Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Ценностно-смысловой подход в высшем педагогическом образовании: постановка проблемы

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-5

Аннотация

Введение. Проблема исследования: внутренние ориентиры, связанные с ценностносмысловыми основами как самой педагогической деятельности, так и вузовской подготовки к ней, недостаточно актуализированы. Цель исследования заключается в обосновании необходимости реализации ценностно-смыслового подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов и определении ценностно-смысловых ориентиров студентов педагогического вуза.

Материал и методы. Использованы методы качественного исследования: теоретические (анализ монографий и научных статей в проблематике, связанной с педагогической деятельностью, педагогическим образованием и профессиональной подготовкой педагога), эмпирические: анализ сочинений студентов ТГПУ на тему «Моя педагогическая история» с целью выявления ценностно-смысловых аспектов деятельности педагога, а также личностных смыслов и отношения к профессии студентов. Результаты исследования. Антропологический и гуманитарный контексты развития образования актуализируют внимание к ценностно-смысловой подготовке учителя и поиску им собственного смысла педагогической деятельности. Идея организации разных моделей совместной деятельности в вузе может лечь в основу смыслообразующей педагогической активности. Обнаружено три смысловых акцента в свободных текстах студентов, выражающих их отношение к профессии педагога и влияющих на самоопределение: нейтральное отношение (избыточность личностных смыслов), неосознанное или несформированное отношение (неоформленные смыслы), осознанное позитивное отношение (смыслопорождение, оформление личностной позиции).

Обсуждение и заключения. В контексте педагогики совместной деятельности выделены разные пути образования целей и способов организации профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе. Именно данный контекст обогащает ценностно-смысловую сферу будущего учителя и позволяет двигаться от восприятия ученика как объекта педагогических воздействий к видению его как соисполнителя, затем как значимого и влиятельного участника деятельности. Профессиональная подготовка учителя в вузе должна быть организована так, чтобы будущий педагог научился ценить не только ребенка и взаимодействие с ним, но и свою личность и то, как она профессионально развивается.

Об авторах

С. И. Поздеева
Томский государственный педагогический университет ; Азовский государственный педагогический университет
Россия

Поздеева Светлана Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования

Томск ; Азов 



Э. Г. Гельфман
Томский государственный педагогический университет
Россия

Гельфман Эмануила Григорьевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры математики, теории и методики обучения математике

Томск



А. А. Никитин
Институт математики им. С. Л. Соболева Сибирского отделения РАН
Россия

Никитин Александр Александрович – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО, ведущий научный сотрудник

Новосибирск 



Список литературы

1. Баксанский О. В., Скоробогатова А. В. Психологические особенности развития личности в период молодости // Образовательные технологии. 2002. № 2. С. 77-86.

2. Вербицкий А. А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.

3. Дмитриева Е. Н. Парадигма смыслообразующей педагогической подготовки учителя // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 75-80.

4. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91-109.

5. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. С. 7.

6. Клюс-Станьска Д. Парадигмы дидактики: Мыслить теоретически о практике / под ред. Н. Д. Корчаловой; [пер. с польского А. А. Полонникова]. Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. 320 с.

7. Кожевникова М. Н. Автономия учителей // Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 47-59.

8. Кожевникова М. Н. К пониманию педагогической рефлексии учителя: обоснование гуманитарной модели // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 6. С. 134-149.

9. Культура и культурология: Словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 928 с.

10. Митина Л. М. Ресурсно-прогностическая детерминация личностно- профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Т. 17, № 2. С. 13-32.

11. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / И. В. Абакумова, С. В. Алехина, О. В. Андрюшкова [и др.]. Москва; Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. 736 с.

12. Писарева С. А. Тряпицына А. П. Отечественные традиции и инновации в подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2023. № 2 (75). С. 24-33.

13. Поздеева С. И. Организация преподавания в вузе как совместная деятельность преподавателя и студентов: метаметодический подход // Новые дидактические решения для развития высшего образования в условиях цифровой трансформации: сборник научно-методических материалов РАО. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 122 с.

14. Поздеева С. И. Учебная самостоятельность в контексте педагогики совместной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 7-15.

15. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск: Изд-во Томского университета, 1994. 41 с.

16. Прозументова Г. Н. Образование субъекта совместной деятельности – проблема изменения содержания образования в школе // Школа совместной деятельности: Изменение содержания образования в развивающейся школе. Кн. 3 / под ред. Г. Н. Прозументовой, Е. Н. Ковалевской. Томск: UFO-press, 2001. 136 с.

17. Прозументова Г. Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Томского университета, 2016. 412 с.

18. Радаев В. Преподавание в кризисе. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 200 с.

19. Соколова Л. Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2000. 38 с.

20. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 09.09.2024).

21. Шаляпина С. В. Содействие профессиональному самоопределению и трудоустройству в сфере образования студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. Томск, 2023. 194 с.


Рецензия

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)