Дополнительное профессиональное образование: разработка исследовательской модели
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-1
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема проектирования исследовательской модели функционирования и развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как устойчивой системы, которая будет отражать закономерности общественного развития в условиях трансформации мирового порядка, опережая социально-экономические изменения в различных сферах нашего общества, предупреждая тем самым социальноэкономические риски. Исследовательская модель описывает функционирование и развитие системы ДПО, важным аспектом которого является понимание наличия тенденции к появлению новых отраслей и соответственно новых профессий, изменения спроса на ряд компетенций и набора технических и универсальных навыков сотрудников предприятий разных сфер общества, роста необходимости в квалификации работников.
Материалы и методы. Материалом для исследования стали научные труды отечественных исследователей. В работе использована методология структурно-функционального анализа, системный подход.
Результаты исследования. Исследованием зафиксированы характерные особенности системы ДПО, которые и обусловили принципы исследования функционирования и развития ДПО. Основная цель ‒ осмысление процесса функционирования и развития системы ДПО и создание инструментов такого осмысления. В ходе исследования было получено представление о целостности системы ДПО, выявлены различные типы связей между элементами ДПО, получено представление о его структуре, проведена характеристика по вертикали и горизонтали, установлены уровни системы, обозначены основы управления, решена проблема цели системы ДПО, установлены основы его преобразования, установлены основы решения проблемы соотношения функционирования и развития системы ДПО. Раскрыта роль внутренних и внешних регуляторов поведения человека в системе ДПО.
Обсуждение и заключения. Проанализировав работы отечественных исследователей, мы установили ключевые особенности системы ДПО и разработали модель её устойчивого функционирования и развития с характеристиками опережающего развития системы. Такая система способна, формируя основание для сфер общества, опережать изменения, происходящие в них. В качестве перспектив развития науки и практики была обозначена детальная разработка механизма соотношения функционирования и развития системы ДПО, было обозначено определение степени «коррелированности» социальных и экономических систем, которая побуждает постановку вопроса динамики развития системы ДПО в среднесрочной перспективе.
Об авторе
Е. Г. ХанзинаМурманский арктический университет
Россия
Ханзина Елена Геннадьевна – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и социальных наук
Мурманск
Список литературы
1. Алашеев С. Ю., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Повышение квалификации и переподготовка кадров с прикладными квалификациями: динамика изменений // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 3 (54). С. 26-44.
2. Ахмадеев А. М. Структура инновационного процесса и особенности внедрения инноваций // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 6 (162). С. 45-48.
3. Баранов А. Ю., Малкова Т. В. Личность преподавателя в контексте его профессионального развития // Вопросы педагогики. 2020. № 2-2. С. 27-30.
4. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: [пособие для руководителя]: пер. с англ. Москва: ИНФРА-М Премьер, 1995. 202 с.
5. Дудина Т. Н., Макаридина Е. В. Функции и роль дополнительного профессионального образования в современной системе образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016. № 29. С. 122-131.
6. Казанцева Л. Г., Кирста Ю. Б. Роль структурного и бесструктурного способов в управлении качеством образования в вузе // Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул, 2007. С. 26-28.
7. Крушанов А. А. Понятие «Управление» в кибернетическом контексте // Vox. Философский журнал. 2017. № 23. С. 220-279.
8. Лотова Н. К., Андросова М. И., Сергеева К. К. Психологические особенности личности студента вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 27-31.
9. Малахова О. Ю., Никифоров Д. В. Детерминированность социокультурного самоопределения и саморегуляции в контексте становления личности студента вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 180-184.
10. Мясоедов А. И., Иванова С.П. Оценка компетенций на разных уровнях управления // Журнал социологических исследований. 2022. Т. 7, № 1. С. 17-27.
11. Новиков П. Н., Малышева В. А. Организация подготовки и дополнительного профессионального образования рабочих. Москва: ООО «И.Д.Вильямс», 2016. 378 с.
12. Оттева И. В., Рудецкая А. В. Проблемы, тенденции и триггеры развития ДПО в регионе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 265-269.
13. Попов Л. М. Философия поведения личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, № 4. С. 93-98.
14. Радостева М. В. Производительность труда как фактор экономического роста // Исследование отношений, механизмов и институтов рынка: вопросы экономики и управления: сборник научных трудов. Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003. С. 39.
15. Сущенко А. Д. Потребность студентов в дополнительном образовании // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 114-120.
16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ред. от 25.12.2023) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii / (дата обращения: 12.04.2024).
17. Ханзина Е. Г. Проблема общественного порядка в истории философии (V в. до н. э. – начало XIX в.): дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Нижний Новгород, 2019. 211 с.
18. Циклы политического развития: прогностический потенциал (сборник статей) / отв. ред. – В.И. Пантин, В.В. Лапкин. Москва: ИМЭМО РАН, 2010. 103 с.
19. Шахбанов Ш. Н., Исмаилова З. Н. Совершенствование цифровых компетенций современного преподавателя вуза в рамках курсов повышения квалификации // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3А. С. 810-818.
20. Шепель М. О., Маслова Д. А., Петелин А. Е. Подготовка кадров для цифровой экономики через реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки для студентов вузов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2022. № 2 (58). С. 5-8.