Проблемы статистического учета заочного, очно-заочного и семейного образования в России
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-4
Аннотация
Введение. В законодательстве РФ закреплены пять форм обучения, включая семейное образование. На практике границы между ними размываются, так как семьи, выбирающие очно-заочную или заочную формы, часто действуют по моделям семейного образования. Цель статьи – проанализировать динамику очно-заочного, заочного и семейного образования в России и выявить, что показывает и что скрывает официальная статистика.
Материалы и методы. Статья основана на сведениях форм федерального статистического наблюдения № ОО-1 с 2016 по 2023 годы, данных органов управления образованием в субъектах РФ, интервью лидеров семейного образования в субъектах РФ,
Результаты исследования. Доля обучающихся вне очной формы в России с 2016 по 2023 годы не превышала 1 %. Лидерами являются Москва, Санкт-Петербург и Омская область. Официальная статистика не отражает истинное состояние семейного образования, так как включает только тех, кто прошел аттестацию в школах. Статистика уведомлений о выборе семейного образования ведется в части регионов только на муниципальном уровне, ежегодное прохождение промежуточных аттестаций является выбором родителей. При зачислении на промежуточные аттестации дистанционно учет ребенка в форме федерального статистического наблюдения будет вестись по месту аттестации, а не по месту проживания. Семьи могут иметь сезонное местожительство в двух регионах. Это влияет на аппликацию учащихся из других субъектов и находит отражение в статистике.
Обсуждение и заключения. Проблемы учета обучающихся в форме семейного образования характерны не только для России. Разработка методологии сбора данных об обучающихся – ключевая задача для образовательной политики и будущего регулирования семейного образования, поскольку рост востребованности семейного образования ставит перед системой образования новые задачи.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Ю. ПетряеваРоссия
Петряева Елена Юрьевна – кандидат педагогических наук, руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования
Researcher ID: ABC-5145-2021, Scopus ID: 57221716317
Москва
Ю. И. Суменкова
Россия
Суменкова Юлия Игоревна – младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования
Researcher ID: EP-6197-2023
Москва
М. Н. Федоровская
Россия
Федоровская Мария Николаевна – младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования
Researcher ID: JFA-3842-2023
Москва
И. В. Козинченко
Россия
Козинченко Ирина Викторовна – независимый исследователь, юрист
Researcher ID: rid73600
Краснодар
Список литературы
1. Антуфьева М. П. Модель организационно-педагогического сопровождения семейного образования в России // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 10-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48644936 (дата обращения: 24.07.2024).
2. Вачкова С. Н., Петряева Е. Ю., Климов И.А. [и др.] Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе. Москва: ООО «Гринт Принт», 2022. 68 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50014269 (дата обращения: 24.07.2024).
3. Вишневская М. П., Никитина О. В., Никонорова И. В., Сытина Т. Ф., Гуменюк А. Е., Никитин В. В. Разрыв шаблона образования: семейное обучение // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 115-120. https://doi.org/10.17513/snt.39083.
4. Гильмидинова Т. В. Дополнительное образование детей как среда для получения общего образования в рамках семейной формы обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 209. С. 65-72. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-65-72.
5. Заседание экспертного совета при Комитете астраханской думы по социальной политике. URL: https://www.astroblduma.ru/events/news/zasedanie-ekspertnogo-soveta-pri-komitetedumy-astrakhanskoy-oblasti-po-sotsialnoy-politike2/ (дата обращения: 07.08.2024).
6. Кириченко Е. Б. Семейное образование в Ярославской области: опыт исследования состояния проблемы // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 5. С. 51- 68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49968238 (дата обращения: 24.07.2024).
7. Любицкая К. А., Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Петякина Е. В. Семейное образование в России: барьеры и механизмы их преодоления // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1 (167). С. 143-157. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1820.
8. Ляликова С. В., Антонов А. И. Социологическое исследование феномена семейного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 5. С. 66-70. https://doi.org/10.24412/0869-8120-2022-5-66-70.
9. Митрофанова О. В., Пискунова С. В., Наумов П. Ю. Концепция семейного образования: на пути к решению проблемы индивидуализации обучения // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 4 (64). С. 61-73. URL: https://search.rads-doi.org/showfile/ru/36095 (дата обращения: 24.07.2024).
10. Михайлюкова В. С., Мельник И.В. Семейное образование: "за" и "против" // Актуальные исследования. 2020. № 21 (24). С. 116-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44224671 (дата обращения: 24.07.2024).
11. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/dd4cf021660425786495d744405367f0/ (дата обращения: 24.07.2024).
12. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2022/23 учебного года // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения: 24.07.2024).
13. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года// Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения: 24.07.2024).
14. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения: 24.07.2024).
15. Сводные отчеты по форме № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2018/2019 учебного года по Российской Федерации // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d5347c330ed0f2f685a4ef5190454611/ (дата обращения: 24.07.2024).
16. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность пообразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года» // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/ (дата обращения: 24.07.2024).
17. Сводные отчеты по форме ФСН № ОО-1 на начало 2017/18 учебного года // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/73a5bd62a35c1a0248a8d16ba3a17885/ (дата обращения: 24.07.2024).
18. Сводные статистические отчеты ОО за 2016 год // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ab614fc8a10fb105c40fc0aa47323e22/ (дата обращения: 24.07.2024).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.08.2024).
20. Ahi B., Sengil-Akar S. Understanding the Initial Stories of Families Preferring Homeschooling: A Narrative Study // Education and Urban Society. 2021. Vol. 53, no. 5. Рp. 1-21. https://doi.org/10.1177/0013124520941926.
21. Banks J., Forlin C., Chambers D. Home-schooling in the Republic of Ireland // British Journal of Special Education. 2023. Vol. 50, no. 3. Pp. 394-402. https://doi.org/10.1111/1467-8578.12468.
22. Burke K. M. How do homeschoolers approach creative arts learning and how can they be supported? Developing a flexible framework for homeschool contexts // British Educational Research Journal. 2022. Vol. 48, no. 5. Pp. 974-995. https://doi.org/10.1002/berj.3804.
23. Carlson J. F. Context and regulation of homeschooling: Issues, evidence, and assessment practices // School Psychology. 2020. Vol. 35, no. 1. Pp. 10-19. https://doi.org/10.1037/spq0000335.
24. Cheng A., Donnelly M. New Frontiers in Research and Practice on Homeschooling // Peabody Journal of Education. 2019. Vol. 94, no. 3. Pp. 259-262. https://doi.org/10.1080/0161956X.2019.1617576.
25. Forlin C., Chambers D., Banks J. Developing a scale to measure the diversity of motivations and practices of home-schooling // Educational Review. 2023. Рp. 1-14. https://doi.org/10.1080/00131911.2023.2229067.
26. Gök S., Akar H. Being a Pioneering Alternative School in Turkey: Values, Pedagogical Practices, and Challenges // Education and Science. 2023. Vol. 48, no. 216. Pp. 139-160. http://dx.doi.org/10.15390/EB.2023.11778.
27. Goldshmidt G. Three streams in alternative education: a philosophical, pedagogical, and practical comparison between democratic, waldorf, and montessori education // European Journal of Alternative Education Studies. 2021. Vol. 6, no. 1. https://doi.org/10.46827/EJAE.V6I1.3563.
28. Lyubitskaya K., Polivanova K. Parental Engagement: Why Parents in Russia Choose Homeschooling and What Problems They Have to Solve // Journal of School Choice. 2022. Vol. 16, no. 2. Рp. 191-209. https://doi.org/10.1080/15582159.2021.2018785.
29. Norman D., Luo T., Muljana P. S. Parents’ voices: Virtual classroom bridging homeschooling to public schools // Journal of Educational Technology Development and Exchange (JETDE). 2020. Vol. 13, no. 2. Рp. 1-20. https://doi.org/10.18785/jetde.1302.01.
30. Ray B. Should educators promote homeschooling? Worldwide growth and learner outcomes // Journal of Pedagogy. 2021. Vol. 12, no. 1. Pp. 55-76. https://doi.org/10.2478/jped-2021-0003.
31. Rudge L. The Growth of Independent Education Alternatives in New Zealand // International Journal of Progressive Education. 2021. Vol. 17, no. 6. Pp. 324-354. https://doi.org/10.29329/ijpe.2021.382.22.
32. Safar M. P. A Citical Review of Homeschooling As Alternative Education in Digital Era // Ijtimā Iyya Journal of Muslim Society Research. 2018. Vol. 3(1). Pp. 77-96. https://doi.org/10.24090/ijtimaiyya.v3i1.1675.
33. Valiente C., Spinrad T. L., Ray B. D., Eisenberg N., Ruof A. Homeschooling: What do we know and what do we need to learn? // Child Development Perspectives. 2022. Vol. 16, no. 1. Pp. 48- 53. https://doi.org/10.1111/cdep.12441.
34. Wen X. Analysis on the Advantages and Disadvantages of Home-Schooling // Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 2023. Vol. 14. Pp. 79-83. https://doi.org/10.54254/2753-7048/14/20230949.
35. Xu W., Spruyt B. ‘The road less travelled’: towards a typology of alternative education in China // Comparative Education. 2022. Vol. 58, no. 4. Pp. 434-450. https://doi.org/10.1080/03050068.2022.2108615.