Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Семейная детерминация социофобии у студентов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-13

Аннотация

Введение. Многочисленные научные исследования показывают тенденцию распространения социофобии у студенческой молодежи, что объясняется факторами неопределенности, глобального риска, резким изменением условий получения высшего образования, а также, преимущественно, личностными особенностями студентов. Однако большую роль в ее формировании играет семейная детерминация, которая недостаточно изучена. Привязанные к родителям, но ощущающие себя малозначимыми в семье, юноши и девушки оказываются недостаточно подготовленными к принятию новых вызовов вне семьи – их социальная тревога может усилиться до уровня социофобии. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей семейной детерминации социофобии у студентов, определяемых по их близости к родителям и значимости в родительской семье.
Материалы и методы. Выборку составили студенты II и III курсов московских вузов (125 юношей и 125 девушек), не состоявшие ранее и не состоящие в браке на момент обследования. Использовались методики социально-психологической диагностики: «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и О. В. Черемисина; опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева (СТиСФ). В процессе исследования проводилась групповая дифференциация: по уровню социальной тревоги выделялись 2 группы (студенты с социофобией и без нее); по положению в семье – 4 группы (близкие к отцу, близкие к матери, одинаково близкие к обоим родителям, «отчужденные» от родительской семьи). Эмпирические данные подвергались математико-статистической обработке на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Межгрупповые различия определялись по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.
Результаты исследования. В совокупной выборке обнаружено около 29 % студентов с низкими показателями общего уровня социофобии, около 27 % – с повышенными показателями и около 44 % с высоким общим уровнем СТиСФ. Показатель общего уровня составил 47,8 балла, что соответствует повышенному уровню социальной тревоги с тенденцией к высокому. В выборке студентов-социофобов обнаружена меньшая процентная доля близких к отцу и большая – близких к матери, а также в равной степени близких к обоим родителям по сравнению с выборкой студентов без социофобии. Студенты-социофобы имеют достоверно более низкий статус в родительской семье, но межгрупповые различия в показателях близости к отцу или к матери не обнаружены (в обеих группах много студентов как близких с каждым родителем, так и отчужденных от них). Отмечено отсутствие тесных связей между показателями близости студентов к родителям, их значимости в родительской семье и показателями социофобии в совокупной выборке и выборке студентов-социофобов, однако выявлены их значимые корреляции в выборке студентов без социофобии.
Обсуждение и заключения. Положение студентов-социофобов в родительской семье является высоким по близости к обоим родителям, но невысоким по значимости в семье, тогда как положение студентов с низким уровнем СТиСФ характеризуется умеренной степенью значимости в семье и низкой равной степенью близости к обоим родителям. Возникновение социофобии менее вероятно у студентов, имеющих равную невысокую степень близости к обоим родителям и умеренную (в пределах 6-7 баллов) с тенденцией к высокой степени значимости в семье.

Об авторах

С. Н. Сорокоумова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России); Российская академия образования; Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук,  профессор;

главный научный сотрудник;

научный состав;

профессор

Москва;

Нижний Новгород



Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России)
Россия

Цветкова Надежда Александровна – доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Москва

Researcher ID: V-1958-2017



Список литературы

1. Афанасьев С. О., Махортова И. С., Ширяев О. Ю. Анализ частоты встречаемости и факторов риска формирования социальной тревоги и расстройств пищевого поведения среди студентов медицинских вузов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2021. Т. 20, № 1. С. 174-181. https://doi.org/10.36622/VSTU.2021.20.1.024.

2. Безпалова А. Г., Легконогих А. Н. Социофобия студентов высшего учебного заведения как современный феномен онлайн-обучения // Alma mater: Вестник высшей школы. 2022. № 7. С. 57-63. https://doi.org/10.20339/AM.07-22.057.

3. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 6. С. 760-771.

4. Богомазова К. О., Байгужина О. В. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 1. С. 5-15. DOI: 10.14529/jpps220101.

5. Гофман А. А., Колочихин К. С. Фобии: их разновидности, причины возникновения и влияние на поведение человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (214). DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p644-650.

6. Григорьев П. Е., Вербенко В. А., Сойко В. В., Журавлев И. В. Клинические особенности социальной фобии и ее распространенность среди студентов медицинского вуза // Таврический журнал психиатрии. 2016. Т. 20, № 2 (75). С. 21-24.

7. Дунаева Н. И., Гордеева П. А., Сорокоумова С. Н. Формирование сопротивляемости личности студентов в условиях современной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1(42). DOI: 10.26795/ 2307-1281-2023-11-1-10.

8. Егоров Р. Н., Шаповаленко И. В. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2017. № 6(2). С. 54-62. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060206.

9. Есманская Н. Е., Молчанова В. Р. Особенности социофобий у студентов с разным уровнем депрессии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 47-51.

10. Ибрагимов Ш. У. Социофобия как распространенная проблема современной молодежи // Наука, образование и культура. 2022. № 1 (61). C. 59-62.

11. Константинов В. В., Осин Р. В. Иностранные студенты российских вузов в условиях пандемии COVID-19: социальная тревога и психоэмоциональное состояние // Мониторинг. 2022. № 6 (172). С. 265-280.

12. Корытко И. Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 1. С. 13-18.

13. Красило Д. А., Красило Т. А., Залипаева А. Н. Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. C. 113-125. https://doi.org/10.17759/sps.2021120108.

14. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2013. Т. 113, № 4. С. 50-53.

15. Кузнецова Е. Н., Швецова О. В. Психологические особенности проявления социальной тревожности и социофобии у студентов педагогического вуза как критерий безопасности образовательной среды // Прикладная психология и психоанализ. 2021. № 1 (9). С. 278-282.

16. Лукашевич У. С., Цуверкалов А. Е. Фобии как психоэмоциональный статус. Краткий обзор студенческих фобий // Молодежный инновационный вестник. 2022. Т. 11, № S2. С. 316-321.

17. Мякотин И. С. Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль. 2018. 24 с.

18. Певная М. В., Шуклина Е. А., Киенко Т. С., Тарасова А. Н., Андрианова Т. В., Худякова М. В., Шаповалова И. С. Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 116-136. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9.

19. Потупчик Т. В., Эверт Л. С., Гришкевич Н. Ю. Характеристика социальнопсихологической адаптации и нервно-психического здоровья студентов разных форм обучения // Сибирское медицинское обозрение. 2019. № 4 (118). C. 54-61.

20. Прокофьев Д. Студенты после пандемии: больше тревоги, меньше агрессии // Ректор ВУЗа. 2021. № 4. С. 30-31.

21. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. Москва: Прайм, 2015. 656 с.

22. Руженкова В. В., Руженков В. А., Дикарев Е. Р., Чернева Я. А. Распространенность и коморбидность социофобий у лиц юношеского возраста (на материале студентовмедиков) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. № 5. С. 30-37.

23. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России. 2012. № 4 (15). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer19.php (дата обращения: 19.05.2024).

24. Сорокоумова С. Н., Дунаева Н. И. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 6 (94). С. 802-808. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-802-808.

25. Сорокоумова С. Н., Хлюстова М. Г. Возможности повышения качества жизни у лиц с нарушениями общения // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 2 (23). С. 59-65.

26. Цветкова Н. А., Кисляков П. А., Володарская Е. А. Надежная привязанность как фактор нервно-психической адаптации и субъективной психологической безопасности студентов в условиях пандемии COVID-19 // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, № 1. С. 351-379. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-1-351-379.

27. Цветкова Н. А., Лагвилава К. Е., Петрова Е. А. Социально важные личностные качества студентов с различными сиблинговыми позициями // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 189-204. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.14.

28. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СанктПетербург: Питер, 2015. 672 с.

29. Acarturk C., de Graaf R., van Straten A., Have M. T. & Cuijpers P. Social phobia and number of social fears, and their association with comorbidity, health-related quality of life and help seeking: a population-based study // Social psychiatry and psychiatric epidemiology. 2008. Vol. 43 (4). Pp. 273-279. https://doi.org/10.1007/s00127-008-0309-1.

30. Çiğdem B. Ç., Hatice O. Subjective well-being in university students: what are the impacts of procrastination and attachment styles? // British Journal of Guidance & Counselling. 2020. Vol. 50 (4). Pp. 1-14. http://dx.doi.org/10.1080/03069885.2020.1803211.

31. Cremers H. R., Roelofs K. Social anxiety disorder: a critical overview of neurocognitive research // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2016. Vol. 7 (4). Pp. 218-232.

32. Glazier B. L., Alden L. E. Social anxiety disorder and memory for positive feedback // Journal of abnormal psychology. 2019. Vol. 128 (3). Pp. 228-233. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/abn0000407.

33. Heather M. S., Joanne Di P., James C. Attachment Styles in College Students and Depression: The Mediating Role of Self Differentiation // Mental Health & Prevention. 2019. Vol. 13. Pp. 135-142. https://doi.org/10.1016/j.mhp.2019.01.011.

34. Luan Y. S, Zhan-ling G, Mi L, Ying L, Lan B, Tong L. The Experience Among College Students with Social Anxiety Disorder in Social Situations: A Qualitative Study // Neuropsychiatr Dis Treat. 2022. Vol. 18. Pp. 1729-1737. https://doi.org/10.2147%2FNDT.S371402.

35. Purdon C., Antony M., Monteiro S., Swinson R. P. Social anxiety in college students // Journal of Anxiety Disorders. 2001. Vol. 15, no. 3. Pp. 203-215.

36. Russell G., Topham P. The impact of social anxiety on student learning and well-being in higher education // Journal of Mental Health. 2012. Vol. 21(4). Pp. 375-385. https://doi.org/10.3109/09638237.2012.694505.

37. Stanley I. H., Boffa J. W., Rogers M. L., Hom M. A., Albanese B. J., Chu C., Capron D. W., Schmidt N. B., Joiner T. E. Anxiety sensitivity and suicidal ideation/suicide risk: A meta-analysis // Journal of consulting and clinical psychology. 2018. Vol. 86 (11). Pp. 946-960. https://doi.org/10.1037/ccp0000342.

38. Teo A. R., Lerrigo R., Rogers,M. A. The role of social isolation in social anxiety disorder: a systematic review and meta-analysis // Journal of anxiety disorders. 2013. Vol. 27 (4). Pp. 353-364. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2013.03.010.

39. Yu Y., Liu S., Song M., Fan H., Zhang L. Effect of Parent-Child Attachment on College Students' Social Anxiety: A Moderated Mediation Model // Psychological Reports. 2020. Vol. 123 (6). Pp. 2196-2214. https://doi.org/10.1177/0033294119862981.


Рецензия

Просмотров: 419


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)