Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Специализированное знание как фактор интеграции профессионального сообщества деятелей искусства

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-2-12

Аннотация

Введение. Содержание понятия «специализированное знание» и его состав являются предметом многочисленных дискуссий, касающихся его сущности и состава, формы лингвистической репрезентации, а также сочетания с другими типами знания в деятельности конкретных сообществ. Эмпирический опыт исследования авторами художественных сообществ показывает, что творческая и инструментальная деятельность членов художественных сообществ сочетает в себе элементы разных видов знания, в первую очередь, научного, специализированного, обыденного, художественного, из которых специализированное знание к настоящему времени описано наименее полно, в то время как именно эта разновидность знания способствует интеграции и самоосознанию художественного сообщества. Описание деятельности художественных сообществ, таким образом, требует уточнения состава и бытийных характеристик специализированного профессионального знания.

Материалы и методы. Представленное исследование опирается на философские представления об эмпирическом знании, его сущности и формах бытования, использованы методы абстрагирования и анализа, сравнительный метод, элементы биографического метода, контент-анализ сайтов художественных профессиональных сообществ.

Результаты исследования. Специализированное знание имеет преимущественно эмпирический характер, а реальные формы его бытования позволяют утверждать его специфические логико-гносеологические и социально-коммуникативные основания. Первые соответствуют формам бытования эмпирического знания, адаптированным к конкретному виду деятельности (факты, закономерности, законы, феноменологические теории, специфические для данного вида деятельности), вторые определяются функциональной ролью субъекта в процессе художественного производства и воспроизводства и представлены в виде задач хранения и распределения специализированного знания, представления специализированного знания в мире повседневных операций, формирования и поддержания единства художественного сообщества. Успешное решение поставленных задач позволяет утверждать наличие у сообщества как коллективного субъекта деятельности специфической коммуникативной рациональности, позволяющей не только принимать решения инструментального характера, но и образовывать специфические моральные конвенции, регулирующие вопросы коллективной и индивидуальной ответственности.

Обсуждение и заключения. Изучение специализированного знания в контексте деятельности художественного сообщества позволяет уточнить характеристики специализированного знания, определить его роль в процессах саморегуляции художественного сообщества, а также поставить вопрос о процессах взаимодействия разных типов знания в деятельности сообщества и его отдельного представителя.

Об авторах

Г. Ю. Квятковский
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Квятковский Георгий Юрьевич – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии.

Челябинск



Т. А. Яковлева
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Яковлева Татьяна Анатольевна – кандидат культурологии, доцент кафедры теологии, культуры и искусства.

Челябинск



Список литературы

1. Алексеева Е. А., Медведев А. О. О соотношении понятий «ученый» и «эксперт» // Науковедческие исследования. 2023. № 3. С. 90-102. DOI: 10.31249/scis/2023.03.05. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-uchyonyy-i-ekspert (дата обращения: 13.07.2024).

2. Алешинская Е. В. Теоретико-методологические основы разграничения жанров профессионального дискурса // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 5 (31). С. 5-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-razgranicheniya-zhanrov-professionalnogo-diskursa/viewer (дата обращения: 17.07.2024).

3. Апель К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 344 с.

4. Бочкарева О. В. Музыкальный дискурс в условиях современного медиапространства // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 170-177. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-1-118-170-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-diskurs-v-usloviyah-sovremennogo-mediaprostranstva (дата обращения: 23.07.2024).

5. Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2014. 456 с.

6. Вальран В. Н. Советская фотография, 1956-1986. М.: Люди и книги, 2023. 736 с.

7. Все о тростях для саксофона и кларнета // Магазин «Sax Market.ru»: сайт. 2020. 18 марта. URL: https://saxmarket.ru/blog/detail/vsye-o-trostyakh-dlya-saksofona-i-klarneta/ (дата обращения: 17.07.2024).

8. Ганская Е. Н. Советская рок-журналистика как периферийная практика // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2023. Вып. 23. С. 5-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-rok-zhurnalistika-kak-periferiynaya-praktika (дата обращения: 17.07.2024).

9. Голованова Е. И. Отражение профессионального восприятия мира в устной коммуникации фотографов // Вестник ЧелГУ. 2011. № 24. С. 208-211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-professionalnogo-vospriyatiya-mira-v-ustnoy-kommunikatsii-fotografov (дата обращения: 20.07.2024).

10. Гук А. А. Мозаичность современного фотографического искусства как совокупность художественных стратегий и субкультур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 3 (113). С. 51-58. DOI: 10.24412/1997-0803-2023-3113-51-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozaichnost-sovremennogo-fotograficheskogo-iskusstva-kak-sovokupnost-hudozhestvennyh-strategiy-i-subkultur (дата обращения: 17.07.2024).

11. Заппа Ф. Правдивая книга Фрэнка Заппы. М.: ЭКСМО, 2003. 396 с. URL: https://www.kuzmitch.ru/zappabook/i-only_about_music.html (дата обращения: 25.07.2024).

12. Игнатова А. С. Фотографический «Андеграунд» как фактор информационной революции в отечественной медиакультуре XX века // Человек в мире культуры. 2017. № 2-3. С. 160-163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotograficheskiy-andegraund-kak-faktor-informatsionnoy-revolyutsii-v-otechestvennoy-mediakulture-xx-veka (дата обращения: 20.07.2024).

13. Кант И. Критика чистого разума. М.: АСТ, 2020. 784 с.

14. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. СПб.; М.: Лимбус Пресс; ООО «Издательство К. Тублина», 2008. 128 с.

15. Касавин И. Т. Паранаука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2009. С. 689-691. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6962 (дата обращения: 30.06.2024).

16. Кошелев А. А., Ивченкова М. С. Экспертное знание как социальный феномен: теоретико-методологический анализ // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 36-43. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.3. EDN QACNZM.

17. Кошовец О. Б. Экономическое знание и власть: от научной объективности к технологиям имперсональности и социальному конструированию // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59, № 1. С. 171-189. DOI: 10.5840/eps202259113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-znanie-i-vlast-ot-nauchnoy-obektivnosti-k-tehnologiyam-impersonalnosti-i-sotsialnomu-konstruirovaniyu (дата обращения: 06.07.2024).

18. Красикова К. В. Фотография как часть медиакультуры // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2022. № 46. С. 83-99. DOI: 10.17223/22220836/46/7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-kak-chast-mediakultury (дата обращения: 17.07.2024).

19. Левашов В. Г. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа Контент, 2014. 464 с.

20. Лукоянова Т. В. Фреймовое структурирование специального знания // Лингвистика и образование. 2020. № 1. С. 38-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovoe-strukturirovanie-spetsialnogo-znaniya (дата обращения: 30.06.2024).

21. Малютин М. А. Специальные знания как признак экспертизы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3 (139). С. 95-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-znaniya-kak-priznak-ekspertizy (дата обращения: 02.07.2024).

22. Маник С. А., Григорян А. А. Дискурс мюзикла: определение и характерные особенности // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 6. С. 143-163. DOI: 10.12731/2077-1770-2020-6-143-163.

23. Мартишина Н. И. Феномен и типология околонаучного знания // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2013. № 29. С. 19-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-i-tipologiya-okolonauchnogo-znaniya (дата обращения: 23.07.2024).

24. Михайлова М. А., Ильдуганова Г. М., Вахитова Р. И. Семантическая организация тезаурусов русскоговорящих и англоговорящих фотографов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 4. С. 1294-1298. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskaya-organizatsiya-tezaurusov-russkogovoryaschih-i-anglogovoryaschih-fotografov (дата обращения: 23.07.2024).

25. Молотков В. В., Манилов В. А. Техника джазового аккомпанемента для шестиструнной гитары. Минск: Изд-во Д. М. Шабатура, 2019. С. 5, 21.

26. Морозова Е. В. О развитии терминологии жанра джаз в первой половине ХХ века в англоязычном дискурсе СМИ // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14. Вып. 2. С. 42-53. DOI: 10.17072/2073-6681-2022-2-42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-terminologii-zhanra-dzhaz-v-pervoy-polovine-xx-veka-v-angloyazychnom-diskurse-smi (дата обращения: 17.07.2024).

27. Пружинин Б. И. Феномен «нового знания» в концептуальной сетке философии науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 3. С. 473-483. DOI: 10.21638/spbu17.2020.305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-novogo-znaniya-v-kontseptualnoy-setke-filosofii-nauki (дата обращения: 06.07.2024).

28. Светличный А. А. К вопросу о дискуссионности понятия «специальные знания» // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-2. С. 279-286. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-diskussionnosti-ponyatiya-spetsialnye-znaniya (дата обращения: 24.06.2024).

29. Стигнеев В. Т. Век фотографии, 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. М.: УРСС, 2005. 389 с.

30. Терехова Л. А. Специальные знания в доказательственной деятельности // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2014. № 4 (41). С. 136-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-znaniya-v-dokazatelstvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.07.2024).

31. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 382 с.

32. Чмырева И. Ю. Лексикон русской фотографии XX-XXI веков. М.: Индрик, 2022. 824 с.

33. Чмырева И. Ю. Очерки по истории российской фотографии. М.: Индрик, 2016. 552 с.

34. Эрман В. А., Ермакова А. В. Музыкальная рецензия как интердискурсивный текст // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1. С. 85-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-retsenziya-kak-interdiskursivnyy-tekst (дата обращения: 17.07.2024).

35. Couturier E. Talk about contemporary photography. Paris: Flammarion; London: Thames & Hudson, 2012. 254 p.

36. Durden M. Photography Today: A History of Contemporary Photography. PHAIDON, 2014. 464 p.

37. Hetmański M. Expert knowledge: its structure, functions and limits // Studia Humana. 2018. Vol. 7, no. 3. Pp. 11-20. DOI: 10.2478/sh-2018-0014.

38. Holm G. Photography as a performance // Forum: Qualitative Social Research. 2008. Vol. 9, no. 2. Art. 38. Pp. 1-21. Available at: https://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/394/857 (accessed: 23.07.2024).

39. Hordern J. Specialized, systematic and powerful knowledge // London Review of Education. 2021. Vol. 19, no. 1. Pp. 1-11. DOI: 10.14324/LRE.19.1.06.

40. Horn A., Urias E., Klein J. T., Hess A., Zweekhorst M. Expert and non‑expert at the same time: knowledge integration processes and dynamics in interdisciplinary teamwork // Sustainability Science. 2023. Vol. 18. Pp. 2357-2371. DOI: 10.1007/s11625-023-01365-6.

41. Jabłońska B. Muzyka jako forma politycznej deliberacji i dyskursywnej argumentacji: refleksje socjologiczne // Dialogi Polityczne. 2022. Vol. 1, no. 32. Pp. 135-150. DOI: 10.12775/DP.2022.006.

42. Maina K. Expertential knowledge as a musical resource // PAN Africal journal of musical arts education. 2024. Vol. 2, no. 1. Pp. 1-11. DOI: 10.58721/pajmae.v2i1.519.

43. Majdańska-Wachowicz U. Recenzja muzyczna w uwikłaniach dyskursywnych // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica. 2019. Vol. 53. Pp. 99-112. DOI: 10.18778/0208-6077.53.09.

44. Schmitt A. The I of the Photographer: A Historical Perspective // The Photographer as Autobiographer. London: Palgrave MacMillan, 2022. Pp. 15-64. DOI: 10.1007/978-3-031-08855-1.

45. Wood P. Study of the Photographer as a Study: Looking Inside Duncan Winder's Home (sometime between c1962 and 1965) // Architectural History Aotearoa. 2022. No. 19. Pp. 38-60. DOI: 10.26686/aha.v19i.8048.


Рецензия

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)