Определение специальных образовательных условий обучения предметам естественно-научного цикла школьников с расстройствами аутистического спектра на уровне основного общего образования
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-10
Аннотация
Введение. В статье приводятся обоснования необходимости создания специальных образовательных условий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе освоения предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе. На основании анализа научных публикаций рассматриваются психосоциальные особенности и особые образовательные потребности данной категории учащихся на уровне основного общего образования. Определяются специальные условия проведения учебных занятий и практических работ по физике, а также условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.
Материалы и методы. Основой исследования является системно-деятельностный подход, на котором базируется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности – школьников с РАС. Материалами исследования стали научные публикации, в которых отражены особенности психосоциального развития и особые образовательные потребности детей с РАС, обучающихся в основной школе. Исследовательским методом послужил анализ научных публикаций и нормативных документов, в частности – адаптированной образовательной программы основного общего образования для данной категории учащихся. Результаты анализа научных публикаций были обобщены и структурированы по нескольким направлениям, что позволило формализовать и последовательно представить специальные образовательные условия изучения естественно-научных предметов для школьников с РАС на уровне основного общего образования.
Результаты исследования. На основании анализа особенностей психосоциального развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на уровне основного общего образования определены и обоснованы специальные условия проведения учебных занятий и практических работ с данной категорией учащихся в основной школе на уроках физики. Описание специальных образовательных условий структурировано по следующим разделам: пространственно-временные условия, материально-технические, учебно-дидактические, психолого-педагогические и кадровые. В такой же систематике описаны специальные условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.
Обсуждение и заключения. В статье обоснована необходимость создания специальных образовательных условий при изучении предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе для учащихся с РАС даже в том случае, если они обладают парциальной одаренностью в области естественных наук. Специальные образовательные условия описаны и систематизированы по нескольким разделам, что будет содействовать их реализации в практической деятельности педагогов – преподавателей физики. Обсуждается перспектива исследования, связанная с апробацией выявленного комплекса специальных образовательных условий и экспертной оценкой практиков – учителей физики, работающих в условиях инклюзии в основной школе.
Ключевые слова
Об авторах
М. М. ЛиблингРоссия
Либлинг Мария Михайловна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательной лаборатории предпрофессионального естественнонаучного образования; заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом
Нижний Новгород; Москва
Д. Е. Артемьева
Россия
Артемьева Дарья Евгеньевна – младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом
Москва
Список литературы
1. Антонова И. Д., Костин И. А. Особенности школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на первом году обучения // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 78-97.
2. Борисова Н. В., Розенблюм С. А., Шаргородская Л. В. Психолого-педагогическая помощь школьнику с расстройствами аутистического спектра в основной школе. ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/metodichka-1-2021/ (дата обращения: 17.09.2024).
3. Бугро Н. Э., Гоголашвили О. В. Практико-ориентированный подход в обучении физике детей с ОВЗ // Актуальные проблемы естественно-научного и математического образования: материалы Всероссийского семинара-совещания, Липецк, 30–31 октября 2019 года / ред. Л. А. Черных, И. В. Аксёнова, Н. М. Кузнецова, О. В. Гоголашвили. Липецк: ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования», 2019. С. 41-45. EDN VDJRJR.
4. Ватутина О. Н. Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики // История, современное состояние и перспективы инновационного развития общества: сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Оренбург, 22 декабря 2021 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2021. С. 223-226. EDN KNGJUW.
5. Гусынина Д. А., Стефанова Г. П. Применение цифровых образовательных технологий при обучении физике школьников с ограниченными возможностями здоровья // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научнопрактической конференции, Астрахань, 25–26 апреля 2019 года. Астрахань: Астраханский гос. университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. С. 55-57. EDN MUGYAN.
6. Доусон М., Сульер И., Гернсбахер М. Э., Моттрон Л. Уровень и природа аутического интеллекта. URL: http://www.aspergers.ru/node/275 (дата обращения: 11.09.2024).
7. Карабанова О. А., Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Никольская О. С. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 36. 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-development-ofeducation-of-children-with-disabilities-of-primary-school-age-targets,-and-strategic-directions (дата обращения: 04.09.2024).
8. Клеветова Т. В., Абдрахманова Е. И. Разработка образовательного сайта для обучения физике учащихся с ОВЗ с использованием дистанционных технологий // Поиск (Волгоград). 2019. № 1 (10). С. 157-159. EDN MYHYOR.
9. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239-252.
10. Костин И. А. Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 23. 2015. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/organizacziyaneformalnogo-obshheniya-podrostkov-i-vzroslyix-s-posledstviyami-detskogo-autizma (дата обращения: 04.09.2024).
11. Костин И. А. Повышение компетентности в социальных взаимодействиях на занятиях с подростками и молодыми людьми с особенностями развития // Дефектология. 2017. № 3. С. 23-30.
12. Костин И. А. Помощь в трудоустройстве людям с РАС. ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-29/ (дата обращения: 17.09.2024).
13. Костин И. А. Формирование жизненных компетенций у школьников, подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС): методическое пособие. Москва: ИКП, 2023. URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/02/Formirovanie_zhiznennyh_kompetencij_u_shkolnikov_podrostkov_s_RAS.pdf (дата обращения: 17.09.2024).
14. Кукушкина О. И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39. 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historicaltraditions-in-correctional-pedagogics (дата обращения: 03.09.2024).
15. Кукушкина О. И., Никольская О. С., Гончарова Е. Л. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39. 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/children-with-special-educational-needs-in-the-systemof-concepts-of-cultural-historical-psychology (дата обращения: 03.09.2024).
16. Лукьянова А. В. Возможности курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения физике» в подготовке будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Математика и информатика, астрономия и физика, экономика исовершенствование их преподавания: материалы конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, 02–03 марта 2017 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. С. 124-129. EDN XVBVZB.
17. Лягаева М. А. Особенности преподавания физики в инклюзивных классах современной российской школы // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: cборник статей / научная редакция Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. Екатеринбург, 2021. С. 153- 157. EDN OSSPSY.
18. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 36. 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-childrenwith-disabilities (дата обращения: 03.09.2024).
19. Методика разработки, отбора и структурирования тестовых заданий для промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование: методические рекомендации / под. общ. ред. Т. А. Соловьевой, А. Я. Абкович. Москва: ИКП, 2023. URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Metodika_razrabotki_otbora_i_strukturirovaniya_testovyh_zadanij.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
20. Морозов С. А., Морозова Т. И. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 3. С. 5-10.
21. Никольская О. С. Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья для разных уровней образования. Часть 2: Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с расстройствами аутистического спектра для разных уровней образования. ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. URL: https://ikprao.ru/metodicheskie-rekomendacii/q1/ (дата обращения: 17.09.2024).
22. Никольская О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) // Дефектология. 2024. № 2. С. 12. DOI: 10.47639/0130-3074_2024_2_12.
23. Никольская О. С. Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе: методическое пособие. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. 25 с.
24. Переверзева Д. С., Тюшкевич С. А., Брагинец Е. И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 4. С. 15-23.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения: 17.09.2024).
26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения: 17.09.2024).
27. Севостьянова Т. С. Применение кейс-метода в обучении детей с ОВЗ на занятиях по физике // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 14 ноября 2020 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. С. 146-149. EDN UECCCF.
28. Теория и методика обучения физике: конспект лекций. Часть II: Аудиовизуальные технологии обучения / сост. И. А. Иродова, Л. П. Казанцева, А. В. Лукьянова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 24 с.
29. Токарская Л. В., Трубицына А. Н. Исследование способностей и интересов детей с расстройствами аутистического спектра // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 121-129.
30. Хаустов А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 2. С. 3-12. DOI: 10.17759/autdd.2016140201.
31. Шаргородская Л. В. Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации. Москва: ИКП, 2023. URL: https://ikp-rao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Osnovnye_usloviya_metody_i_formy_organizacii_obrazovaniya_mladshih.pdf (дата обращения: 17.09.2024).
32. Шаргородская Л. В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 34. 2018. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/the-creation-of-special-educational-conditionsfor-learning-in-elementary-school-children-with-autism-spectrum-disorders-dynamic-modelof-integration (дата обращения: 17.09.2024).
33. Baron-Cohen S., Hammer J. Parents of children with Asperger syndrome: what is the cognitive phenotype? // Journal of Cognitive Neuroscience. 1997. Vol. 9. Pp. 548-554.
34. Frith U. A new look at language and communication in autism // British Journal of Disorders of Communication. 1989. Vol. 24. Pp. 123-150.
35. Frith U. Autism: Explaining the enigma. Oxford, 1989.
36. Happe F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? // Trends in Cognitive Sciences. 1999. Vol. 3, no. 6. Pp. 216-222.
37. Iovannone R., Dunlap G., Huber H., Kincaid D. Effective educational practices for students with autism spectrum disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2003. Vol. 18. Pp. 150-165. DOI: 10.1177/10883576030180030301.
38. Scheuffgen K., Happé F., Anderson M., Frith U. High “intelligence”, low “IQ”? Speed of processing and measured IQ in children with autism // Development and Psychopathology. 2000. No. 12. Pp. 83-90.
39. The Autism ASPECTSS™Index. Available at: https://www.autism.archi/aspectss (accessed: 18.09.2024).
40. Treffert D. A. The idiot savant: a review of the syndrome // American Journal of Psychiatry. 1988. No. 145. Pp. 563-572.