Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-1

Аннотация

Введение. Рассматривается проблема совершенствования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с целью повышения качества профессионального развития педагогов и интеграции университетов в развитие механизмов взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках формирования единого образовательного пространства. Целью статьи является изучение особенностей взаимодействия и направлений в расширении взаимодействия научнометодических центров сопровождения педагогических работников с субъектами научнометодической деятельности в совершенствовании условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников в рамках формирования единого образовательного пространства.
Материалы и методы. В соответствии с целью исследования применялись теоретические методы, включающие структурно-функциональный анализ при изучении литературных источников, нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования; методы систематизации и обобщения данных отчетных материалов научно-методических центров, а также эмпирические методы, основанные на изучении и обобщении опыта деятельности научно-методических центров в 2022 – 2023 гг. по результатам проведения анкетного опроса.
Результаты исследования. Представлены обобщенные результаты деятельности научнометодических центров сопровождения педагогических работников в 2022 – 2023 гг. в обеспечении профессионального развития педагогических работников в рамках формирования единого образовательного пространства. Проведен анализ полученных данных по вопросу совершенствования условий научно-методического сопровождения педагогических работников при участии университетов, а также ключевых направлений развития взаимодействия научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами научно-методической деятельности в системе образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило конкретизировать меры, содействующие более эффективному использованию ресурсов научно-методических центров сопровождения педагогических работников в составе единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников.

Об авторах

Г. А. Папуткова
Государственный университет просвещения
Россия

Папуткова Галина Александровна – доктор педагогических наук, доцент,  заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



И. В. Головина
Государственный университет просвещения
Россия

Головина Инна Валентиновна – кандидат химических наук, доцент,  начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



Т. Ю. Медведева
Государственный университет просвещения
Россия

Медведева Татьяна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент,  начальник отдела управления взаимодействия с педагогическими вузами

Москва



Х.-А. С. Халадов
Государственный университет просвещения
Россия

Халадов Хож-Ахмед Султанович – кандидат философских наук, доцент,  проректор

Москва



О. И. Леонова
Московский государственный психолого-педагогический университет

Леонова Олеся Игоревна – кандидат психологических наук, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников

Москва



О. В. Вихристюк
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Вихристюк Олеся Валентиновна – кандидат психологических наук,  проректор по воспитательной и социально-психологической работе

Москва



Список литературы

1. Аруин С. Е. Взаимодействие общественных организаций Германии с муниципальными, земельными и федеральными институтами власти и бизнес-структурами в интеграции молодежи из числа иммигрантов // Психология и право. 2011. Т. 1, № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n3/46554 (дата обращения: 10.03.2024).

2. Болотов В. А., Рубцов В. В., Фрумин И. Д., Марголис А. А., Каспржак А. Г., Сафронова М. А., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 13-28. https://doi.org/10.17759/pse.2015200503.

3. Бысик Н. В., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 87-101. https://doi.org/10.17759/pse.2018230509.

4. Гумерова О. В., Калинин К. А., Репина А. В. Сетевое взаимодействие педагогических вузов в области научно-методического сопровождения учителя сельской школы // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 49-57.

5. Екимова В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 1. С. 86-97. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n1/69060 (дата обращения: 21.03.2024).

6. Жукова Н. В., Айсмонтас Б. Б. Сетевое интернет-общение как новая форма организации коммуникативного процесса в современном обществе // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 56-65. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060406.

7. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 21-42. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100203.

8. Игнатьева Г. А., Гришина А. В., Самерханова Э. К., Тулупова О. В. Рефлексивноперсонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4 (41). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-12.

9. Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Психологический анализ компетентности учителя начальной школы в работе над предметными ошибками обучающихся // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. С. 5-24. https://doi.org/10.17759/pse.2023000002.

10. Коротков А. М., Николаева М. В. Научно-методическое сопровождение взаимодействия педагогического вуза и региональной системы образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 58-69.

11. Кохан Н. В. Ключевые управленческие компетенции: распознавание готовности и потенциала // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 81-88.

12. Кочетков Н. В., Маринова Т. Ю., Орлов В. А., Расходчикова М. Н., Хаймовская Н. А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 2. С. 43-52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204.

13. Кудрявцева Д. А., Несмелова М. Л., Тарабукин И. М. Развитие регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: поиск проектных решений // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 38-48.

14. Лейбина А. В., Шукурян Г. А. Способы повышения эффективности онлайн-образования // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 21-33. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090302.

15. Луговая И. В., Ганаева Е. А., Муратова А. А. Проектирование адресной модели научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 26-37.

16. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 19, № 3. С. 105-126. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2014_n3/71581 (дата обращения: 21.03.2024).

17. О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № Р-174: Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/?ysclid=luk8fp66q0302537317 (дата обращения: 21.03.2024).

18. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография / С. В. Иванова [и др.]. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2020. 160 с.

19. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. URL: http://government.ru/docs/38760/ (дата обращения: 21.03.2024).

20. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 35-42.

21. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 13. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-13.

22. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Внедренческий потенциал научнометодических разработок // Глобальный научный потенциал. 2023. № 2 (143). С. 118-121.

23. Пахальян В. Э. Качество профессиональной деятельности и ее продукта в работе практического психолога: проблема определения понятий, критериев и способов оценки // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 4. С. 9-21. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180401.

24. Петраш М. Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 4. С. 88-100.

25. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / С. В. Иванова, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков [и др.]. Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. 612 с. ISBN 978-5-9275-3537-8.

26. Пискунова Е. В. Исследование дефицитов научно-методического сопровождения педагогов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 9-17.

27. Самерханова Э. К., Румянцева А. С. Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 5.

28. Сенькина Г. Е. Об особенностях использования цифровых сервисов Академии Минпросвещения будущими педагогами // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 18-25.

29. Синицын И. С., Груздев М. В. Типология дидактических решений по развитию глобальных компетенций учащихся (на примере содержательной категории «глобальные проблемы человечества») // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 110-121.

30. Слободчиков В. И. Содержание возрастов и возрастных переходов в антропологической теории развития // Деятельностный подход в образовании: коллективная монография. Т. 3. Москва: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2020. С. 160-197.

31. Сорокова М. Г., Леонова О. И., Ботова Ю. Б., Пятаков Е. О. Организация независимой оценки психолого-педагогических программ и стандартизации психодиагностических инструментов в парадигме доказательного подхода // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 143-156.

32. Сухоруков А. А. Роль педагогического университета в системе научно-методического сопровождения педагогических работников региона // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 70-81.

33. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=luu3tkcm1p819448997 (дата обращения: 21.03.2024).

34. Ульянина О. А., Поляков А. С., Файзуллина К. А., Борисенко Е. В., Никифорова Е. А., Вихристюк О. В. Содержательные аспекты процедуры оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 2. С. 35-46. https://doi.org/10.17759/bppe.2023200203.

35. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). URL: http://government.ru/docs/all/100618/ (дата обращения: 21.03.2024).

36. Федоров А. А., Папуткова Г. А., Самерханова Э. К., Фильченкова И. Ф., Демидова Н. Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 52-63. DOI: 10.17759/pse.2018230105.

37. Халадов Х.-А. С., Головина И. В., Медведева Т. Ю., Папуткова Г. А., Карпухина А. А., Вотинцев А. В. Взаимодействие педагогических вузов как механизм формирования единого пространства подготовки учителя // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 3 (22). С. 21-30.

38. Шиленкова Л. Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 69-78. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090306.

39. Alamri H. A., Alfaez A. A. Early childhood education teachers' experiences of monitoring their teaching competencies using self-recorded videos in a personalized learning environment // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10. P. 745. https://doi.org/10.1057/s41599-023-02260-2.

40. Berman J. L. C. Teacher Preparation in a Virtual K-12 Context: The Perceptions of School Leaders Concerning Teacher Professional Development: Doctoral Dissertation. Philadelphia: Temple University, 2020. 197 p.

41. Case Method in Practice // Harvard Business School. Available at: http://www.hbs.edu/teaching/case-method-in-practice/ (accessed: 24.05.2024).

42. Eaton K., Reynolds P. Continuing professional development and ICT: targeted practice // British Dental Journal. 2008. Vol. 205. Pp. 89-93. https://doi.org/10.1038/sj.bdj.2008.622.

43. Flores-Chacon E., Pacheco A., Gonzalez-Ortiz Y., et al. Educational innovation: digital technology architecture as a catalyst for change in university teacher training // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. P. 20991. https://doi.org/10.1038/s41598-023-48378-w.

44. Floricica C. M., Tanase T., Antonia S. The effects of burnout on the professional activity of teachers // Technium Social Sciences Journal. 2022. Vol. 34. Рp. 430-440. https://doi.org/10.47577/tssj.v34i1.7156.

45. Goddard R. D., Hoy W. K., Hoy A. W. Collective Teacher Efficacy: Its Meaning, Measure, and Impact on Student Achievement // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, no. 2. Pp. 479-507. https://doi.org/10.3102/00028312037002479.

46. Greenfield Patricia M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323, no. 5910. Pp. 69-71. https://doi.org/10.1126/science.1167190.

47. James Jacob W., Xiong W. and Ye H. Extension programs at world-class universities // Palgrave Communications. 2015. Vol. 1. P. 15002. https://doi.org/10.1057/palcomms.2015.2.

48. Kermanshahi P. N., Pishghadam R. Teachers’ Burnout and their Feedback-ability // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2022. Vol. 10, no. 2. Рp. 95-114. https://doi.org/10.30466/ijltr.2022.121185.

49. Kim H. J., Jang H. Y. Sustainable Technology Integration in Underserved Area Schools: The Impact of Perceived Student Change on Teacher Continuance Intention // Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 12. P. 4802. https://doi.org/10.3390/su12124802.

50. Malin J. R., Brown K., Ion G., et al. World-wide barriers and enablers to achieving evidenceinformed practice in education: what can be learnt from Spain, England, the United States, and Germany? // Humanities and Social Sciences Communications. 2020. Vol. 7. P. 99. https://doi.org/10.1057/s41599-020-00587-8.

51. Middle School Science // Nature. 1918. Vol. 101. Pp. 128-129. https://doi.org/10.1038/101128a0.

52. Mota A. I., Lopes J., Oliveira C. Burnout in Portuguese Teachers: A Systematic Review // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10, no. 2. Рp. 693-703. https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.2.693.

53. Pečiuliauskienė P., Kaminskienė L., Lehtinen E. Collaborative innovation activities of science teachers: the role of professional development and professional experience // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10. P. 324. https://doi.org/10.1057/s41599-023-01833-5.

54. Renko E., Koski-Jannes A., Absetz P., et al. Qualitative study of the benefits and problems associated with the use of motivational interaction in practice after completing the training // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9. P. 458. https://doi.org/10.1057/s41599-022-01484-y.

55. Warren L., et al. Self-efficacy, performance and the role of blended learning // Journal of Applied Research in Higher Education. 2020. Vol. 13, no. 1. Pp. 98-111. https://doi.org/10.1108/JARHE-08-2019-0210.

56. Wahyuingsih J. W. Improved Engagement with Personality, Self-Efficacy, and Job Satisfaction Development // TEST Engineering & Management. 2020. Vol. 83. Pp. 23461-23472.

57. Wang J., Tigelaar D. E. H., Admiraal W. Connecting rural schools to quality education: Rural teachers’ use of digital educational resources // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 101. Pp. 68-76. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.07.009.

58. Xu H., Shen W., Islam A.A. etc. A holistic learning-focused formative assessment system for developing complex skills // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10. P. 653. https://doi.org/10.1057/s41599-023-02200-0.


Рецензия

Просмотров: 343


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)