Трансформация профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования: тенденции и риски
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-7
Аннотация
Введение. Цифровизация как устойчивый тренд развития высшей школы определяет потребность в качественном и структурном изменении управленческих механизмов в вузах. Возникает необходимость адаптации профессорско-преподавательского состава к масштабной и интенсивной цифровизации всех элементов образовательной системы. Цель представленной статьи – раскрыть основные тенденции трансформации профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования и выявить риски, возникающие в процессе происходящих изменений.
Материалы и методы. В исследовании применены такие методы, как сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, индукция. Методологической базой являются статьи российских и зарубежных исследователей по тематике работы. Эмпирическая база – результаты социологических исследований, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования», а также других опросов преподавателей вузов по проблемам изменения характера и содержания профессиональной деятельности в условиях цифровизации высшего образования.
Результаты исследования. В ходе исследования раскрыта динамика цифровых умений и навыков профессорско-преподавательского состава, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, дана оценка востребованности цифровых компетенций преподавателей по параметрам ценность/сложность. Выявлены основные риски цифровизации: риск чрезмерной «технологизации» профессиональной деятельности преподавателей, риск существенного повышения интенсивности труда преподавателей, риск, связанный с отсутствием эффективных механизмов мотивации и стимулирования преподавателей к повышению уровня цифровой компетентности, риск разрушения привычных форматов взаимодействия преподавателей со студентами, а также классической вузовской культуры.
Обсуждение и заключения. В исследовании раскрыты актуальные направления формирования адаптивных моделей деятельности преподавателей в условиях цифровизации образования. Выявленные особенности и риски цифровизации, определяющие динамику профессиональной деятельности преподавателей, имеют практическое значение для администрации вузов. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных внутривузовских механизмов организации и планирования труда профессорско-преподавательского состава, реализации мер поддержки и стимулирования преподавателей, активно участвующих в изменениях образовательного процесса, связанных с цифровизацией высшего образования.
Об авторе
И. Ю. ИльинаРоссия
Ильина Ирина Юрьевна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организационного развития
Researcher ID: К-1735-2018
Москва
Список литературы
1. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Захарова У. С., Терентьев Е. А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). С. 134-154. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1985.
2. Абросимова Е. Е., Ягафарова Э. У. Студенты и цифровизация высшего образования: социологический анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 4 (67). С. 103-110. DOI: 10.24866/1998-6785/2023-4/103-110.
3. Азиева Р. Х., Хакимова М. Р., Вазкаева С. С. А. Цифровизация и цифровые технологии образовании // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 1129-1135. DOI: 10.34925/EIP.2022.138.1.223.
4. Алексюк Ю. О. Развитие креативности у студентов поколения Z в цифровой среде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 85-90. DOI: 10.25198/1814-6457-220-85.
5. Баранова Т. А., Кобичева А. М. Влияние цифровизации образовательных процессов на вовлеченность педагогов // Актуальные проблемы науки и практики. 2023. № 2 (31). С. 123-129.
6. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. № 8-9. С. 9-19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19.
7. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Готовность вузовских преподавателей к работе в цифровой образовательной среде: компетентностный подход // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 2. С. 67-72.
8. Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 2. С. 1-13. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11004.
9. Володина О. В. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой трансформации организации // Наука и искусство управления. Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2023. № 3. С. 96-106. DOI: 10.28995/2782-2222-2023-3-96-106.
10. Горбунова Ю.А. Технократический и антропологический подходы к цифровизации высшего образования // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (41). С. 87-91. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-4-87-91.
11. Готская И. Б., Готская А. И. Цифровизация и цифровая трансформация вузов: уточнение понятийного ряда, особенности, проблемы // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 1. С. 12-17. DOI: 10.51623/23132027_231_12.
12. Евлоева М. Д. Цифровизация образовательного процесса в вузе: влияние и роль преподавателя // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 43-36. DOI: 10.23672/SAE.2022.77.21.001.
13. Ерина И. А., Магин В. А., Жданова С. Н. Специфика организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 206-208. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-206-208.
14. Ильина И. Ю. Цифровизация как фактор трансформации профессиональных компетенций персонала // Экономика образования. 2023. № 1 (134). С. 101-108.
15. Князева Н. В., Михайлова И. П., Усманова Н. В. Цифровые компетенции преподавателей высшей школы: преодоление барьеров и адаптация к вызовам цифровизации образования // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 1059-1062. DOI: 10.34925/EIP.2024.162.1.202.
16. Косова Е. А., Гапон А. С., Редкокош К. И. Исследование доступности электронных образовательных ресурсов на университетской платформе MOODLE // Информатика и образование. 2021. № 9 (328). С. 5-22. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-9-5-22.
17. Лейфа А. В., Павлова Е. В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 78-93. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-78-93.
18. Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 20 (3). С. 611-621. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.
19. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 159-168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168.
20. Половнев А. В., Соловьев С. С., Дмитриева М. М. Отношение преподавателей вузов к цифровизации и использованию электронной информационной образовательной среды (на примере исследования в Московском государственном лингвистическом университете) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 3 (848). С. 83-92. DOI: 10.52070/2500-347X_2022_3_848_83.
21. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31-51. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51.
22. Тушакова З. Р., Чижикова Е. С. Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 28 (6). С. 1376-1386. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-6-1376-1386.
23. Умарова А. А., Чубанова М. В. Эффективные цифровые инструменты в образовании // Наука: общество, экономика, право. 2019. № 4. С. 297-305. DOI: 10.34755/IROK.2019.46.82.009.
24. Хакимова Н.Р., Матлаш В.Д., Григорьева Е.В. Профессиональное выгорание педагогов в условиях цифровизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 1 (45). С. 169-174. DOI: 10.54509/22203036_2022_1_169.
25. Хованская Т. В., Стеценко Н. В. Готовность преподавателей и студентов физкультурного вуза к цифровизации образования // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 180-186. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-180-186.
26. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Н. Б. Шугаль, Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова [и др.]. Москва: НИУ ВШЭ, 2023. 164 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2745-0.
27. Antón-Sancho Á., Vergara D., Sánchez-Calvo M., Fernández-Arias P. On the influence of the university tenure on the digital pandemic stress in higher education faculty // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13, no. 4. P. 335. DOI: 10.3390/bs13040335
28. Denisova O. P., Tolikina E. A., Frolova O. A., Shamin A. E., Shumilova O. N. Forming the modern digital educational environment at university // Revista Turismo Estudos & Práticas. 2020. No. S1. P. 56.
29. Giroth L. G. J., Lengkong J. S. J., Rotty V. N. J. Analysis of understanding education digitization concept during the pandemic in North Sulawesi province // Technium Social Sciences Journal. 2023. Vol. 50. Pp. 566-571. DOI: 10.47577/tssj.v50i1.9944.
30. Stoyanov S. N., Glushkova T. A., Stoyanova-Doycheva A. G., Krasteva I. K. The virtual education space: concept, architecture, application // Informatics and Education. 2021. Vol. 9, no. 328. Рp. 47-54. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-9-47-54.