Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Программа формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения в вузе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-14

Аннотация

   Введение. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов системы дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в высшей школе. Авторами представлена основная концепция по созданию и реализации основных этапов программы формирования психологической готовности у студентов дошкольного образования к профессиональному общению со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Обсуждается модульный принцип проектирования программы по основным компонентам структуры психологической готовности, отмечается необходимость увеличения практической подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

   Материалы и методы. В исследовании применялись: теоретические методы: анализ научных публикаций, психолого-педагогической литературы; синтез и интерпретация, метод обобщения и систематизации информации, моделирование процесса формирования психологической готовности к профессиональному общению; эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, проксиметрические методики; методы анализа данных: методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов.

   Результаты исследования. Авторами обоснованы и конкретизированы научно-теоретические основы, подходы и принципы, организационные, психо-дидактические и психолого-педагогические условия, представлена подробная апробация программы, оценка динамики формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов дошкольного образования. Программа позволяет студентам бакалавриата последовательно освоить общекультурные и общепсихологические коммуникативные компетенции; навыки, умения, действия планирования, проектирования, построения, накопления индивидуального опыта межличностного и профессионального общения с разными субъектами образовательного процесса; построение персонализированных моделей общения с разными целевыми группами и субъектами образования; сформировать первоначальный стиль профессионального общения будущего педагога, его ценностно-смысловой, содержательный и структурно-организационный контур.

   Обсуждение и заключения. Выполненное исследование показало необходимость и возможность систематического и системного формирования психологической готовности к профессиональному общению у студентов дошкольного образования в процессе обучения в вузе. Психологическая готовность студентов дошкольного образования имеет свои особенности и соотносится с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям будущего педагога дошкольного образования.

Об авторах

О. В. Суворова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний; Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Ольга Вениаминовна Суворова, доктор психологических наук, профессор

Пермь; Нижний Новгород; Рязань; Новосибирск



Н. С. Селукова
Глазовский государственный Инженерно-педагогический университет им. В. Г. Короленко
Россия

Наталья Сидоровна Селукова, старший преподаватель

кафедра дошкольного и начального образования

Глазов



Список литературы

1. Аверьянова С. Д. К вопросу о подготовке будущих педагогов дошкольного образования к организации разновозрастных сообществ // Человек и образование. 2022. № 1(70). С. 129-135. DOI: 10.54884/S181570410019964-5. EDN: GBOILH.

2. Белинова Н. В., Курилкина Е. В. К вопросу о навыках профессионального общения у педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 276-279. EDN: CIWMNQ.

3. Большанина Л. В., Грибукова О. Г. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному общению будущих педагогов в инклюзивном образовании // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2(59). С. 206-209. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.211. EDN: UPKAAW.

4. Барахович И. И., Шилова М. И. Готовность будущего педагога к профессиональным коммуникациям // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2014. № 2(28). С. 37-40.

5. Булуева Ш. И., Хачароева А. Х., Мейриева А. С. Мотивационная готовность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. С. 56-59. EDN: JCMCUU.

6. Вишневская М. Н. Изучение структуры готовности к педагогическому общению // Профессиональное становление студентов в вузе : сборник научных трудов / под общ. ред. Е. В. Гуниной. Чебоксары: Чуваш. гос. пед.ун-т, 2013. С. 149-156.

7. Дронжек Н. В. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования // Январские педагогические чтения. 2023. № 9(21). С. 113-116. EDN: MXVMNK.

8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 2008. 175 с.

9. Дмитриева Е. Е., Суворова О. В., Егорова П. А., Мухина Т. Г., Сорокоумова С. Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161-172.

10. Жемерикина Ю. И., Шнайдер В. Ф. Мотивационная и эмоциональная готовность как составляющие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Матрица научного познания. 2021. № 11-1. С. 286-293. EDN: GICCFN.

11. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (дата обращения: 28. 08. 2024).

12. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 3-е издание, пересмотренное. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=160407 (дата обращения: 28. 08. 2024).

13. Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Парамонова М. Ю., Сорокина О. А., Сурудина Е. А. Инструменты выявления и дифференциации социальных запросов к профессиональным и личностным качествам педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 146-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162.

14. Калинковская С. Б. Проблемы профессионального становления будущего педагога дошкольного образования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2022. № 19. С. 5-8. EDN: BZDICB.

15. Кормилицына А. И., Грунина С. О. Проблема психологической готовности будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности // Актуальные вопросы современного образования : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 19 января 2023 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. С. 140-143. EDN: LDMOCJ.

16. Курылева В. С., Суворова О. В., Серебрякова Т. А. Использование метода наблюдения как основы мониторинга культуры общения участников образовательного процесса ДОО // Актуальные вопросы научных исследований в условиях формирования многополярного мира : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 13 марта 2023 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. С. 123-127. EDN: XQORBI.

17. Лавлинская О. И. Развитие коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования как основы их профессиональной деятельности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 2(291). С. 37-40. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_2_37. EDN: RZPOXG.

18. Нигматуллина И. А., Степашкина В. А., Павлова Л. Д. Ребенок с РАС в детском саду: ресурсы психологической готовности педагога // Российский психологический журнал. 2023. Т 20, № 1. С. 132-148. DOI: 10.21702/rpj.2023.1.9. EDN: RDRGWA.

19. Островская Е. В., Скавычева Е. Н. Проблемы дошкольного образования в современном мире // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 4. С. 28-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50771264 (дата обращения 28. 08. 2024).

20. Орлова Е. А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей : дис. … д-ра псих. наук: 19.00.07. Тула, 1998. 323 с.

21. Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б., Сивак А. Н., Турчин А. С. Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6(48). С. 358-373. DOI: 10.32744/pse.2020.6.28.

22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155 (ред. от 08. 11. 2022 № 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 28. 08. 2024).

23. Суворова О. В., Серебрякова Т. А., Курылева В. С. Проблема формирования культуры общения педагога в образовательной среде ДО // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием, Таганрог, 22 августа 2022 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. С. 154-157. EDN: QAQBOB.

24. Суворова О. В., Селукова Н. С., Мазурова Е. В. Психологическая готовность к профессиональному общению будущих педагогов: к проблеме онтологического статуса понятия // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2024. № 1(26). С. 137-150.

25. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика : материалы II Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2014. С. 6-9. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 28. 08. 2024).

26. Токарева М. А., Пятач А. Н. Проблема подготовки студентов к информационно-коммуникативному взаимодействию в процессе реализации инновационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 233-236. EDN: AHCWYN.

27. Хворостина Е. А. Акмеологический подход в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Дидакт. 2022. № 1(9). С. 64-68. EDN: RIWSHS.

28. Dan A., Simon E. Communication between parents and kindergarten teachers in the digital era // European Scientific Journal, ESJ. 2021. Vol. 17, no. 12. Pp. 2-14. doi: 10.19044/esj.2021.v17n12p1.

29. Gogoberidze A. G., Kalabina I. A., Savinova L. Yu. Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students // Education and Self-Development. 2021. Vol. 16, no. 3. Pp. 230-237. DOI: 10.26907/esd.16.3.19. EDN: NDUFKB.

30. Gulbaram M. et al. Development of Professional Culture in the Activities of Future Teachers and Psychologists // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2021. Vol. 16, no. 6. Pp. 3156-3167. doi: 10.18844/cjes.v16i6.6517.

31. Izotova E. I., Avdulova T. P., Paramonova M. Yu., Sorokina O. A., Surudina E. A. Tools for revealing and differentiation of social requests for professional and personal qualities of preschool education teachers in conditions of global digitalization // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022. No. 1. Рp. 146-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162.

32. Kutluca A. Y. Exploring Preschool Teachers' Pedagogical Content Knowledge: The Effect of Professional Experience // Journal of Science Learning. 2021. Vol. 4, no. 2. Pp. 160-172. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1292933.pdf (accessed: 28. 08. 2024).

33. Melnyk N. et al. The establishment and development of professional training for preschool teachers in western European countries // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2021. Vol. 13, no. 1. Pp. 208-233.

34. Oppenhaim-Shachar S., Berent I. Kindergarten teachers and ‘sharing dialogue’with parents: The importance of practice in the process of building trust in the training process // Teaching Education. 2023. Vol. 34, no. 1. Pp. 35-49. doi: 10.1080/10476210.2021.1996557.

35. Prosekov A. Y., Morozova I. S., Kretsan Z. V. Case Study of the Formation of the Operational Component of the Psychological Readiness of University Graduates to Overcome Difficult Life Situations in Their Future Professional Activities // European Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 10, no. 1. Pp. 103-112.

36. Pupíková E. et al. How kindergarten teachers assess their own professional competencies // Education Sciences. 2021. Vol. 11, no. 12. Pp. 769. doi: 10.3390/educsci11120769.

37. Redkina L. I., Zakiryanova I. A. Key aspects of a preschool and primary education teacher's professional competence formation within a multicultural education // Гуманитарные науки: Ялта. 2023. № 2(62). С. 76-82. EDN: LZPREP. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/key-aspects-of-a-preschool-and-primary-education-teacher-s-professional-competence-formation-within-a-multicultural-education (accessed: 28. 08. 2024).

38. Romanyuk S. Z. et al. Competence-Based Readiness of Future Teachers to Professional Activity in Educational Institutions // Journal of Curriculum and Teaching. 2022. Vol. 11, no. 2. Pp. 42-55. Available at: https://www.mendeley.com/catalogue/ba03375d-4227-3192-8a22-bcb84f31418c/ (accessed: 28. 08. 2024).

39. Sapargaliyeva A. Zh., Karimov A. Principles of forming readiness of future psychologist teachers to work with the family of students // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2023. № 1. С. 45-51. EDN: RFPCIS. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=rfpcis (accessed: 28. 08. 2024).

40. Tran Ho U., LePage B. A., Fang W. T. Environmental education in pre-school teacher training programs in Vietnam: situations and challenges // Journal of Early Childhood Teacher Education. 2023. Vol. 44, no. 4. Pp. 703-722. doi: 10.1080/10901027.2022.2136552.

41. Vasilyeva V. S., Nukitina E. Y., Reznikova E. V., Druzhinina L. A., Osipova, L. B. Structure of Communication Competence of Teachers of Preschool Educational Institutions // Bakshutova E., Dobrova V., Lopukhova Y. (eds.) Humanity in the Era of Uncertainty, vol. 119. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher, 2021. Pp. 102- 111. doi: 10.15405/epsbs.2021.12.02.13.

42. Yıldırım B. Preschool STEM activities: Preschool teachers’ preparation and views // Early Childhood Education Journal. 2021. Vol. 49. Pp. 149-162. doi: 10.1007/s10643-020-01056-2.


Рецензия

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)