Совместная деятельность в детскородительских отношениях как фактор развития личности младшего школьника: теоретико-экспериментальное исследование
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-12
Аннотация
Введение. Совместная деятельность в детско-родительских отношениях содержит значительный и мало изученный ресурс развития личности младшего школьника. Неблагоприятные тенденции личностного развития младшего школьника на заключительном этапе начального общего образования, такие как снижение мотивации учения и самооценки, повышение тревожности, социальные дефициты, значимо влияют на академическую успешность, что обуславливает актуальность и востребованность решения данной проблемы. Цель статьи – представление результатов научно-теоретического обоснования и экспериментальной апробации программы психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником как фактора развития его личности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 99 младших школьников 10-11 лет, обучающихся в четвертом классе (50 мальчиков и 49 девочек), а также их родители в возрасте от 29 до 53 лет (80 матерей и 19 отцов). В качестве диагностического инструментария использовались: методика исследования учебной мотивации М. В. Матюхиной (модификация Н. Ц. Бадмаевой); методика оценки школьной мотивации Н. Г. Лускановой; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан (форма «А»); методика измерения самооценки Т. В. Дембо и С. В. Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан); методика социометрии Я. Морено (модификация В. Р. Шмидт); опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной (модификация М. А. Пыжьяновой).
Результаты исследования. Обобщены отечественные и зарубежные исследования по проблеме совместной деятельности в детско-родительских отношениях как фактора развития личности младшего школьника. Определены научно-теоретические основы, цели, задачи, содержание и этапы реализации программы психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником. Получены результаты апробации авторской программы, свидетельствующие об оптимизации развития основных личностных сфер младшего школьника: мотивационной, эмоциональной, сферы самосознания и субъектности личности.
Обсуждение и заключения. В результате апробации программы были выявлены закономерности динамики показателей основных личностных сфер младшего школьника в условиях психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско- родительских отношениях с младшим школьником. Проведенный анализ позволил раскрыть механизмы влияния родительского взаимодействия в процессе позитивной совместной деятельности с ребенком на развитие его личности.
Об авторах
Н. В. ИвановаРоссия
Иванова Наталья Валентиновна – доктор психологических наук, доцент; заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии
Нижний Новгород
Д. Д. Яркова
Россия
Яркова Дарья Дмитриевна - педагог-психолог
Нижний Новгород
Список литературы
1. Авдулова Т. П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. № 2 (54). С. 71-82.
2. Алипбек А. З., Балажанова Ж. Б., Турдалы Н. А., Молдаева Э. Т., Садыкулова Н. С. Формирование социально ориентированного поведения младших школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. Т. 5-2 (80). С. 51-55.
3. Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 230-260.
4. Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 222-245.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 378 с.
6. Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 3. С. 108-116.
7. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. 2022. № 27 (2). C. 42-52. DOI: 10.17759/pse.2022270204.
8. Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. 2015. № 9. URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm (дата обращения: 03.03.2024).
9. Екимова В. И., Ветцель А. Н., Розенова М. И. Влияние детско-родительских отношений на социометрический статус старшеклассников среди сверстников // Культурноисторическая психология. 2022. Т. 18, № 1. С. 113-123. DOI: 10.17759/chp.2022180111.
10. Емельянова И. В., Кулагина И. Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. C. 91-107. DOI: 10.17759/psyedu.2020120206.
11. Иванова Н. В., Сорокина Т. М. Анализ зарубежных программ развития компетентности родителей младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 113-124. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-113-124.
12. Иванова Н. В. Психолого-педагогическая модель полисубъектной личностноразвивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 5.3.4. Рязань, 2022. 48 с.
13. Иванова Н. В., Суворова О. В., Ефремова Г. И., Минаева Е. В. Антимотивационные детерминанты учебной деятельности младших школьников с позиции их родителей // Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 105-124.
14. Карабанова О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 71-79. DOI: 10.11621/npj.2019.0308.
15. Карабанова О. А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.): в 3-х частях. Часть 3 / под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. Москва, 2005. 560 с.
16. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 16-26. DOI: 10.17759/pse.2019240502.
17. Киселева Н. С., Слотина Т. В. Детско-родительские взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 2. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-2-80-89.
18. Коваленко Е. Г, Зароева А. А. Теоретические основы формирования мотивации младшего школьника // Научное наследие. 2020. № 45-7 (45). С. 19-21.
19. Койкова Э. И., Микишенко Е. М. Обоснование педагогических условий формирований социальной позиции у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 62-65.
20. Коростелева Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4, № 2. С. 52-68. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_52.
21. Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе» // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 196-215.
22. Минаева Е. В, Иванова Н. В., Суворова О. В. Мотивация и антимотивация учебной деятельности обучающихся: от школы к педагогическому вузу: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2024. 122 с.
23. Нисская А. К., Ахмеджанова Д. Р., Байрамян Р. М. Связь раннего образовательного и семейного опыта с академическими результатами детей в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. C. 70-84. https://doi.org/10.17759/pse.2023280506.
24. Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/41aedd0ec72e8203218ea85d0c518ad5/ (дата обращения: 03.03.2024).
25. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Москва, 2022. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
26. Прихожан А. М. Современный младший школьник: социальная ситуация развития и становление «Социального Я» // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 37-45.
27. Рогова Е. Е. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 331-335.
28. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=13441 (дата обращения: 03.03.2024).
29. Степанова К. С. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста // Вестник магистратуры. 2022. № 3-2 (126). С. 128-132.
30. Струкова А., Юрчик Е., Петракова А., Канонир Т., Орел Е., Куликов А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся // Вопросы образования. 2023. № 2. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-187-213.
31. Суворова О. В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 10.
32. Цукерман Г. А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 4. C. 51-59. https://doi.org/10.17759/pse.2020250405.
33. Чернова Г. Р., Сергеева М. В., Пимская К. Ю. Динамика самооценки, учебной мотивации и успеваемости младших школьников // XXI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. Том II. Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2017. С. 369-373.
34. Шалина А. А., Суворова О. В., Минаева Е. В. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития: монография / отв. ред. О. В.Суворова. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. 174 с.
35. Шведовская А. А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 1. С. 69-84.
36. Яркова Д. Д. Совместная деятельность в контексте детско-родительских отношений с ребенком младшего школьного возраста // Вестник Санкт-петербургского военного института войск Национальной гвардии. 2023. № 4 (25). С. 81-87.
37. Ali M., Ilyas M., Langah S., Khan M. Parental Involvement Influencing Academic Performance: A Study of Students' Perceptions // Voyage Journal of Educational Studies. 2024. Vol. 3 (4). Pp. 2790-2833.
38. Bandura A. Social learning and personality development. New York, 1969. 363 p.
39. Barbier K., Barbier K. Academic (Under) achievement of Intellectually Gifted Students in the Transition Between Primary and Secondary Education: An Individual Learner Perspective // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02533.
40. Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior // Child Development. 1966. No. 37. Pp. 887-907.
41. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Brooks-Gunn J., Lerner R. M., Petersen A. C. (eds) The encyclopedia on adolescence. New York: Garland Publishing, 1991. Pp. 746-758.
42. Chiș O., Alexandra O. Developing Parent Educator Skills At Students Studying Preschool And Primary Education // Chis V., Albulescu I. (eds) Education, Reflection, Development – ERD 2018, vol. 63. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy. 2019. Pp. 472-482. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.06.56.
43. Feri M., Sutrisno S. The Role of Parents in the Moral Education of Children of Primary School Age // Jurnal Kependidikan Islam. 2022. Vol. 8, no. 1. P. 49. DOI: 10.24014/potensia.v8i1.15099.
44. Glaveanu S. M. A multifactorial model of parental competence // Modern psychological research: direction and prospects. Bucharest: University Publishing House, 2009. Pp. 180-186.
45. Glaveanu S. M. Validating a training program for parental competence // Problems of Psychology in the 21st Century. 2012. Vol. 2, no. 1. Pp. 14-20.
46. Gonawala N., Choudhury N.R. Parent-Child Relationship and Its Effect on Adolescents // The International Journal of Indian Psychȯlogy. 2022. Vol. 10, no. 2. DOI: 10.25215/1002.048.
47. Hattie J. Visible Learning: The Sequel: A Synthesis of Over 2,100 Meta-Analyses Relating to Achievement. 1st Edition, London: Routledge. 2023. Pp. 195-197. DOI: 4324/9781003380542.
48. Indriatie I., Novitasari A., Windi Y. K. Parents support to the social development of school-age children who use smartphone // International Journal of Public Health Science. 2022. Vol. 11, no. 2. Pp. 574-580. DOI: 10.11591/ijphs.v11i2.20674.
49. Isaev E. I., Margolis A. A., Safronova M. A. Psychological Analysis of the Competence of a Primary School Teacher in Working on Students’ Subject Mistakes // Psychological Science and Education. 2023. Vol. 28, no. 1. Pp. 5-24. https://doi.org/10.17759/pse.2023000002.
50. Li L., Valiente C., Eisenberg N., Spinrad T. L., Johns S. K. et al. Longitudinal Associations among Teacher–Child Relationship Quality, Behavioral Engagement, and Academic Achievement // Early Childhood Research Quarterly. 2022. Vol. 61. Pp. 25-35. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2022.05.006.
51. Martinek D., Kipman U. Self-determination, Self-efficacy and Self-regulation in School: A Longitudinal Intervention Study With Primary School Pupils // Sociology. Study. 2016. Vol. 6, no. 2. Pp. 124‐133. http://dx.doi.org/10.17265/2159-5526/2016.02.005
52. Mujtaba S. J., Kigobe J., Leeuwen K. V. Parental involvement in primary schools in Tanzania: Effects of a pre- and in-service teacher training // Teaching and Teacher Education. 2024. Vol. 140. P. 104459. https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104459.
53. Ovakimyan E. V., Bayramyan R. M., Isaeva O. M., Osipova O. S. Results of a Qualitative Study of Elementary School Teachers' and Parents' Perceptions of Preventing and Overcoming Students' School Failure // Psychological Science and Education. 2023. Vol. 28, no. 5. Pp. 46-56. https://doi.org/10.17759/pse.2023280504.
54. Pomerantz E. M., Thompson R. Parents’ role in children’s personality development: The psychological resource principle // John O. P., Robins R. W., Pervin L. A. (eds) Handbook of personality: Theory and research. 3rd ed. New York: Guilford Press, 2008. Pp. 351-374.
55. Sayler K., Zhang X., Steinberg L., Belsky J. Parenting, Peers and Psychosocial Adjustment: Are the Same-or Different-Children Affected by Each? // Journal of Youth and Adolescence. 2022. Vol. 51, no. 3. Pp. 443-457. https://doi.org/10.1007/s10964-022-01574-9.
56. Shao Y., Kang S. The Link Between Parent–Child Relationship and Learning Engagement Among Adolescents: The Chain Mediating Roles of Learning Motivation and Academic Self-Efficacy // Frontiers in Education. Sec. Educational Psychology. 2022. Vol. 7. http://dx.doi.org/10.3389/feduc.2022.854549.
57. Siddique M., Lodhi H., Shahzad M. Study the Relationship between Parenting Style and Child-Parent Relationship on Students' Achievement at the Elementary Level // Global Sociological Review. 2023. Vol. VIII (I). Pp. 287-298. DOI: 10.31703/gsr.2023(VIII-II).28.
58. Soncini A., Matteucci M.C., Butera F. Error Handling in the Classroom: An Experimental Study of Teachers’ Strategies to Foster Positive Error Climate // European Journal of Psychology of Education. 2021. Vol. 36, no. 3. Pp. 719-738. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00494-1.
59. Sorokoumova E. A., Suvorova O. V., Sorokoumova S. N., Puchkova E. B., Kurnosova M. G. Psychological and pedagogical support to primary school children in coflict relations // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Vol. 8, no. 2.1. Pp. 421-429.
60. Spernes K. The Transition between Primary and Secondary School: A Thematic Review Emphasising Social and Emotional Issues // Research Papers in Education. 2022. Vol. 37, no. 3. Pp. 303-320. https://doi.org/10.1080/02671522.2020.1849366.
61. Villareal K. Self-regulated learning strategies and parental involvement: predictors of academic achievement // Psychology and education. 2023. Vol. 15, no. 10. Pp. 1106-1119. http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.10433400.