Представления педагогов об особенностях оценки образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики и математики
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-10
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы оценки образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках физики и математики. Представлены результаты исследования, направленного на изучение профессиональных представлений педагогов по вопросам проведения промежуточной аттестации школьников c ОВЗ на уровне основного общего образования.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которое непосредственно связано с оценкой их образовательных результатов.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди учителей физики и математики с помощью онлайн-анкетирования. Анкета состояла из вопросов, ответы на которые характеризуют профессиональные позиции педагогов в части определения целей, разработки оценочных средств, применения дифференцированного подхода и организации специальных условий при проведении промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Результаты исследования. Результаты исследования показали достаточно широкую вариативность представлений педагогов по изучаемой теме. Большинство респондентов указывает на необходимость модификации и дифференциации оценочных средств по степени сложности, допускает оказание разных видов помощи обучающимся и считает необходимым создание специальных условий. В то же время на практике часть педагогов относится к проблеме достаточно формально, а в некоторых случаях особые образовательные потребности обучающихся игнорируются.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования автор, с одной стороны, отмечает недостаточную научную разработанность проблемы, с другой – выделяет некоторые профессиональные дефициты учителей физики и математики в части компетенций, связанных с оценкой образовательных результатов. Данные дефициты, по мнению автора, могут быть преодолены за счет разработки и включения в содержание основных и дополнительных профессиональных образовательных программ разделов, связанных с изучением особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ, определяющих особенности оценки их образовательных достижений, включая особенности адаптации оценочных средств и процедуры оценивания, создания специальных условий.
Ключевые слова
Об авторах
А. Я. АбковичРоссия
Алла Яковлевна Абкович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией
Научно-образовательная лаборатория предпрофессионального
естественно-научного образования; лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного
аппарата и множественными нарушениями развития
Нижний Новгород; Москва
В. В. Сдобняков
Россия
Виктор Владимирович Сдобняков, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра андрагогики и управления развитием
Нижний Новгород
Список литературы
1. Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2014. № 4(62). С. 65-84.
2. Абкович А. Я. К проблеме школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 4. С. 27-33.
3. Абкович А. Я., Сыроваткина-Сидорина К. Б. Исследование профессиональных представлений педагогов в области организации промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. № 4. С. 58-68. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_4_58.
4. Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы I Международной научно-практической конференции, г. Москва (20-22 июня 2011 г.). Москва: МГППУ, 2011. С. 20-22.
5. Антонова И. Д., Костин И. А. Особенности школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на первом году обучения // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 78-97.
6. Бабкина Н. В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 56-61.
7. Буренина Е. Е. Оценивание образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования : сборник научных трудов 64 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург (13-15 апреля 2017 г.). Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 147-151.
8. Вильшанская А. Д. Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34. С. 27-44. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/a-differentiated-approach-to-assessing-educational-outcomes-of-the-development-of-oop-noo-of-students-with-mental-retardation-in-inclusive-education (дата обращения: 28. 06. 2024).
9. Вильшанская А. Д., Егупова О. В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии : методические рекомендации / под общ. ред. Н. В. Бабкиной. Москва: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2020. 84 с.
10. Волков М. В. Проблемы реализации инклюзивного образования на уроках физики в общеобразовательных школах // Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании : II областная научно-практическая конференция учителей математики, информатики, физики, технологии (10 декабря 2018 года, г. Киров) : сборник материалов / сост. М. С. Давыдова. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка»», 2018. 147 с.
11. Затеева Н. В., Павлова В. М., Плетнева И. В. Об особенностях подготовки учащихся старших классов с тяжелыми нарушениями речи к итоговому собеседованию по русскому языку // Специальное образование : материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург (25 апреля 2019 г.). Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 230-238.
12. Здуновский А. В. Проблемы преподавания физики в условиях надомного обучения детей ОВЗ // Молодой ученый. 2016. № 19.1(123.1). С. 26-28. URL: https://moluch.ru/archive/123/32606/ (дата обращения: 19. 07. 2024).
13. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казначеев Д. А. Современные проблемы и перспективы изучения физики в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-perspektivy-izucheniya-fiziki-v-shkole (дата обращения: 22. 07. 2024).
14. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство. Москва: Национальный книжный центр, 2018. 112 с.
15. Лоскутов А. Ф. Оценивание образовательных результатов по физике учащихся госпитальных школ // Физика в школе. 2023. № 2. С. 20-25. DOI: 10.47639/0130-5522_2023_2_20.
16. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. С. 14-20.
17. О направлении методических рекомендаций : письмо Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2021 г. № 03-2161. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-17.12.2021-N-03-2161/ (дата обращения: 19. 07. 2024).
18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 19. 07. 2024).
19. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Министерства просвещения РФ от 24. 11. 2022 № 1025. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения: 19. 07. 2024).
20. Палецкая Т. В., Рюмина Т. В. Оценка достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 93-98.
21. Переверзева Д. С., Тюшкевич С. А., Брагинец Е. И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 4. С. 15-23.
22. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года (утв. Министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 г.). URL: https://rulaws.ru/acts/Prioritetnye-napravleniya-razvitiya-obrazovaniya-obuchayuschihsya-s-invalidnostyu,-s-ogranichennymi-vozmozhnos/ (дата обращения: 19. 07. 2024).
23. Соловьева С. В. Мониторинг и оценка образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проблемные зоны образовательной деятельности // Актуальные практики образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт настоящего, взгляд в будущее : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / г. Екатеринбург (2 ноября 2016 г.). Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО ИРО, 2016. С. 118-124.
24. Соловьева Т. А., Абкович А. Я. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 8. С. 7-17. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_8_7.
25. Соловьева Т. А. Программирование результатов основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2019. № 6. С. 7-12.
26. Старицына С. Г. Специфика оценивания обученности иностранному языку школьников с особыми образовательными потребностями // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань» : материалы научно-практической конференции / г. Севастополь (20–21 сентября 2019 г.). Севастополь: ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет", 2019. С. 158-162.
27. Титова О. В., Абкович А. Я. Специфика реализации программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 8. С. 48-56.
28. Тишина Л. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 194-200.
29. Четверикова Т. Ю. Организация стартовой диагностики по русскому языку на первом году освоения обучающимися с нарушениями слуха основного общего образования // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: традиции и инновации : сборник материалов II Международной междисциплинарной научной конференции, Москва, 22-23 октября 2020 г. Москва: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», 2020. С. 174-178.
30. Яхнина Е. З., Четверикова Т. Ю. Содержание и организация специальной работы по речевому развитию обучающихся с нарушениями слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования : методическое пособие. Москва: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2020. 93 с.
31. Burbules N. C., Lord B. T., Sherman A. L. Equity, equal opportunity, and education // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1982. Vol. 4, no. 2. Pp. 169-187.
32. Graham L. J., Tancredi H., Willis J., McGraw K. Designing out barriers to student access and participation in secondary school assessment // The Australian Educational Researcher. 2018. Vol. 45. Pp. 103-124.