Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Темы трудных жизненных ситуаций и копингов совладающего поведения младших школьников глазами родителей

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-14

Аннотация

Введение. Тема трудных жизненных ситуаций возникла в науке относительно недавно. Пристальный интерес к ней возникает на рубеже 20-21 веков. Нас заинтересовал вопрос об эффективном преодолении трудных жизненных ситуаций младшими школьниками, участие в данном процессе родителей. Наше исследование позволяет проанализировать, как родители видят основные трудные жизненные ситуации и способы совладания с ними у младших школьников. Это позволяет выявить основные вызовы, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста и их родители, разработать эффективные стратегии их поддержки. Изучение представлений родителей о трудных жизненных ситуациях своих детей позволяет выявить общие проблемы, которые могут влиять на родительское поведение, воспитательные практики и динамику отношений в семье. Знания об этом помогут в разработке мер по улучшению коммуникации в семье, сближению и поддержке ребенка во время обучения, профилактике соматического и психологического здоровья младших школьников.

Материалы и методы. В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 47 человек и 59 родителей младших школьников. В качестве методов исследования были использованы теоретический метод (анализ научных источников), экспериментальный метод (опрос, контент-анализ), методы обработки, интерпретации и представления экспериментальных данных.

Результаты исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования по теме работы. Выделены темы трудных жизненных ситуаций и копинги совладающего поведения младших школьников с точки зрения разных субьектов: младших школьников и их родителей. Проведен сравнительный анализ взглядов родителей и младших школьников на предмет исследования.

Обсуждение и заключения. Экспериментальные данные позволили выделить сходства и различия в темах трудных жизненных ситуаций и совладающем поведении в родительской и детской группе. Тема общения является центральной темой, которая вызывает значительные сложности у младших школьников. Были выделены общие темы трудных жизненных ситуаций, установлена разная приоритетность в темах трудных жизненных ситуаций у разных групп респондентов. Анализ выделяемых копингов продемонстрировал также точки соприкосновения и различия во мнениях родительской и детской групп. Наряду с эмоциональными копингами поведения выделилась значимая группа поведенческих копингов совладающего поведения у младших школьников. Показана незначительная представленность проактивных копингов у младших школьников. Намечены пути развивающей работы с родителями младших школьников.

Об авторах

Е. В. Минаева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Минаева Елена Викторовна – кандидат психологических наук, доцент 

Нижний Новгород 



Л. В. Лидак
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор 

Нижний Новгород 



В. А. Минаева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Минаева Виктория Алексеевна – студент, отделение «Клиническая психология» 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Авдулова Т. П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 71-82.

2. Андреева А. Р., Борзилова Н. С. Связь защитно-совладающего поведения родителей младших школьников со стилем семейного воспитания // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 389-391. URL: https://moluch.ru/archive/135/37257/ (дата обращения: 28.07.2024).

3. Байрамян Р. М. Роль трудных жизненных ситуаций на разных уровнях соответствия правилам в младшем школьном возрасте // Мир психологии. 2019. Т. 100, № 4. С. 125-136.

4. Байрамян Р. М., Чулюкин К. С. К проблеме соотнесения творческого мышления и субъективного благополучия в младшем школьном возрасте // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 71. https://doi.org/10.54359/ps.v13i71.187.

5. Байрамян Р. М., Чулюкин К. С. Совладающее поведение младших школьников в разных трудных жизненных ситуациях // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 2. С. 24-44. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300203.

6. Бехтер А. А. Исследование проактивного совладающего поведения и проактивных аттитюдов младших школьников: постановка проблемы // Материалы V Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие»: в 2 томах. Т. 1. Кострома, 2019. С. 314-318.

7. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 4. С. 87-93.

8. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2007. 209 с.

9. ГордееваТ. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 32-42.

10. Дaниловa Е. Е. Психологический aнaлиз трудных ситуaций и способов овлaдения ими у детей 9-11 лет: автореф. дис. … кaнд. психол. нaук. Москва, 1990.

11. Иванова Н. В., Яркова Д. Д. Совместная деятельность в детско-родительских отношениях как фактор развития личности младшего школьника: теоретико-экспериментальное исследование // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 12. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-12.

12. Зарецкий В. К., Холмогорова А.Б. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25, № 3. С. 33-59. DOI: 10.17759/cpp.2017250303.

13. Канторова Е. В., Горбачевская Н. Л. Предпосылки трудностей школьного обучения у учащихся начальных классов // Вопросы психологии. Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25 (6). С. 113-125. DOI: 10.17759/ pse.2020250610.

14. Калинина Т. В. Влияние семьи на искажение общения детей младшего школьного возраста со сверстниками // Концепт. 2017. № 5. С.16-20. URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170110.htm (дата обращения: 20.07.2024).

15. Канонир Т. Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 378-390. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-378-390.

16. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. Москва, 2003. 393 с.

17. Куфтяк Е. В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. № 2 (22). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения: 20.07.2024).

18. Куфтяк Е. В., Самохвалова А. Г. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 4. C. 50-60. DOI: 10.17759/psyclin.2015040404.

19. Либинa Е. В. Индивидуaльные рaзличия в стрaтегиях решения человеком сложных жизненных ситуaций: дис. … кaнд. психол. нaук. Москва, 2003. 109 с.

20. Мaлкинa-Пых И. Г. Психосомaтикa. Спрaвочник прaктического психологa. Москва, 2004. 990 с.

21. Минаева Е. В., Иванова Н. В., Суворова О. В. Изучение тем трудных жизненных ситуаций и способов их преодоления у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2. С. 745-749.

22. Москвитина О. А., Лещенко Т. В. Особенности совладающего поведения младших школьников // Вестник практической психологии образования. 2012. № 1 (30). С. 56-61.

23. Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15-26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5.

24. Нартова-Бочавер С. К. От чего расстраиваются и как утешаются младшие школьники // Медицинская психология в России. 2012. № 5 (16).

25. Орел Е. А., Пономарева А. А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 1. С. 107-127.

26. Погосян А., Медведева Н. И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 1-1. С. 136-137.

27. Петунс О. В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2006. 20 с.

28. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева Т. Л. Крюкова, Е. А. Сергиенко. Москва, 2008. 241 с.

29. Суркова Е. Г. Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими школьниками: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2004. 19 с.

30. Суркова Е. Г. Диагностика особенностей психологического состояния младших школьников с помощью модифицированной методики О. А. Ореховой // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 13. Москва, 2003. С. 159-160.

31. Суркова Е. Г. Изменение психологического состояния младших школьников в течении учебного года // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 2. Москва, 2004. С. 134-137.

32. Суркова Е. Г. Формирование стратегий совладания со стрессом у младших школьников в зависимости от их личностных особенностей // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 3. Москва, 2004. С. 30-32.

33. Суркова Е. Г. Управляем стрессом // Форум бизнес IT. 2004. № 5-6. С. 97-100.

34. Ben-Eliyahu А., Kaplan А. Growth curve modeling analysis of social and academic coping during elementary school // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. Vol. 41. Pp. 99-109. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.09.001.

35. Boon H. J. School Moves, Coping, and Achievement: Models of Possible Interactions // The Journal of Educational Research. 2011. Vol. 104 (1). Pp. 54-70. https://doi.org/10.1080/00220670903567372.

36. Bronfenbrenner U. Developmental Research, Public Policy, and the Ecology of Childhood // Child Development. 1974. Vol. 45 (1). Pp. 1-5. DOI: 10.2307/1127743.

37. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. 2004. Vol. 43 (1). Рp. 14-22.

38. Heim E. Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling. 1988. Vol. 10. Рp. 13-144.

39. Holen S., Lervåg A., Waaktaar T., Ystgaard M. Exploring the associations between coping patterns for everyday stressors and mental health in young schoolchildren // Journal of School Psycholoy. 2012. Vol. 50 (2). Pp. 167-193. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2011.10.006.

40. Maddi S.R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999. Vol. 51 (2). Рp. 83-94.

41. Markovic A., Rose-Krasnor L., Coplan R.J. Shy children’s coping with a social conflict: The role of personality self-theories // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 54 (1). Pp. 64- 69. DOI: 10.1016/j.paid.2012.08.002.

42. Patrick H., Kaplan A., Ryan A. M. Positive classroom motivational environments: Convergence between mastery goal structure and classroom social climate // Journal of Educational Psychology. 2011. Vol. 103 (2). Pp. 367-382. Available at: https://www.scihub.ru/10.1037/a0023311 (accessed: 16.07.2024).

43. Skinner E. A., Saxton E. A. The development of academic coping in children and youth: A comprehensive review and critique // Developmental Review. 2019. Vol. 53. Available at: https://pdxscholar.library.pdx.edu/psy_fac/194/ (accessed: 16.07.2024).

44. Zee М., Roorda D. L. Student-teacher relationships in elementary school: The unique role of shyness, anxiety, and emotional problems // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 67. Pp. 156-166. Available at: https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.lindif.2018.08.006 (accessed: 16.07.2024).


Рецензия

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)