Формирование личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов в условиях современной образовательной среды
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-13
Аннотация
Введение. Дан анализ теоретических подходов к изучению сопротивляемости личности, который позволил определить важность создания специально организованной образовательной среды для ее развития. Представлена программа по формированию сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, исходя из авторской концепции психологической структуры сопротивляемости, и ее реализация в образовательной среде школы, вуза. Проведен анализ динамики результатов исследования важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников, студентов по итогам формирующей программы.
Материалы и методы. Выборка: 623 человека, из них 196 студентов, 427 школьников. Программа формирующего эксперимента. По завершении формирующей программы был проведен контрольный срез по изучению компонентов психологической структуры сопротивляемости. При проведении контрольного среза был использован тот же психодиагностический инструментарий: опросник С. С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций», Тест на незаконченные предложения (Дж. Сакс и С. Леви), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на избегание неудач (Т. Элерс), опросник аффилиации А. Мехрабиан, методика «Копингповедение в стрессовых ситуациях» («Coping Inventory for Stressful Situations», Н. С. Эндлер в соавторстве с Д. А. Паркер), опросник толерантность к неопределенности (М. Маклейн), тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ), компьютерная программа STATISTIKA (версия 10.0).
Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы увеличилось число стратегий, связанных с социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации среди всех возрастных групп, наблюдается положительная динамика и ускорение по освоению стратегии способов преодоления негативных ситуаций через переключение на различные виды активности во всех возрастных группах; значительно снизилось количество среди подростков, студентов, выбирающих уход, а не решение проблемы; среди старшеклассников и студентов наблюдается положительная динамика снижения выбора стратегии поиска виноватых; наблюдается динамика повышения позитивного отношения к себе среди всех возрастных групп; сократилось количество во всех возрастных группах с низким уровнем мотивации к успеху; отметился рост выборов проблемно-ориентировочного поведения; рост числа обучающихся, показавших высокий уровень принятия в сложной, неопределенной ситуации во всех возрастных группах; наметилась положительная динамика вовлеченности в происходящее, заинтересованности в деятельности во всех возрастных группах; положительная динамика показателя общей жизнестойкости среди респондентов всех возрастных групп.
Обсуждение и заключения. Можно заключить, что полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности предложенной программы. Следует отметить положительное влияние формирующей программы, способствующей ускоренному и целенаправленному формированию важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру авторского понимания сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов.
Об авторе
Н. И. ДунаеваРоссия
Дунаева Наталья Ивановна – кандидат психологических наук, доцент
Нижний Новгород
Список литературы
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с.
2. Ануфриева О. В. Психологические детерминанты сопротивляемости подростков асоциальным влияниям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Бишкек, 2018. 23 с.
3. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2002. 271 с.
4. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 1. С. 100-101.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
6. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум № 35. Москва, 1966. С. 326-331.
7. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 6. С. 760-771.
8. Гаязова Л. А. Кросс-культурные исследования ресурсов сопротивляемости в детском возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 139. С. 35-40.
9. Гороховатский Л. Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2013. 23 с.
10. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. № 4. С. 64-75.
11. Дунаева Н. И., Сорокоумова С. Н. Психологическая структура сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов: основные эмпирические результаты // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2024. № 1(26). С. 109-117.
12. Жуков А. М. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации и его психопрофилактика: дис. ... канд. психол. наук. Москва: ВУ МО РФ, 2004. 195 c.
13. Иванова С. П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 99-108.
14. Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей Первого международного форума / под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. Санкт-Петербург, 2006. С. 17-20.
15. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2005. 473 с.
16. Лактионова А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2010. 24 с.
17. Нарушевич А. А. О феномене сопротивляемости в современной зарубежной психологии // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2007. № 42. С. 7-9.
18. Посохова С. Т. Риск деструктивного поведения подростков: причины и ресурсы сопротивления // Психология образования: региональный опыт: материалы второй национальной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 65-66.
19. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / под ред. проф. И. А. Баевой. СанктПетербург: ООО «Книжный Дом», 2008. 288 с.
20. Психология общения и доверия: теория и практика: сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / под ред. Т. П. Скрипкиной. Москва: Университет РАО, 2014. 777 с.
21. Сорокоумова С. Н., Дунаева Н. И. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 6(94). С. 802-808.
22. Garmezy N. Stress resilient children: the search for protective factors // Stevenson J. E. (ed.) Recent research in developmental psychopathology. Oxford: Pergamon Press, 1985. Pp. 213- 233.
23. Maddi S. R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context // Military Psychology. 2007. Vol. 19 (1). Pp. 61-70. https://doi.org/10.1080/08995600701323301.
24. McDonald M., McCormack D., Avdagic E., Hayes L., et al. Understanding resilience: Similarities and differences in the perceptions of children, parents and practitioners // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 99. Pp. 270-278. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.01.016.
25. Sanders J., Munford R., Boden J. Culture and context: The differential impact of culture, risks and resources on resilience among vulnerable adolescents // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 79. Pp. 517-526. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.07.007.
26. Troy A. S., Willroth E. C., Shallcross A. J., Giuliani N. R., Gross J. J. Psychological Resilience: An Affect-Regulation Framework // Annual Review of Psychology. 2023. Vol. 74. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-020122-041854.
27. Zolkoski S. M., Bullock L. M. Resilience in children and youth: а review // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34(12). Pp. 2295-2303. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2012.08.009.