Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Технология организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена (на примере специального (дефектологического) образования и предметных областей «Русский язык и литература», «Искусство»)

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-7

Аннотация

   Введение. В статье представлен опыт проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в магистратуре как инструмент оценки готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизмы оценки готовности выпускников магистратуры к деятельности в системе образования через призму сформированности
профессиональных, предметных, методических, коммуникативных и управленческих компетенций.

   Материалы и методы. Представленная характеристика организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные организации образовательного процесса. При описании методики технологии применялись метод систематизации и анализа имеющегося опыта в проведении профессионального демонстрационного экзамена.

   Результаты исследования. Цель данных материалов состоит в обобщении и систематизации опыта проведения профессионального экзамена магистрантов в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). В качестве организационных оснований деятельности по организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена приведены разработанные учебно-методическим советом УрГПУ принципы и этапы проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Обозначены принципы, реализуемые в профессиональном (демонстрационном) экзамене, такие, как преемственность и непрерывность подготовки педагогических кадров, инклюзивность образовательной среды, ориентация на профессиональную коммуникацию и принятие группового решения, принцип открытости, сочетания фундаментальности и практико-ориентированности.

   Обсуждение и заключения. Оптимальной формой проведения демонстрационного экзамена педагогов определена соответствующая его задачам технология деятельностного типа, основанная на активном способе взаимодействия участников, – деловая игра. В ходе деловой игры экзаменуемые магистранты моделируют ситуацию заседания
методического объединения или педагогического совета, где реализуют решение профессиональной задачи. Содержательные аспекты профессионального (демонстрационного) экзамена раскрываются в статье на материале конкретных иллюстраций вариантов экзаменационных заданий для обучающихся магистратуры по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (на примере предметных областей «Русский язык и литература» и «Искусство») и «Специальное (дефектологическое) образование».

Об авторах

М. Л. Кусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Маргарита Львовна Кусова, доктор филологических наук, профессор, проректор по тнаучной и образовательной деятельности

Екатеринбург



Е. В. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Елена Владимировна Семенова, кандидат психологических наук, директор Института

Институт специального образования

Екатеринбург



Н. А. Симбирцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Наталья Алексеевна Симбирцева, доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой

кафедра философии, социологии и культурологии

Екатеринбург



Список литературы

1. Акишина Е. М., Савина М. С. Преподавание предметов искусства в современной общеобразовательной школе: проблемы и решения (из опыта работы ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО») // Педагогика искусства. 2020. № 3. С. 8-15. DOI: 10.34897/IAECS.2020.33.77.001.

2. Багге М. Б., Федоров С. В. Работа с концептом на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 11-15.

3. Бадалходжаев Т. И. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Интернаука. 2022. № 20-1(243). С. 58-59. DOI: 10.32743/26870142.2022.20.243.341283.

4. Белянкова Е. И. Демонстрационный экзамен как элемент системы оценки качества подготовки будущего педагога // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2023. № 3-2. С. 29-31.

5. Будоян Е. А. Герменевтический подход к школьному филологическому образованию: аспект образовательных результатов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3(48). С. 212-219.

6. Гомбоева М. И., Спандерашвили Н. И., Чанчикова Е. П., Дашидоржиева Б. В. Абсурдность практики применения профессиональных стандартов к деятельности учителя изобразительного искусства в школе и учреждениях дополнительного образования, или Новые задачи системы ДПО // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12, № 2. С. 167-178. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-167-178.

7. Горшкова Н. Н., Кондрашкина Е. Н. Методика применения интегративных учебных модулей в процессе изучения метафоры в средней школе // Дневник науки. 2019. № 10(34). С. 16.

8. Гусова Д. Т. Изучение потенциала искусственного интеллекта в творческих отраслях на примере обучения студентов в области искусства, моды и дизайна // Теория и практика в сфере искусства костюма и моды (интеграция в бизнес-сообщество) : сборник материалов научно-практического круглого стола, Москва, 26 апреля 2023 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2023. С. 4-10.

9. Давыдова Н. Н., Кусова М. Л., Симонова А. А. Практика введения демонстрационного экзамена как новая форма государственной аттестации в вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 21-32.

10. Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Формирование приемов смыслового чтения при обучении учащихся математике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 141-143.

11. Зубова А. В. Инновационные технологии творческого развития учащихся в предметной области «Изобразительное искусство» // Матрица научного познания. 2022. № 4-2. С. 345-353.

12. Зыховская Н. Л. Цифровизация творчества: Возможности искусственного интеллекта в литературе, журналистике и искусстве // Медиасреда. 2022. № 2. С. 107-110. DOI: 10.47475/2070-0717-2022-10221.

13. Ибрагимова О. В. Формы организации внеурочной деятельности школьников в предметной области искусства // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 2987-2994.

14. Иванова Н. В. Опыт организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в форме промежуточной аттестации // Вестник педагогических наук. 2023. № 6. С. 183-188.

15. Иванова Н. С. Изобразительное искусство в условиях обновленных ФГОС // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2022. № 4. С. 112-116.

16. Иванова Н. С. Предметная область «Искусство» в региональной школе и система непрерывного художественного образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2021. № 4. С. 35-39.

17. Киселева А. В., Кондакова Ю. В. Деловая игра как инновационная форма контроля знаний // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 21-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25–26 мая 2016 года / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 147-149.

18. Козлова А. А., Баранова О. В. Метод семантизации слов в обучении школьников смысловому чтению // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 94-101.

19. Короткова М. В. Методические аспекты использования интерактивных образовательных технологий в практике обучения студентов высшей школы // Наука и школа. 2024. № 2. С. 221-230. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-221-230.

20. Кусова М. Л., Симбирцева Н. А. Механизм формирования единого банка оценочных материалов // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 161-173.

21. Максудова Ш. А. Специфика художественного образования и эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 92-95.

22. Неменский Б. М, Неменская Л. А., Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / 5-е изд. Москва: Просвещение, 2015. 128 c. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/0efe3a7b-51c1-11df-b021-0019b9f502d2.pdf (дата обращения: 21. 08. 2024).

23. Никулина А. А. Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации (на примере опыта СВФУ) // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2023. № 4(32). С. 42-47. DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-42-47.

24. Новоселова В. П. Организация проектной деятельности по изучению православной храмовой архитектуры Кузбасса на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2022. № 4(11). С. 89-95. DOI: 10.56859/29490847_2022_4_89.

25. Оболенская Ю. Л. Филологическое образование в новом социокультурном и технологическом контексте // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 5. С. 195-205.

26. Осипенко А. А. Эффективность применения инновационной педагогической технологии обучения «Деловая игра» в высшем военном образовании // Актуальные вопросы развития российской военной науки (ко Дню российской науки) : сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08 февраля 2024 года. Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2024. С. 129-134.

27. Перевышина Н. Ю. Инновационные технологии организации внеурочной деятельности в области музыкального образования детей // Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства: преемственность и инновации : материалы VIII Международной научной конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрог, 26 октября 2023 года. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГУЭ (РИНХ), 2023. С. 207-211.

28. Писарева С. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Взаимосвязь основного и дополнительного образования: анализ мнений педагогов системы дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1(104). С. 178-182. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-1104-178-182.

29. Попова А. А. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочном процессе // Мастерская педагога. 2023. № 5. С. 10-16. EDN: WYWLXP.

30. Седых И. Ю. Искусственный интеллект в образовании // Инновации в образовании. 2023. № 10. С. 95-103.

31. Собина Е. П. Интеграция демонстрационного экзамена и независимой оценки квалификации в системе государственной итоговой аттестации выпускников колледжа // Международный научный журнал. 2023. № 4(91). С. 122-132. DOI: 10.34286/1955-4638-2023-91-4-122-132. EDN: IAVBKX.

32. Сорокоумова С. Н., Ларикова Э. Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1(38). DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-9.

33. Суслова Н. В. К вопросу о профессиональной ответственности педагога-музыканта // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8, № 3. С. 129-148. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-129-148.

34. Тагильцева Н. Г., Овсянникова О. А. Полихудожественный подход в подготовке учителей предметной области «Искусство» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 282-294. DOI: 10.17223/19996195/43/17.

35. Труфанова Т. В., Ганова Т. В. Основные аспекты цифрового образования и предметная область «Искусство» // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). С. 385-390. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.133.

36. Ульянова Т. А., Ульянов И. В. Система подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену: новые подходы и решения // Дидакт. 2023. № 2(12). С. 19-22.

37. Хуснутдинова Л. Г. Организация смыслового чтения на уроках истории // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 2(38). С. 126-131.


Рецензия

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)