Жизненный мир студентов-инвалидов в инклюзивном кампусе: tempora mutantur
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-4
Аннотация
Введение. Для обширной научной базы по проблематике инклюзивного высшего образования характерен класс исследований, в основном теоретических, с акцентом на критике социальных и материальных барьеров, препятствующих доступу инвалидов к образованию. Статья предлагает вариант решения проблемы разрыва между теорией и практикой инклюзивного высшего образования и приводит основания, доказывающие, что безбарьерность не решает
полностью проблему социализации студентов-инвалидов. Впервые в предметной области предлагается решение педагогической проблемы развития общественных ценностей личности студентов с инвалидностью на основе изучения их жизненного мира. Исследование носит междисциплинарный характер.
Материалы и методы. Научная аргументация базируется на средовом подходе и положениях личностно-развивающей педагогики. Исследование проведено в русле феноменологического подхода; применены авторские методики опроса и глубинного интервью. В исследовании участвовали 157 студентов с инвалидностью и 12 экспертов. Для выявления характерных особенностей жизненного мира обучающихся, проживающих в кампусе вуза и вне его, в исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты исследования. Выявлены существенные различия в конструировании жизненного мира студентов-инвалидов, проживающих в кампусе 1, и студентов, проживающих вне кампуса. Проживание в кампусе связано со множеством коммуникаций, способствующих формированию у студентов общественных ценностей личности, для проживающих вне кампуса (преимущественно с родителями) эффект социализации не так очевиден. Впервые в предметной области получены результаты, характеризующие различия в представлениях студентов-инвалидов об учебе, досуге, отношениях к окружающим и перспективах своего постдипломного развития. Показаны типичные проблемы, связанные с проживанием в кампусе/вне кампуса.
Обсуждение и заключения. Исследование подтвердило гипотезу об обусловленности развития общественных ценностей личности студента интенсивностью коммуникаций в пространстве совместной деятельности студентов с инвалидностью с социальным окружением в вузе. Затронутая проблема связана с рядом вопросов, перспективных для научного освещения. Статья может представлять интерес для исследователей и практиков инклюзивного образования.
Об авторах
Е. С. СахарчукРоссийский государственный университет социальных технологий
Россия
Елена Сергеевна Сахарчук, доктор педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности
Москва
AuthorID: 430852
Е. Н. Юдина
Российский государственный университет социальных технологий
Россия
Елена Николаевна Юдина, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра социологии и медиакоммуникаций
Москва
Список литературы
1. Александрова Л. А., Айсмонтас Б. Б., Будрейка Н. Н. Субъективное благополучие, личностные ресурсы и учебная мотивация студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Кемерово, 2019. С. 12-18. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44302021_93980538.pdf (дата обращения: 22. 08. 2024).
2. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1(19). С. 4-7. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28822918_83981606.pdf (дата обращения: 22. 08. 2024).
3. Бессчетнова О. В., Наберушкина Э. К. Барьеры реализации прав лиц с инвалидностью в сфере социальной защиты населения // Человек. Общество. Инклюзия. 2022. № 4. С. 46-58 URL: https://vestnik.mggeu.ru/ru/latest-release/chelovek-obshhestvo-inklyuziya-4-52-2022 (дата обращения: 22. 08. 2024).
4. Горяйнова А. Р., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивное образование: общественное мнение и опыт инсайдеров // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 98-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-obschestvennoe-mnenie-i-opyt-insayderov (дата обращения: 22. 08. 2024).
5. Жигунова Г. В. Жизненный мир молодых инвалидов // Экономика и социум. 2014. № 4-6(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-mir-molodyh-invalidov (дата обращения: 22. 08. 2024).
6. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. 2004. № 7. С.127-130.
7. Илалтдинова Е. Ю., Мандрова Н. А. Аксиологические основы проектирования сообщества // Реализация идейного потенциала историко-педагогического знания в контексте современной образовательной политики : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции – XXХVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Оренбург, 2023. С. 67-71.
8. Кривцова С. В. Феноменологическая педагогика // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskaya-pedagogika (дата обращения: 22. 04. 2024).
9. Курбангалеева Е. С., Веретенников Д. Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. С. 169-180. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2017_n1/pse_2017_n1_kurbangaleeva_veretennikov.pdf?ysclid=lvxx9j461x178056818 (дата обращения: 22. 08. 2024).
10. Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В., Тарабакина Л. В., Звонова Е. В. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность – группа – общество» // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 3(137). С. 65-75. doi: 10.25730/VSU.7606.20.041.
11. Максимова Н. А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (дата обращения: 22. 04. 2024).
12. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 315-319. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765663 (дата обращения: 22. 08. 2024).
13. Наберушкина Э. К., Бессчетнова О. В. Социальное самочувствие и социально-психологическая безопасность студентов с инвалидностью в мегаполисе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 366-372. doi: 10.18500/1818-9601-2023-23-4-366-372.
14. Наберушкина Э. К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций // ЖИСП. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sotsialnyh-problem-invalidnosti-v-kontekste-zanyatosti-sotsialnoy-politiki-i-sotsialnyh-distantsiy (дата обращения: 22. 08. 2024).
15. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Айсмонтас Б.Б., Вачков И.В., Кузьмина Е.И. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 3(60). С. 76-94. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49843036_97485177.pdf (дата обращения: 22. 08. 2024).
16. Райдугин Д. С. Инклюзия и инклюзивное образование: конфликт интерпретаций // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuziya-i-inklyuzivnoe-obrazovanie-konflikt-interpretatsiy (дата обращения: 22. 08. 2024).
17. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с. URL: https://paralife.narod.ru/library/science/romanov_iarskaia/politika_invalidnosti_2006.pdf?ysclid=lvxxoonj8e91731394 (дата обращения: 22. 08. 2024).
18. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности // Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО ИТИП, 2010. С. 46-56.
19. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия ВГПУ. 2011. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-razvivayuschee-obrazovanie-dva-desyatiletiya-iskaniy (дата обращения: 22. 08. 2024).
20. Cуродина Ю. А., Шерстюкова А. Д., Бочкарева Е. В., Страхова И. Б. Социальная адаптация молодежи с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. № XVIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-molodezhi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 22. 08. 2024).
21. Сахарчук Е.С., Баграмян Э.Р., Киселева И.А., Сахарчук А.Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика // Образование и наука. 2022. № 24(3). С. 11-40. doi: 10.17853/1994-5639-2022-3-11-40.
22. Суздорф А. Е. Переход к взрослой жизни для молодых людей с ограниченными возможностями: вопросы для ребенка-инвалида и семьи // Лучший исследовательский проект 2022 : сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 245-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=ctmvkd&ysclid=lvyxgi2hkj2438219 (дата обращения: 22. 08. 2024).
23. Сахарчук Е. С. Факторы формирования социокультурной идентичности студентов в условиях поликонфессиональности: теологический и психолого-педагогический подходы : монография. Москва, 2023. 176 с.
24. Холостова Е. И. Социальная политика / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020. 395 с.
25. Шапошников Л. Е. Философско-педагогические взгляды Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Гундяева) // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-pedagogicheskie-vzglyady-patriarha-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-gundyaeva (дата обращения: 22. 08. 2024).
26. Юдина Е. Н., Мороз Н. А. Категория "жизненный мир" в социологии и литературе // Системная психология и социология. 2018. № 1(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-zhiznennyy-mir-v-sotsiologii-i-literature (дата обращения: 22. 08. 2024).
27. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5(229). С. 100-107.
28. Albrecht J., Dörrer D., Heyl V., Mechler K. Qualifizierungsziel "Bildungsfachkraft an Hochschulen". Von der Werkstatt für behinderte Menschen (WfbM) in die inklusive Berufstätigkeit als Mitarbeitende einer Hochschule // Schweizerische Zeitschrift für Heilpädagogik. 2022. Vol. 28(11). Pp. 51-57. Available at: https://ojs.szh.ch/zeitschrift/article/view/1050 (accessed: 22. 08. 2024).
29. Breffka E., Jagoe C., Murphy S. P., Tsegaw B. B. Restricted participation: Drivers, experiences and implications of disability stigma in Ethiopia // African Journal of Disability. 2023. No. 12. P. a1085. doi: 10.4102/ajod.v12i0.1085.
30. Creaven A. M. Considering the sensory and social needs of disabled students in higher education: A call to return to the roots of universal design // Sage Journals. March 2024. doi: 10.1177/14782103241240808.
31. Gehrau V. Anne Haage: Informationsrepertoires von Menschen mit Behinderung – Barrieren und Förderfaktoren für die gleichberechtigte Teilhabe an öffentlicher Kommunikation // Publizistik. 2022. Vol. 67. Pp. 185-187. doi: 10.1007/s11616-021-00709-5.
32. Essen van F. Entwicklung partizipativer Kompetenzen Studierender in einer Werkstatt für behinderte Menschen // Praxisorientierte Hochschullehre, Insights in innovative sowie digitale Lehrkonzepte und Kooperationen mit der Wirtschaft. Berlin, 2021. Pp. 189-198 doi: 10.1007/978-3-658-32393-6_16.
33. Haage A. Informationsrepertoires von Menschen mit Behinderung -Barrieren und Forderfaktoren fur die gleichberechtigte Teilhabe an offentlicher Kommunikation. Baden-Baden: Nomos, 2021. 348 S.
34. Hamilton P. R., Hulme J. A., Harrison E. D. Experiences of higher education for students with chronic illnesses // Disability & Society. 2023. Vol. 38, no. 1. Pp. 21-46. doi: 10.1080/09687599.2021.1907549.
35. Hoteit L., Bejarano F., Figuerola S., Herranz A. Related expertise: What a Multicountry Study Reveals About K–12 Education Models for Students with Disabilities // BCG. 2022. December 07. Available at: https://www.bcg.com/publications/2022/inclusive-education-for-students-with-disabilities-analysis (accessed: 22. 08. 2024).
36. Jochmaring J., York J. (2022). Dilemmata einer inklusiven Arbeitswelt. Menschen mit Behinderung zwischen Inklusionspotenzialen neuer Arbeitsrealitäten und exklusionsverwaltenden Organisationen // Onnen C., Stein-Redent R., Blättel-Mink B., Noack T., Opielka M., Späte K. (eds) Organisationen in Zeiten der Digitalisierung. Sozialwissenschaften und Berufspraxis. Springer VS, Wiesbaden, 2022. doi: 10.1007/978-3-658-36514-1_8.
37. Maroto M., Pettinicchio D., Chai L., Holmes A. “A Rollercoaster of Emotions”: Social Distancing, Anxiety, and Loneliness Among People with Disabilities and Chronic Health Conditions // Disability in the Time of Pandemic (Research in Social Science and Disability, Vol. 13) / ed. by A. C. Carey, S. E. Green, L. Mauldin. Bingley, UK: Emerald Publishing Limited, 2023. Pp. 49-73. doi: 10.1108/S1479-354720230000013004.
38. Paz-Maldonado E., Flores-Girón H. Revista Brasileira de Educacao Especial. What defines inclusion in higher education institutions // Validation of an instrument based on the ‘index for inclusion’. 2021. Vol. 27. Pp. 1037-1052. Available at: https://www.researchgate.net/publication/355421754_What_Defines_Inclusion_in_Higher_Education_Institutions_Validation_of_an_Instrument_Based_on_the_'Index_for_Inclusion' (accessed 22. 08. 2024).
39. Puhr K. Schulbezogene Sonder-, Integrations- und Inklusionspädagogiken // Studienbuch Inklusion. Wiesbaden: Springer VS, 2023. doi: 10.1007/978-3-658-19063-7.
40. Renner J., Gillitzer S., Arhelger A., Hornberg C. Förderung von Gesundheitskompetenz – Ergebnisse des Modellvorhabens „Wir bewegen Werkstätten“ // Rathmann K., Dadaczynski K., Okan O., Messer M. (eds) Gesundheitskompetenz. Springer Reference Pflege – Therapie – Gesundheit. Springer, Berlin, Heidelberg, 2023. doi: 10.1007/978-3-662-67055-2_121.
41. Traue B., Pfahl L. Multiperspektivische Optimierung. Umrisse eines eigenständigen Optimierungskonzepts in den Bildungswissenschaften und der Sozialen Arbeit // Zeitschrift für Pädagogik. 2020. Vol. 66(1). Pp. 36-46. Available at: https://www.pedocs.de/volltexte/2023/25781/pdf/ZfPaed_1_2020_Traue_Pfahl_Multiperspektivische_Optimierung.pdf (accessed: 22. 08. 2024).
42. Wagner I. V. Ansatze zur Monitoringstudie inklusiver Erziehung und Sozialisation // Conference : Themed collection of papers from Foreign international scientific conference «Joint innovation – joint development». Part 1. Qingdao (China), 2023. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xkibdk&ysclid=lvzpxn1buo379274175 (accessed: 22. 08. 2024).
43. Waldschmidt A., Karim S. Was sind Disability Studies? Profil, Stand und Vokabular eines neuen Forschungsfeldes // Waldschmidt A. (eds) Handbuch Disability Studies. Wiesbaden: Springer VS, 2022. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-531-18925-3_1 (accessed: 22. 08. 2024).
44. Wulf A., Reutlinger C. Rehabilitation bei Menschen mit Behinderungen // Zeitschrift für Epileptologie. 2022. Vol. 35, no. 3. Pp. 230-234. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s10309-022-00504-w (accessed: 22. 08. 2024).
45. Yahaya m. A., Zakaria H. B., Shariff N. M, Yakob M. A. Integration of art elements in STEM for teaching and learning Islamic education to disabled students in Malaysia // International Journal of Advanced Research (IJAR). 2023. Vol. 11, no. 10. Pp. 58-64. doi: 10.21474/IJAR01/17677.