Роль языкового влияния в педагогическом воздействии
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-3
Аннотация
Введение. Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия на учащихся с целью усвоения ими базовых смыслов культуры. Сделать человека носителем этих базовых культурных смыслов, транслировать ему культуру без языка невозможно. Отсутствие исследований языковой стороны педагогической деятельности объясняет существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов и отсутствием эффективного инструментария создания и анализа речи педагога. В статье предлагается решение обозначенной проблемы с позиций педагогической семиологии и когнитивной лингвистики. Цель данной работы – рассмотрение теоретических основ языкового педагогического воздействия в трансдисциплинарном ракурсе.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы контент-анализа, интерпретации и контекстуального анализа. Результаты исследования. Базовой функцией образования является трансляция учащимся знаний о мире, в котором они живут и функционируют. В педагогическом общении это становится возможным благодаря уникальной роли языка. Совокупность знаний, мнений, ценностей и прочего формируется, прежде всего, в результате языкового воздействия на человека. Реализация языкового воздействия возможна благодаря биологической предрасположенности человека к усвоению языка. Тогда педагогическое воздействие можно рассматривать как языковое воздействие плюс восприимчивость, готовность к нему. Еще одно качество, без которого образование невозможно, – человеческая способность к подражанию.
Обсуждение и заключения. Понимая цель образования как трансляцию базовых культурных смыслов, а язык как основное средство для ее осуществления, мы считаем языковое воздействие главным воздействием в формировании человека как носителя собственно человеческих качеств. Сущность педагогического воздействия состоит в том, что с помощью языкового воздействия педагог должен донести до ученика базовые смыслы культуры, а с помощью присущего ученику подражания сделать так, чтобы он укоренился в культуре. Таким образом, в результате представленного исследования нам впервые удалось выработать понимание языкового педагогического воздействия и его сущности. Весь образовательный процесс основывается на языковом воздействии и подражании. Данная работа является частью семиологического исследования, посвященного осмыслению того, что источником содержания обучения и воспитания является культура; педагог является носителем культурных значений и смыслов, которые передаются им с помощью языка; педагогу принадлежит ключевая роль в обеспечении вхождения обучающихся в мир культуры.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ДоброваРоссия
Доброва Виктория Вадимовна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Researcher ID: D-5584-2014
Самара
Список литературы
1. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: ЕВРАЗИЯ, 2000. 320 с.
2. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста. Теоретические основания и практика. Москва: Флинта, 2023. 592 c.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах. Т. 2: Проблемы общей психологии. Мышление и речь. Москва: Педагогика, 1982. 504 с.
4. Гоперхоева Т. Т. Способы и сферы речевого воздействия // Вестник науки. 2021. Т. 4, № 4 (37). С. 12-15.
5. Десяева Н. Д., Айбятова Е. В. Средства, формы и функции педагогического речевого воздействия // Вестник ГУУ. 2013. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstvaformy-i-funktsii-pedagogicheskogo-rechevogo-vozdeystviya (дата обращения: 15.04.2024).
6. Доброва В. В. Концепт «педагогическое влияние» в междисциплинарном и педагогическом дискурсе // The World of Academia: Culture, Education. 2023. No. 3. Pp. 38-44. DOI: 10.18522/2658-6983-2023-3-38-44.
7. Жданова Е. В. Взаимодействие речевых стратегий и психолингвистического типажа коммуникантов: дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2008. 190 с.
8. Желтухина М. Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Москва: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2004. 44 с.
9. Зайцева А. В. Речевое воздействие как основная составляющая современной коммуникации // Новые горизонты русистики. 2021. № 13. С. 34-39.
10. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность речевая деятельность вербальное общение. Москва: Аспект Пресс, 2020. 400 с.
11. Ионесов В. И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2014. № 25 (354). Вып. 35. С. 7-13.
12. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 284 с.
13. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Москва: Просвещение, 1987. 180 с.
14. Котов А. А. Описание речевого воздействия в лингвистической модели // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды международной конференции «Диалог–2003». Москва, 2003. URL: http://www.harpia.ru/theory.html (дата обращения: 10.01.2024).
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, Академия, 2004. 362 с.
16. Лукацкий М. А. Педагогика в поисках себя: сборник научных статей. Москва: Изд-во Маска, 2020. 500 с.
17. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. Москва: Флинта; Наука, 1998. 312 с.
18. Паршин П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю. К. Пирогова, А. Н. Баранов, П. Б. Паршин и др. Москва: ИД Гребенникова, 2000. 270 с.
19. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания. Mосква: Ермак, 2004. 638 с.
20. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. Москва: Наука, 1979. 232 с.
21. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2012. 178 с.
22. Тарасов Е. Ф. К проблеме функционирования языка // Вопросы психолингвистики. 2020. № 3 (45). С. 126-136.
23. Тард Г. Законы подражания. Москва, 2011. 304 c.
24. Технология педагогического воздействия / Е. С. Илюшина, К. С. Гордеев, А. А. Жидков [и др.] // Трибуна ученого. 2020. № 12. С. 1083-1087.
25. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Санкт-Петербург: Наука, 2000. 378 с.
26. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография. Москва: Флинта: Наука, 2014. 344 с.
27. Apresyan V. Resolving Scope Ambiguity: Lexicon, pragmatics, information structure // Вопросы языкознания. 2020. № 2. С. 7-30. DOI: 10.31857/S0373658X0008774-0.
28. Bishop M. E., Lerch B. A. The influence of language on the evolution of cooperation // Evolution and Human Behavior. 2023. Vol. 44, no. 4. Pp. 349-358. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2023.04.003.
29. Chomsky N. Syntactic Structures // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 2. Москва: Издво иностранной литературы, 1962. С. 412-527.
30. Christensen L.Th. Organizational Communication in an Age of Globalization: Issues, Reflections, Practices. Waveland Press, 2003.
31. Cummins J. Language, Power and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters, 2000. https://doi.org/10.21832/9781853596773
32. Eemeren F. H. v., Grootendorst R. A Systematic Theory of Argumentation: The pragmadialectical approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
33. Fogg B. J. Persuasive Technology: Using Computers to Change. What We Think and Do (The Morgan Kaufmann Series in Interactive Technologies). San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2003.
34. Forbes K., Evans M., Fisher L., Gayton A., Liu Y., Rutgers D. Developing a multilingual identity in the languages classroom: the influence of an identity-based pedagogical intervention // The Language Learning Journal. 2021. Vol. 49, no. 4. Pp. 433-451. https://doi.org/10.1080/09571736.2021.1906733.
35. Gee G. P. An introduction to discourse analysis: theory and method. Routledge, 2011. 225 p.
36. Girard R. Les origines de la culture. Paris: Desclée De Brouwer, 2004. 280 p.
37. Hadley E. B., Dickinson D. K. Measuring young children’s word knowledge: a conceptual review // Journal of Early Childhood Literature. 2020. Vol. 20. Pp. 223-251. https://doi.org/10.1177/1468798417753713.
38. Lin T. J., Chen J., Lu M., Sun J., Purtell K., Ansari A., Justice L. The influence of classroom language contexts on dual language learners’ language development // Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 115 (6). Pp. 877-890. https://doi.org/10.1037/edu0000804.
39. Nasution M. Power of language in education // Ecobisma. 2019. Vol. 5, no. 1. Pp. 66-83. DOI: 10.36987/ECOBI.V5I1.76.
40. Ning S., Hayakawa S., Bartolotti G., Marian V. On language and thought: Bilingual experience influences semantic associations // Journal of Neurolinguistics. 2020. Vol. 56. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2020.100932.
41. Patterson K. Crucial Confrontations. McGraw-Hill, 2004.
42. Petrenko V. F. The Problem of Psychology of Consciousness // International Journal of Research in Humanities and Social Stadies. 2019. Vol. 5, no. 7. Pp. 13-27.
43. Sardeshpande M. Role of Language in Education // Journal of critical reviews. 2020. Vol. 7, no. 8.
44. Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1977.
45. Soh Y. C., Del Carpio X. V., Wang L. C. The impact of language of instruction in schools on student achievement: Evidence from Malaysia using the synthetic control method. World Bank Group, 2011. Available at: https://documents1.worldbank.org/curated/en/786821611171903155/pdf/The-Impact-of-Language-of-Instruction-in-Schools-on-StudentAchievement-Evidence-from-Malaysia-Using-the-Synthetic-Control-Method.pdf (accessed: 05.03.2024).
46. Walton E., Marais C. Language matters // Blatzk-Hawkins Ch., Greenham-Smith A. (eds) Expanding Possibilities for Inclusive Learning. London, 2022. P. 14-29. https://doi.org/10.4324/9781003137634.