140101.

27. Шумакова Н. Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1, № 1. С. 34-46. DOI: 10.17759/ssc.2020010103.

28. Шумакова Н. Б. Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. C. 61-77. DOI: 10.17759/psyedu.2022140304.

29. Щебланова Е. И. Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьников // Теоретическая и экспериментальная психология 2024. № 17 (2). С. 128-143. DOI: 10.11621/TEP-24-16.

30. Экологичность поведения: человек и окружающая среда / под ред. Ю. П. Зинченко и В. И. Панова. М.: ФНЦ ПМИ, 2023. 147 с.

31. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. 416 с.

32. Юркевич В. С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. C. 128-138. DOI: 10.17759/pse.2021260610.

33. Юркевич В. С. От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода» // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. C. 33-43. DOI: 10.17759/jmfp.2021100403.

34. Alkhawaldeh M. A., Alwaely S. A., Al Sabi Y. N., et al. Parents’ Role in Gifted Students’ Educational Issues and Development // Information Sciences Letters. 2023. Vol. 12, no. 3. Pp. 1215-1221. DOI: 10.18576/isl/120312.

35. Barrera-Algarín Е., Fernández R., Vallejo А., Fernández-Reyes Т. Experimental study on quality of life and overload in families caring for gifted children // Anduli. 2025. Vol. 27. Pр. 1-33. DOI: 10.12795/anduli.2025.i27.01.

36. Blume F, Irmer A, Dirk J, Schmiedek F. Day-to-day variation in students' academic success: The role of self-regulation, working memory, and achievement goals // Developmental Science. 2022. Vol. 25, no. 6. P. e 13301. DOI: 10.1111/desc.13301.

37. Cai F. Teachers’ Perceptions of Young Gifted Children in China // Journal of Advanced Academics. 2024. Vol. 36, no. 1. Рр. 37-70. DOI: 10.1177/1932202X241287851.

38. Casino-García A. M., Llinares-Insa L., Guillén-Martín V. M., Ibáñez-García A. Giftedness and Family Well-being: The Role of Emotional Intelligence, Perceived Social Support and Stres // Psicothema. 2024. Vol. 36, no. 3. Рр. 277-286. DOI: 10.7334/psicothema2023.401.

39. Eker A. Competition Skills and Challenge Level Scale (CCS) in gifted and talented education: development, validity and reliability // Journal of Gifted Education and Creativity. 2022. Vol. 9, no. 1. Pр. 75-84. Available at: https://dergipark.org.tr/en/pub/jgedc/issue/68496/1080304 (accessed: 01.02.2025).

40. Golle J., Schils T., Borghans L., Rose N. Who Is Considered Gifted From a Teacher’s Perspective? A Representative Large-Scale Study // Gifted Child Quarterly. 2023. Vol. 67, no. 1. Рр. 64-79. DOI: 10.1177/00169862221104026.

41. Khotinets V. Yu., Shishova E. O. Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren's creative potential // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. P. 1178535. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1178535.

42. Kuznetsova E., Liashenko A., Zhozhikashvili N., Arsalidou M. Giftedness identification and cognitive, physiological and psychological characteristics of gifted children: a systematic review // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Р. 1411981. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1411981.

43. Papadopoulos D. Parenting the Exceptional Social-Emotional Needs of Gifted and Talented Children: What Do We Know? // Children. 2021. Vol. 8, no. 11. Рр. 2-15. DOI: 10.3390/children8110953.

44. Peebles J. L., Mendaglio S., McCowan M. The Experience of Parenting Gifted Children: A Thematic Analysis of Interviews With Parents of Elementary-Age Children // Gifted Child Quarterly. 2023. Vol. 67, no. 1. Рр. 18-27. DOI: 10.1177/00169862221120418.

45. Renati R., Bonfiglio N. S., Mascia M. L., Penna M. P. Gifted Children through the Eyes of Their Parents: Talents, Social-Emotional Challenges, and Educational Strategies from Preschool through Middle School // Children. 2023. Vol. 10, no. 1. P. 42. DOI: 10.3390/children10010042.

46. Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 р.

47. Vuyk A., Montania M., Barrios L., Lobo M. Gifted education in Paraguay: analyses from a learning-resource perspective // Cogent Education. 2024. Vol. 11, no. 1. P. 2332863. DOI: 10.1080/2331186X.2024.2332863.

48. Zanetti M. A., Trombetta T., Rollè L., Marinoni C. Family Functioning and Internalizing and Externalizing Problems in Gifted Children // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2024. Vol. 14, no. 5. Рр. 1171-1181. DOI: 10.3390/ejihpe14050077.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)