Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Шиваизм в России: истоки и современность

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-14

Аннотация

Введение. Взаимоотношения России и Индии всегда рассматривались не только как один из элементов стратегического сотрудничества, но и как основа единства фундаментальных ценностей двух обществ. В России в последние десятилетия возникло множество культурно-религиозных организаций, основанных на философско-религиозных традициях индийской культуры. Растет число людей, интересующихся духовными аспектами, философией и практиками йоги, которые складываются в контексте индуизма. Индуизм включает в себя древние и противоречивые обычаи и ценности, которые в большей степени отражают накопленный опыт эпох, нежели события какого-либо десятилетия или столетия. В связи с культурно-религиозной интеграцией современный человек все более часто выбирает несвойственную его этносу религиозную традицию. Одним из примеров такого выбора является древняя, благочестивая, а иногда аскетическая и эксцентричная традиция индуизма – шиваизм.

Материалы и методы. Теоретико-методологической основой статьи послужили работы по философии культуры и философской антропологии, посвященные исследованию сущности восточно-индийской религиозности в российском социокультурном пространстве.

Результаты исследования. Индуизм как одно из основных религиозных течений Индии подразделяется на основные три направления – вишнуизм, шактизм и шиваизм. Данные направления индуизма признаются равноценными. Каждое из направлений имеет свои священные тексты, символику и ритуалы. Мы считаем целесообразным исследовать одно из самых древних философско-религиозных учений индуизма – шиваизм. Почитание индуистского бога Шивы на территории России мы наблюдаем в множественных неоориенталистических культах. Но в то же время одним из наиболее прогрессивных направлений шиваитских учений является кашмирский шиваизм. Работы по кашмирскому шиваизму продолжают привлекать внимание как ученых, специализирующихся на исторической перспективе индийской философии, так и религиоведов, и экспертов по восточным религиозных текстам, демонстрируя свою значимость и привлекательность для широкого круга исследователей.

Обсуждение и заключения. Индийская культура на протяжении веков развивала философские и духовные идеи внутри страны, что привело к уникальному синтезу традиций, верований и обычаев. Данное многообразие выразилось в широком спектре религий, таких как буддизм, сикхизм, джайнизм и, конечно, в многогранный индуизм.

Об авторе

С. С. Чистяков
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Чистяков Сергей Сергеевич – соискатель ученой степени кандидата наук.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Ашрам Бабаджи. URL: https://babaji.ru/ashram/about.htm (дата обращения: 24.12.2024).

2. Бажанова Р. М. Вселенский Храм Ильдара Ханова: замысел и судьба // Бусыгинские чтения: материалы научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения профессора Евгения Прокопьевича Бусыгина, 95-летию со дня рождения Николая Владимировича Зорина и Рамзии Гиниатовны Музамедовой. Казань: Институт международных отношений, истории и востоковедения, 2018. С. 43-47.

3. Белкина Т. Л. Религиозные объединения Костромского края: история и современность. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 310 с.

4. Березовская О. Адинатх Джайадхар: «Человек может что-то желать от нужды, как нищий или от изобилия, как царь». URL: https://kommersantinfo.com/6542/adinath-dzhajadhar-chelovek-mozhet-chto-to-zhelat-ot-nuzhdy-kak-nishhij-ili-ot-izobiliya-kak-tsar.html?ysclid=ljy57l13m8435666720 (дата обращения: 11.07.2024).

5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. 333 с.

6. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Нектар преданности (Бхакти-расамрита-синдху). М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. 512 с.

7. Веда Славян. Кн. 1 / пер. с древнеболгарского В. Г. Барсукова. 2-е изд. М.: Амрита Русь, 2022. 240 с.

8. Веда Славян. Кн. 2 / пер. с древнеболгарского В. Г. Барсукова. М.: Амрита-Русь, 2022. 464 с.

9. Вильф А. В Минкульте заявили о намерении расширять культурные связи с Индией // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/20230826/indiya-1892419413.html (дата обращения: 19.11.2024).

10. Вирашиваизм // Вайкунтха Ру – Мир Без Границ: сайт. URL: https://www.vaikuntha.ru/blog/veerashaiva/1535.html (дата обращения: 05.01.2024).

11. Вселенский храм. Храм всех религий: сайт. URL: https://вселенскийхрам.рф/ (дата обращения: 25.11.2024).

12. Всемирная община Санатана Дхармы: сайт. URL: https://www.advayta.org/nashi-ashramy-yogi/ (дата обращения: 24.12.2024).

13. Григорьева Л. И. «Сакральное» Окунево в свете теории фреймов Ирвинга Гофмана // Сектоведение. 2017. Т. 6. С. 45-59.

14. Дандекар Р. Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. М.: Восточная литература, 2002. 286 с.

15. Даниэлу А. Шива и Дионис. М.: Клуб Касталия, 2015. 270 с.

16. Иваненко С. И. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник. М.: Философская книга, 2003. 200 с.

17. Иванов В. П. Принцип «всё во всём» в религиозно-философских построениях кашмирского монистического шиваизма // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 166-175.

18. Иванова Л. В. Индуизм. М.: Изд-во Иванова Л. В., 2003. 544 с.

19. Ивашенцов Г. А. Россия – Индия: новые горизонты давнего партнёрства // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 2 (53). С. 7-23.

20. Индуизм в России // Совет индуистских общин России: сайт. URL: https://web.archive.org/web/20190119121554/http://hindu.ru/ (дата обращения: 03.05.2024).

21. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. М.: Республика, 1996. 576 с.

22. Исаева Н. В. Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм: Абхинаваryпта и Кшемараджа (в сравнении с некоторыми паратеатральными опытами современности). СПб.: РХГА, 2014. 301 с.

23. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации: сайт. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/?lang=ru (дата обращения: 28.04.2024).

24. Крамриш С. Присутствие Шивы. М.: Ганга, 2014. 704 с.

25. Крым-2005: Новый Свет и Меганом // Индостан.гуру. Путеводитель по Индии и не только: сайт. URL: https://www.indostan.guru/blog/19_182_0.html (дата обращения: 11.07.2024).

26. Кузячкина М. В. Религиозная картина мира в учении сахаджа йоги // Религия. Общество. Человек: сборник материалов Научных чтений. Симферополь: Ариал, 2019. С. 96-100.

27. Культурные связи // Посольство Российской Федерации в Республике Индии: сайт. URL https://india.mid.ru/ru/countries/cultural_connections/ (дата обращения: 23.07.2024).

28. Лобанов С. В. Индуисты и индуиствующие. К вопросу о статусе последователей неоиндуистских культов неиндийского происхождения // Сектоведение. 2018. Т. 7. С. 51-66.

29. Лобанов С.В. Изучение кашмирского шиваизма западными исследователями // Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX – первой половине ХХ века: сборник материалов научной конференции с международным участием / ред. В. В. Барашков, Д. С. Дамте, С. А. Панин. М.: Эдитус, 2015. С. 130-134.

30. Лютенко И. В. Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 1. С. 40-53.

31. Московская декларация о защите интересов многонациональных государств // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901778513 (дата обращения: 19.11.2024).

32. Пандита Б. Н. Парадвайта. Основы кашмирского шиваизма. М.: Рипол-Классик, 2022. 350 с.

33. Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2001. 185 с.

34. Пахомов С. В. История и методология исследований кашмирского шиваизма // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 212-221.

35. Пеев И. П., Щелкунов А. В. Культурные обмены как фактор международной безопасности // Стратегические приоритеты. 2018. № 2 (18). С. 50-55.

36. Пленарная сессия XX Ежегодного заседания Клуба «Валдай». URL: https://rutube.ru/video/bc75235f1f9fb6fc42bf10e74f0ed14c/ (дата обращения: 14.11.2024).

37. Радхакришан С. Индийская философия. Т. 1. М.: Миф, 1993. 623 с.

38. Рязанова С. В. Неоориенталистические культы России: общее и особенное // Дискурс-Пи: научно-практический альманах. 2004. № 1 (4). С. 44-48.

39. Сатьяван. Калагни-тантра. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. 144 с.

40. Сахаджа Йога: сайт. URL: https://sahajayoga.ru/?ysclid=lywox30zl8216182829 (дата обращения: 22.07.2024).

41. Соловьева К. А., Шабанова К. С. Кришнаизм как способ ухода от реальности // Актуальные проблемы современной науки: исторические, философские, методологические аспекты: сборник статей 2-ой Региональной научной конференции молодых ученых. Курск, 2022. С. 188-192.

42. Судебное решение Ветлужского районного суда о сносе индуистских храмов в поселении «Дивья Лока» в Нижегородской области // Сетевое издание «Религия и Право». URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=439&ELEMENT_ID=6666 (дата обращения: 24.05.2025).

43. Тантризм и Абхичара – Теория и практика тантризма. Мистико-магическая помощь: сайт. URL: https://abhichara.com/ (дата обращения: 08.05.2024).

44. Тарасов Д. В. Представление верховных богов индуизма в период позднего шиваизма // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2023. № 1 (19). С. 119-127.

45. Тархачева Е. О. Кашмирский шиваизм // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2016. № 2. С. 247-248.

46. Трехлебов А. В. Кощуны Финиста Ясного Сокола России. Пермь, 2004. 656 с.

47. Тюляев С. И. Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э. – XII в.) // Искусство Индии: сборник статей. М.: Наука, 1969. С. 75-95.

48. Чистяков С. С. Анализ славянского неоязычества в связи с заимствованием образов индийской культуры // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3. С. 12. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1479/971 (дата обращения: 02.10.2024).

49. Чистяков С. С. Неошиваизм в современной России // Региональная культура как образовательное пространство: межрегиональная научно-практическая конференция. Кострома, 2016. С. 23-26.

50. Чистяков С. С., Белкина Т. Л. Эволюция раннего шиваизма // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22, № 3. С. 60-64.

51. Чистяков С. С., Соколов М. А. Амбивалентность Рудры-Шивы в контексте добра и зла // Universum: общественные науки: электронный научный журнал. 2018. № 10 (50). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/6486 (дата обращения: 03.05.2024).

52. Шаблеев Н. И. Музеи-храмы в культуре России // Богатство финно-угорских народов: материалы III Международного финно-угорского студенческого форума. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. С. 306-309.

53. Шива, величайший преданный Кришны // Шри Кришна Катхамрита Бинду: электронный мини-журнал от Gopal Jiu Publications. 17.02.2023. Выпуск № 542. URL: https://vk.com/shrikrishnakathamritabindu (дата обращения: 17.06.2024).

54. Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). М.: Наука, 2023. 439 с.

55. Шри Матаджи Нирмала Деви. Книга мантр Сахаджа Йоги. Новосибирск: ЮКЭА, 2002. 239 с.

56. Encyclopedia of Hinduism / Constance A. Jones, James D. Ryan. Infobase Publishing, 2006. 593 p.


Рецензия

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)