Педагогика креативных индустрий: модель профессиональной подготовки
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-2
Аннотация
Введение: Сфера креативных индустрий, являясь одним из направлений развития экономики общества, а именно креативной, охватывает процесс создания посредством интеллектуального труда востребованного творческого продукта в области цифрового и прикладного искусства, функционального творчества, влияющего на благосостояние людей. Одним из ключевых акторов, стимулирующих развитие данной сферы, является педагог, обеспечивающий профессиональную подготовку кадров для рынка труда в сфере креативных индустрий. Учитывая дефицитарный характер исследований, посвященных данной проблеме, в настоящей статье предлагается модель профессиональной подготовки профессионально-педагогических кадров для сфер креативной экономики.
Материалы и методы: Методологической основой исследования послужили компетентностный (И. А. Зимняя, A.-K. Koenen, F Dochy и др.), деятельностный (А. И. Иргалиева и др.), конвергентный (М. В. Деев, E. Fonseca, I. Molderez, J. Overberg и др.) и личностно-ориентированный (А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.) подходы. В качестве методов исследования были использованы анализ научных работ, нормативных документов и публикаций в СМИ (n=36), посвященных феномену креативных индустрий, а также опыту подготовки профессионально-педагогических кадров для данной отрасли креативной экономики, а также моделирование процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий.
Результаты исследования: Данная статья посвящена моделированию процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий. В статье представлен исторический экскурс феномена творческих (креативных) индустрий, классификации направлений соответствующего сектора креативной экономики. В качестве научной новизны выступает образовательная модель подготовки педагогических кадров на уровне магистратуры, способных осуществлять качественную подготовку специалистов для различных творческих (креативных) индустрий, востребованность которых на рынке труда с каждым годом возрастает. Содержание модели определяют четыре блока: мотивационно-целевой, содержательно-логический, деятельностно-технологический и диагностический.
Обсуждение и заключения: Представленная модель профессиональной подготовки педагогов для сфер творческих (креативных) индустрий учитывает важные современные тенденции данных сфер: подготовку к профессиональной практике в условиях предпринимательства, реализация в формате смешанного обучения, активизация творческого начала в процессе реализации креативных практик и др. Опыт успешного внедрения в образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов для сфер творческих (креативных) индустрий посредством представленной модели будет способствовать росту высококвалифицированных творческих специалистов, востребованных на рынке труда сектора креативной экономики.
Об авторе
А. А. КоноваловРоссия
Коновалов Антон Андреевич – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
Екатеринбург
Список литературы
1. Аликперов И. М. Возможности и проблемы подготовки креативных работников для постиндустриальной экономики // Образование и наука. 2011. № 6 (85). С. 12-21.
2. Андрюхина Л. М. Педагогические условия и технологии развития креативного потенциала студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 26. DOI: 10.17513/spno.31253.
3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 44-64. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64.
4. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 9-18. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18.
5. Вербицкая Н. О., Учайкина С. Н., Вакарь Л. В. Кадры для креативных индустрий в культурном пространстве Свердловской области // Управление культурой. 2022. № 2 (2). С. 16-20.
6. Дагестан покупает школу креативных индустрий // Новое дело: сайт. URL: https://ndelo.ru/novosti/dagestan-pokupaet-shkolu-kreativnyh-industrij (дата обращения: 10.12.2024).
7. Даськова Ю. В. Диагностика и результаты опытно-экспериментальной работы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 68-72.
8. Деев М. В., Гамидуллаева Л. А., Финогеев А. Г., Финогеев А. А. Конвергентный подход к актуализации образовательных программ и контента для развития экосистемы образования в условиях перехода к цифровой экономике // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. № 3. С. 84-101. DOI: 10.21685/2227-8486-2020-3-8.
9. Ефимова А. С., Брюханова Н. В. Тенденции развития креативных индустрий регионов Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 45-52. DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
11. Иргалиева А. И. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход к определению понятия // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 19-25.
12. Клиндухов И. В., Байтаев М. Д. Модель колледжа креативных индустрий // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 77-89. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-4-77-89.
13. Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25-29.
14. Коновалов А. А. Проблема формирования умений и навыков музыкально-компьютерной деятельности педагогов-музыкантов: дидактический аспект // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11, № 4. С. 134-149. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-4-134-149.
15. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Музыкально-компьютерная деятельность: особенности профессиональной подготовки специалистов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 84-110. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-84-110.
16. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г. № 2613-р. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
17. Королева И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 3. С. 14. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).14.
18. Молчанов И. Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 2. С. 52-62. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-2-52-62.
19. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15-26.
20. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы. Научный дайджест №1 / С.В. Бредихин [и др.] / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 21 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/08/05/1425538563/Human%20Capital_NCMU_Digest%201_Creative%20Industries_2021.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
21. Сысоев А. А., Весна Е. Б., Александров Ю. И. О современной модели инженерной подготовки // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 96-101.
22. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996. 96 с.
23. Błaszczyk M., Krysiński D. European Capital of Culture and creative industries: Real impact or unproven belief? The case of Wrocław // City, Culture and Society. 2023. Vol. 35. DOI: 10.1016/j.ccs.2023.100552.
24. Borre J. R., Romero G. C., Gutiérrez J. M., Ramírez J. Discussion of the aspects of the cultural and creative industries that impact on sustainable development: a systematic review // Procedia Computer Science. 2023. Vol. 224. Pp. 532-537. DOI: 10.1016/j.procs.2023.09.077.
25. Chen X., Zou D., Cheng G., Xie H. Detecting latent topics and trends ineducational technologies over four decades using structural topic modeling A retrospective of all volumes of Computers & Education // Computers & Education. 2020. No. 151.
26. Creative Economy. Outlook 2022. The International Year of Creative Economy for Sustainable Development: Pathway to resilient creative industries. Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_en.pdf accessed: 10.12.2024).
27. Creative Economy. Report 2008. The challenge of assessing the Creative economy: towards informed policy-making. Available at: https://unctad.org/system/files/officialdocument/ditc20082cer_en.pdf (accessed: 10.12.2024).
28. Dreesmann M., Grüner H., Schmidt A. Creative Industries: A New Sphere of Activities for the University of the Arts? Aspirations, Challenges and Restraints of Creative Industries in the Context of Management Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. Pp. 587-594. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.903.
29. Fahmi F. Z., Krismiyaningsih E., Sagala S. A., Rustiadi S. Creative industries and disaster resilience: A focus on arts- and culture-based industries in Indonesia // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2023. Vol. 99. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2023.104136.
30. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life // Canadian Public Policy. 2003. Vol. 29. DOI: 10.2307/3552294.
31. Grodach C., O'Connor J., Gibson C. Manufacturing and cultural production: Towards a progressive policy agenda for the cultural economy // City, Culture and Society. 2017. Vol. 10. Pp. 17-25. https://doi.org/10.1016/j.ccs.2017.04.003.
32. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. 2015. No. 50. Pp. 1-12. DOI: 10.1016/j.tate.2015.04.001.
33. Molderez I., Fonseca E. The efficacy of real-world experiences and service learning for fostering competences for sustainable development in higher education // Journal of Cleaner Production. 2018. No. 172. Pp. 4397-4410. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.04.062.
34. Overberg J., Broens A., Günther A., Stroth C., Knecht R., Golba M., Röbken H. Internal quality management in competence-based higher education – An interdisciplinary pilot study conducted in a postgraduate programme in renewable energy // Solar Energy. 2019. No. 177. Pp. 337-346. DOI: 10.1016/j.solener.2018.11.009.
35. Söndermann M. Monitoring of Selected Economic Key Data on the Culture and Creative Industries 2012: Summary. Berlin: Federal Ministry of Economics and Technology, 2012. 32 p. Available at: https://ftp.zew.de/pub/zew-docs/gutachten/KKW_Monitoring2012_Kurzfassung_EN.pdf (accessed: 10.12.2024).
36. Weckerle C., Gerig M., Söndermann M. Kreativwirtschaft Schweiz. Daten – Modelle – Szene. Basel, Boston, Berlin: Birkhäuser, 2007. DOI: 10.1515/9783034609760.