Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИИ-дидактика: новый тренд или эволюция процесса обучения?

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-5

Аннотация

Введение. Автор обосновывает актуальность данной темы в контексте быстрого развития технологий и их влияния на образование. Статья рассматривает актуальные тенденции в современной системе образования, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Автор исследует новое направление в педагогической науке – ИИ-дидактику, анализирует перспективы данного направления и рассуждает, является ли это новым трендом или же представляет собой эволюционный этап в развитии образовательной системы. Целью публикации является теоретическое обоснование и эмпирический анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта (далее – ГИИ) для планирования и реализации процесса обучения. В статье также поднимаются вопросы, которые связаны с этикой применения ГИИ в учебном процессе и являются основополагающими в изучении проблемы применения ГИИ в образовании.

Материалы и методы. Для анализа обозначенных проблем используется комплекс методов, в том числе анализ научных публикаций, посвящённых применению ГИИ в образовании, а также рассмотрены примеры успешных проектов и практик. Автор проводит обзор существующих подходов и методов, применяемых в области ИИ-дидактики как за рубежом, так и в отечественных университетах.

Результаты исследования. В качестве практических результатов исследования в статье представлен обзор технологических решений, которые выступают современными средствами ИИ-дидактики: LMS, цифровые помощники, чат-боты со встроенным ГИИ. Также автор предлагает некоторые дидактические методы и приемы, которые позволят выстроить современный учебный процесс в парадигме ИИ-дидактики. В результате исследования автор приходит к выводу, что применение ГИИ в дидактическом процессе может привести к повышению эффективности обучения, персонализации образовательного процесса и развитию новых форм взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Однако автор также отмечает, что внедрение ИИ требует профессионального подхода и соблюдения этических правил от современного преподавателя, готового адаптироваться к существующим реалиям.

Обсуждение и заключения. В заключении автор обсуждает перспективы развития ИИ-дидактики и её влияние на будущее образования. Подчеркивается, что использование ГИИ может стать важным этапом в эволюции процесса обучения, способствуя его адаптации к изменяющимся условиям и потребностям современного общества.

Об авторе

Т. А. Чекалина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Чекалина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования.

Москва



Список литературы

1. Абрамова А. В., Игнатьев А. Г., Панова М. С. Этика в области искусственного интеллекта – от дискуссии к научному обоснованию и практическому применению: аналитический доклад. М., 2021. 24 с. URL: https://mgimo.ru/upload/2021/10/aicentre-report.pdf?ysclid=m45f86zfmy419721710 (дата обращения: 02.01.2025).

2. Ассистент преподавателя. URL: https://edu-assist.me/?ysclid=m5gl8cavyb879856270 (дата обращения: 02.01.2025).

3. Басанов Р. А. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе: подготовка будущих педагогов к использованию AI в учебной практике // Вестник СКУ им. М. Козыбаева. 2024. № 2 (62). С. 67-74. DOI: 10.54596/2958-0048-2024-2-67-74.

4. Белая книга «Искусственный интеллект и образование. Коротко о том, что происходит». URL: https://method.gsom.spbu.ru/white-book-ai (дата обращения: 02.01.2025).

5. Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика. URL: https://telegra.ph/Artyom-Feshchenko-o-programme-povysheniya-kvalifikacii-Generativnyj-iskusstvennyj-intellekt-dlya-prepodavatelya-strategii-instru-04-22?ysclid=majy6xp528317348169 (дата обращения: 02.01.2025).

6. Глуздов Д. В. Философско-антропологические основания взаимодействия искусственного и естественного интеллекта // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 15.

7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Перо, 2019. 97 с.

8. Захарова О. И., Бедняк С. Г. Особенности организации учебного процесса с использованием технологий искусственного интеллекта // Вестник науки. 2024. Т. 2, № 5 (74). С. 692-696.

9. Иванова Л. А., Казакова О. А., Решетин А. А. IT-технологии и программное обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту в вузах // Концепт. 2024. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-tehnologii-i-programmnoe-obespechenie-obrazovatelnogo-protsessa-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu-v-vuzah (дата обращения: 02.01.2025).

10. ИИ-вызов системе образования. URL: https://clck.ru/3Lzmif (дата обращения: 02.01.2025).

11. Искусственный интеллект в образовании. URL: https://clck.ru/3M3Zhm (дата обращения: 02.01.2025).

12. Искусственный интеллект в образовании. URL: https://obr.so/tpost/c8ftgf0jd1-iskusstvennii-intellekt-v-obrazovanii?ysclid=majye5zvqt396988188 (дата обращения: 02.01.2025).

13. Искусственный интеллект: этические проблемы. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/iskusstvennyy-intellekt-eticheskie-problemy-0 (дата обращения: 02.01.2025).

14. Как и в чём преподавателю может помочь ИИ. URL: https://method.gsom.spbu.ru/tpost/2gxudzhid1-kak-i-v-chyom-prepodavatelyu-mozhet-pomo (дата обращения: 02.01.2025).

15. Как искусственный интеллект меняет сферу образования. URL: https://softline.ru/about/blog/kak-iskusstvennyj-intellekt-menyaet-sferu-obrazovaniya (дата обращения: 02.01.2025).

16. Как искусственный интеллект может помочь в образовании. URL: https://developers.sber.ru/help/gigachat-api/education-with-ai (дата обращения: 02.01.2025).

17. Кодекс этики в сфере ИИ. URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 02.01.2025).

18. Конструктор электронного курса. URL: https://files.lanbook.com/attachments/06092023/constructor.pdf (дата обращения: 02.01.2025).

19. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года. URL: https://spa.msu.ru/wp-content/uploads/38.pdf (дата обращения: 02.01.2025).

20. Летняя школа 2024. Внезапное будущее. Как преподавать в эпоху искусственного интеллекта и быстрого контента. URL: https://method.gsom.spbu.ru/summerschool-2024?ysclid=majyhw4ahw593702882 (дата обращения: 02.01.2025).

21. Может ли ИИ заменить преподавателя в вузе. URL: https://skillbox.ru/media/education/mozhet-li-ii-zamenit-prepodavatelya-v-vuze-intervyu-o-rezultatah-serii-eksperimentov/ (дата обращения: 02.01.2025).

22. Напишет курс, придумает вопросы: 5 задач разработчика курсов, которые решит AI в iSpring Page. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/ispring-page-ai (дата обращения: 02.01.2025).

23. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. URL: https://ai.gov.ru/national-strategy/ (дата обращения: 02.01.2025).

24. Нейронные сети и искусственный интеллект: какой предстаёт ЭБС завтрашнего дня? URL: https://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/12376-neyronnye-seti-i-iskusstvenniy-intellekt-kakoy-predstaet-ebs-zavtrashnego-dnya.html (дата обращения: 02.01.2025).

25. Резолюция «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем ИИ для устойчивого развития». URL: https://clck.ru/3M3ZqY (дата обращения: 02.01.2025).

26. Согомонов А. Ю. Искусственный интеллект в университетской дидактике как вызов философии образования и профессиональной этике // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-universitetskoy-didaktike-kak-vyzov-filosofii-obrazovaniya-i-professionalnoy-etike (дата обращения: 02.01.2025).

27. Соколов Н. В., Виноградский В. Г. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски в РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-analiz-perspektivy-i-riski-v-rf (дата обращения: 02.01.2025).

28. ТГУ проведет для вузов РФ тренинг по ИИ и big data в педдизайне. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20240929/tgu-provedet-dlya-vuzov-rf-trening-po-ii-i-big-data-v-peddizajne/ (дата обращения: 02.01.2025).

29. Этика в сфере искусственного интеллекта. URL: https://cs.hse.ru/aicenter/ethics (дата обращения: 02.01.2025).

30. Belaid L., Mâță, L. Revolutionizing AI in Education: A Review of Ethical Challenges and Frontiers // Journal of Innovation in Psychology, Education and Didactics. 2024. Vol. 28, no. 2. Pp. 165-174.

31. Chen Z. Artificial Intelligence-Virtual Trainer: Innovative Didactics Aimed at Personalized Training Needs // Journal of the Knowledge Economy. 2023. Vol. 14. Pp. 2007-2025. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s13132-022-00985-0.pdf (accessed: 02.01.2025).

32. Fallacara G., Costantino D., Cavaliere I. The challenge of contemporary architecture didactics: Designing in dialogue with Artificial Intelligence // SHS Web of Conferences. 2024. Vol. 198. DOI: 10.1051/shsconf/202419802001.

33. Landes D., Sedelmaier Y., Böck F., et al. Combining Data- and Knowledge-Driven AI with Didactics for Individualized Learning Recommendations // Proceedings of the 15th IEEE World Conference on Engineering Education (EDUCON 2024). Kos, Griechenland, 2024.

34. Stadelmann T., Keuzenkamp J., Grabner H., Würsch C. The AI-Atlas: Didactics for Teaching AI and Machine Learning On-Site, Online, and Hybrid // Education sciences. 2021. Vol. 11. P. 318. Available at: https://www.mdpi.com/2227-7102/11/7/318/pdf?version=1624630777 (accessed: 02.01.2025).


Рецензия

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)