Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-6

Аннотация

Введение. Дисгармоничное развитие пространственных представлений у детей может быть результатом их языковых нарушений, поскольку пространственный язык играет решающую роль в формировании пространственного познания и понимания, которые, в свою очередь, потенциально влияют на социальное, эмоциональное и академическое развитие. Это требует детального анализа характеристик пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Материалы и методы. Создан комплекс проб, который дал возможность тщательно и детально подойти к экспериментальной диагностике пространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Модифицированная методика позволила поэтапно рассмотреть все интересующие пространственные категории в их развитии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить нарушения этого процесса.

Результаты исследования. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие нарушения: дефициты становления соматотопических представлений, проявляющиеся в стойких трудностях с определением левосторонних и правосторонних отношений, нарушениях эгоцентрической ориентации, что является одним из основополагающих знаний о пространстве. Также обнаружены недостатки усвоения значений пространственных предлогов и неспособность ими оперировать в активной речи. Дети не умеют выделять «малое пространство» и воспроизводить пространственное расположение отдельных его элементов относительно плоскости. Выделяются недостатки в развитии пространственных представлений и пространственного мышления. Зрительно-пространственный анализ и синтез не сформированы в должной мере. Возникают сложности в осмыслении и, соответственно, запоминании пространственно-временных понятий, а также в установлении причинно-следственных связей.

Обсуждение и заключения. Благодаря проведённому экспериментальному исследованию можно констатировать, что процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит медленнее, с дефицитами и отклонениями. Результаты исследования подчёркивают необходимость разработки и внедрения специализированных методик и упражнений для коррекции и развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи, что может способствовать их успешному обучению и адаптации в образовательной среде.

Об авторах

А. Д. Дрозд
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Дрозд Анастасия Дмитриевна – магистрант кафедры специальной педагогики и психологии.

Нижний Новгород



Е. Ю. Медведева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Медведева Елена Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина [и др.]; под ред. Л. С. Цветковой. 2-е изд., испр. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 296 с. (Серия «Библиотека психолога»).

2. Басимов М. М. «Значимая» корреляция и реальная типология зависимостей на примере показателей популярных психодиагностических методик // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1499 (дата обращения: 17.12.2024).

3. Блях О. Н. Роль оптико-пространственного гнозиса в развитии речи детей // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации: сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (29 марта 2022 года, г. Воронеж). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022.

4. Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 840-846. URL: https://moluch.ru/archive/88/17551/ (дата обращения: 08.12.2024).

5. Воронкина Е. Г. Нейропсихологический подход в формировании пространственных представлений // Наука и инновации в современном мире: сборник научный статей. Ч. 9. М., 2021. С. 47-50.

6. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения. М.: ВЛАДОС, 1991. С. 41-72.

7. Дмитриева Е. Е., Медведева Е. Ю. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2021. 188 с.

8. Ишикава Т., Ньюкомб Н. С. Почему пространственное восприятие играет особую роль в образовании, обучении и повседневной деятельности // Cognitive Research: Principles and Implications volume. 2021. Vol. 6. P. 20. DOI: 10.1186/s41235-021-00274-5.

9. Каразанов В. Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 10. С. 50-65.

10. Медведева Е. Ю., Максимова И. В. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 74-78.

11. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. К вопросу о коррекции и развитии пространственных представлений у дошкольников с ОНР // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 89-92.

12. Мезенцева И. Г. Теоретико-методологический анализ понятия зрительно-пространственного гнозиса в отечественной нейропсихологии // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / под ред. А. А. Кузнецовой, Л. Н. Молчановой, Т. В. Недуруевой; отв. ред. В. А. Липатов. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2022. С. 163-169.

13. Мусейибова Т. А. Роль игровых упражнений в развитии пространственных представлений у дошкольников // Вопросы педагогики. 2019. № 6. С. 45-55.

14. Мусейибова Т. А., Давидчук А. Н. Пространственное мышление у детей младшего дошкольного возраста: сравнительное исследование. М.: Наука, 2019. С. 78-105.

15. Наумов И. В., Седельников В. М., Аверина Л. М. Эволюция теорий пространственного развития: принципиальные особенности и современные задачи исследований // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17, № 2. С. 383-398.

16. Нечаева В. Г., Галкина О. И., Сенкевич Н. А. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Наука, 2020. С. 101-120.

17. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 112 с. (Библиотека психолога образования).

18. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с. ISBN 5-7695-0772-1.

19. Сидорова А. А. Развитие зрительно-пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению грамоте // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100298 (дата обращения: 08.12.2024).

20. Спирина С. В. Развитие пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте // Дефектология Проф. 2021. № 15. С. 25-35.

21. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.

22. Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с. (Серия «Классический университетский учебник»). ISBN 5-469-00620-4.

23. Coluccia E., House G., Brandimonte M. The relationship between map drawing and spatial orientation abilities: A study of gender differences // Journal of Environmental Psychology. 2007. Vol. 27. Pp. 135-144. Available at: https://wellesu.com/10.1016/j.jenvp.2006.12.005 (accessed: 12.12.2024).

24. Fernandez-Baizan C., Arias J. L., Mendez M. Spatial orientation assessment in preschool children: Egocentric and allocentric frameworks // Applied Neuropsychology: Child. 2021. Vol. 10, no. 2. Pp. 171-193.

25. Freed D. B. Motor speech disorders: diagnosis and treatment. Third Edition. Plural publishing, 2023. 373 p.

26. Hawes Z. C. K., Gilligan-Lee K. A., Mix K. S. Effects of spatial training on mathematics performance: A meta-analysis // Developmental Psychology. 2022. Vol. 58, no. 1. Pp. 112-118. Available at: https://www.researchgate.net/publication/358079834 (accessed: 13.12.2024).

27. Johnston J. R. Children's Verabal Representation of Spatial Location // Spatial cognition. Psychology Press, 2022. Available at: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315785462-11/children-verabal-representation-spatial-location-judith-johnston (accessed: 11.12.2024).

28. Kaderavek J. N., Henbest V. S. Language Disorders in Children: Fundamental Concepts of Assessment and Intervention, Third Edition. Plural Publishing, Incorporated, 2024. 454 p. ISBN 978-1-63550-758-4.

29. Keskinova A. Characteristics of children with specific learning problems // Education & Science 2024-III. 2024. Available at: https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=yH41EQAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA143&ots=d-H4YEWCyC&sig=p10jg3yzm3VngANDXUHP2dwvr6Y&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (accessed: 15.12.2024).

30. Liben L.S. Developing an understanding of external spatial representations // Development of mental representation. New York: Psychology Press, 2013. DOI: 10.4324/9781410602169.

31. Raimo S., Iona T., Di Vita A., et al. The development of body representations in school-aged children // Applied Neuropsychology: Child. 2019. Vol. 10, no. 4. Pp. 327-339. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21622965.2019.1703704 (accessed: 15.12.2024).

32. Riksibaevna A. L., Zakirovna A. N. Peculiarities of speech activity of children with severe speech impairment // International Scientific Research Conference. 2024. Vol. 3, no. 26. Pp. 92-97. Available at: https://interoncof.com/index.php/belarus/article/view/4214 (accessed: 17.12.2024).

33. Rinck M., Denis M. The metrics of spatial distance traversed during mental imagery // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition. 2004. Vol. 30. Pp. 1211-1218 Available at: https://www.micheldenis.fr/wp-content/uploads/2011/05/2004-JEP-LMC (accessed: 15.12.2024).

34. Sansavini A., et al. Developmental language disorder: Early predictors, age for the diagnosis, and diagnostic tools. A scoping review // Brain sciences. 2021. Vol. 11, no. 5. Pp. 654-671. DOI: 10.3390/brainsci11050654.

35. Semenova V. G., Filippova O. N. Features of spatial representations in preschool children with general speech underdevelopment // Knowledge, Man and Civilization – ISCKMC 2022, vol. 129. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher, 2022. Pp. 952-959. DOI: 10.15405/epsbs.2022.12.122.

36. Shevchenko Y., et al. Neuropsychological peculiarities of cognitive functions of speech-impaired junior pupils // Conhecimento & Diversidade. 2023. Vol. 15, no. 40. Pp. 322-339. Available at: https://www.researchgate.net/publication/376495954 (accessed: 17.12.2024).

37. Stiles-Davis J., Kritchevsky M., Bellugi U. (eds) Spatial cognition: Brain bases and development. Psychology Press, 2022. Available at: https://www.researchgate.net/publication/364487207 (accessed: 11.12.2024).

38. Wang R.F., & Spelke E.S. Human spatial representation: insights from animals // Trends in cognitive sciences. 2002. Vol. 6, no. 9. Pp. 376-382. Available at: https://www.researchgate.net/publication/11188609 (accessed: 17.12.2024).


Рецензия

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)