Самоотношение и типы темпоральности женщин в период отпуска по уходу за ребенком
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-12
Аннотация
Введение. В период отпуска по уходу за ребенком самоотношение матери является индикатором ее благополучия, удовлетворенности собой. Также претерпевают изменения темпоральные особенности матери, такие как ее временной сценарий, направленность и отношение ко времени. Проблема самоотношения и темпоральных особенностей женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, нуждается в дополнительном эмпирическом анализе и обобщении.
Цель исследования – выявить и описать взаимосвязь временного сценария, отношения к времени и временной направленности с параметрами самоотношения матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также установить различия в типах темпоральности женщин с разным отношением к себе.
Материалы и методы. Респондентами выступили 207 женщин в возрасте от 25 лет до 31 года, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (возраст ребенка от 7 до 9 месяцев). Использовали комплекс авторских методик: опросник «Отношение к себе», «Субъективная оценка временной направленности», «Временной сценарий личности», «Шкала субъективного отношения к времени». Методами математической статистики выступили первичные описательные статистики, критерий сравнения, корреляционный анализ.
Результаты исследования. Результаты эмпирических исследований подтвердили наше предположение о существовании различий в отношении к себе у женщин с разными темпоральными особенностями, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также гипотезу о том, что отношение к времени и временной сценарий являются индикаторами
конструктивного (деструктивного) самоотношения женщин в декретном отпуске.
Обсуждение и заключения. Женщинам с активно-позитивным отношением к себе присущ ресурсный тип темпоральности – разрешающий временной сценарий, ресурсная временная направленность (на настоящее и будущее) в сочетании с гибким отношением ко времени; у респондентов с неустойчивым самоотношением выражен невротично-фиксированный тип темпоральности – запрещающий временной сценарий, фиксация на прошлом и будущем, в сочетании с временной зависимостью как ведущим видом отношения ко времени; обследованным женщинам с пассивно-позитивным самоотношением свойственна инфантильно-фиксированная темпоральность с выраженным равнодушным отношением ко времени, инфантильно-разрешающим временным сценарием и фиксацией на настоящем.
Об авторе
С. В. ДухновскийРоссия
Сергей Витальевич Духновский, доктор психологических наук, профессор
кафедра юридической психологии
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15-31.
3. Босенко Ю. М. Особенности взаимосвязи родительского отношения и самоотношения родителей, воспитывающих детей с. аутизмом // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 3(16). С. 8-14.
4. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 59-68.
5. Будаева М. Д. Проблема структурной организации самосознания родителя // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 18-25.
6. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 4(12). С. 80-84.
7. Германова Е. В. Смысловое переживание материнства как трансформация личности у женщин, родивших здоровых детей и детей с патологией // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 42-49.
8. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 207 с.
9. Горькая Ж. В. Социокультурный анализ психологии восприятия времени // Вестник СамГУ. 2014. № 9(120). С. 245-250.
10. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих : автореф. дис. … канд психол. наук. Москва, 2008. 26 с.
11. Духновский С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2021. 353 с.
12. Духновкий С. В. Типы темпоральности личности: оценка и перспективы и использования // Российский девиантологический журнал. 2023. № 4(3). С. 384-393.
13. Еремина Ю. А. Базисные стратегии совладания в поведении матери, воспитывающей ребенка раннего возраста // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 13. С. 2-9.
14. Ильина И. Т. Эмоциональное выгорание матерей как социально-психологический феномен в. контексте современной культуры // Человек и образование. 2020. № 1(62). С. 138-144.
15. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. Москва, 1995. С. 179-185.
16. Костенюк П. А. Образ матери в сознании женщин с разным самоотношением // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2024. Vol. 1-2(88). Pp. 74-80. DOI: 10.24412/2500-1000-2024-1-2-74-80.
17. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А. Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 17-23.
18. Кукуляр А. М., Юношева Ю. С. Особенности личностной трансформации в послеродовой период // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019. Т. 2, № 2. С. 82-94.
19. Куликов Л. В. Психология настроения. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 234 с.
20. Куликов Л. В., Малёнова А. Ю., Потапова Ю. В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 4. С. 135-167. DOI: 10.11621/vsp.2020.04.07.
21. Мамонова Е. Б., Сидорина Е. В., Батюта М. Б. Возможности самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 304-307.
22. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
23. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. Москва: Смысл, 1993. 32 с.
24. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородской. Самара, 2003. С. 45-47.
25. Семёнова Л. Э., Серебрякова Т. А., Гарахина Ю. Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 2.
26. Сорокоумова Е. А., Мамонова Е. Б., Суворова О. В., Сорокоумова С. Н. Особенности родительских установок молодых матерей с разным опытом родительства // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 152-166. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-152-166.
27. Столин В. В. Самосознание личности. Москва: МГУ, 1983. 284 с.
28. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учебное пособие. Москва: Институт психотерапии, 2002. 240 с.
29. Яничев П. И. Психология отражения и переживания времени: актуальные проблемы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 42. С. 7-20.
30. Badinter E. Mother love: Myth and reality: motherhood in modern history. Macmillan, 1981. 360 p.
31. Reisch L.A. Time and Wealth // Time and Society. 2001. Vol. 10, no. 2-3. Pp. 367-385.
32. White L.T., Valk R., Dialmy A. What Is the Meaning of “On Time”? The Sociocultural Nature of Punctuality // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2011. Vol. 42(3). Pр. 482-493.