Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Изучение ценностных ориентаций учащихся юношеского возраста методом пословиц

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-10

Аннотация

Введение. Юношеский возраст характеризуется качественными преобразованиями ценностной сферы, ее оформлением в автономную и согласованную систему. Ценностные ориентации молодых людей быстрее перестраиваются и адаптируются к меняющимся социокультурным условиям, отражая общие тенденции трансформации общественной системы ценностей. Это определяет актуальность изучения содержания ценностных ориентаций молодежи, а также поиска новых методических подходов к их выявлению.
Материалы и методы. В работе использовалась авторская методика «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках», ориентированная на выявление предпочтения ценностей общественно значимой или эгоистической направленности. Исследование проводилось на выборке учащихся 16-19 лет; общее число респондентов – 387 человек (146 юношей, 241 девушка).
Результаты исследования. Ценностные ориентации учащихся юношеского возраста в значительной степени оформлены и имеют характер индивидуально конфигурированной системы. Общий вектор ценностной сферы юношей и девушек ориентирован в направлении общественно значимых и социально поддерживаемых ценностей. Наиболее ярко это проявляется в отношении ценностей «Учение, труд» и «Семья, родственники», отражающих специфику возрастных потребностей и интересов молодых людей. Существенные различия в ценностных ориентациях обусловлены гендерной принадлежностью респондентов: юноши предпочитают ценности коллективного дела и ближнего социума (семья, друзья), тогда как для девушек более привлекательны ценности индивидуалистические, а также относящиеся к внешнему кругу общения и деятельности. В общей структуре ценностных ориентаций категории «Деньги, богатство» и «Страна, Родина» получили неоднозначные оценки.
Обсуждение и заключения. Показана продуктивность использования метода пословиц для изучения ценностных ориентаций учащихся юношеского возраста. Согласованность полученных результатов с данными психологических и социологических исследований свидетельствует о том, что они фиксируют не только определенную стадию формирования ценностной системы молодых людей, но и отражают сложность ценностного самоопределения в современном обществе.

Об авторе

Е. Е. Данилова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Данилова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической  психологии

Москва



Список литературы

1. Бауман З. Текучая современность: пер. с англ. / под ред. Ю. В. Асочакова. СанктПетербург: Питер, 2008. 240 с.

2. Бегунова Л. А. Психологическое содержание гражданской позиции старших подростков // Актуальные проблемы психологического знания. 2023. № 4 (65). С. 113-130. DOI: 10.51944/20738544_2023_4_113. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_59499162_14237649.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 400 с.

4. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 384 с.

5. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. С. 6. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-6.

6. Данилова Е. Е. Представления учащихся раннего юношеского возраста о современных мужчинах и женщинах // Теоретическая и Экспериментальная Психология. 2023. Т. 16, № 2. С. 72-93. DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-13.

7. Дубовицкая Т. Д., Тулитбаева Г. Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик // Теоретическая и Экспериментальная Психология. 2016. T. 9, № 1. С. 84-89.

8. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности – актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 5. С. 46-57.

9. Иванов А. В. Пословицы как отражение национального менталитета // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 4 (29). С. 91-99. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 (дата обращения: 28.05.2024).

10. Каширский Д. В. Психология личностных ценностей: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2014. 58 с.

11. Клецина И. С., Векилова С. А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78-91. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.3.7.

12. Ключко О. И., Чекалина А. А, Иоффе Е. В., Ерофеева М. А., Сухарева Н. Ф., Самосадова Е. В. Гендерные трансформации в представлениях российской студенческой молодежи // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 55-69. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.1.5.

13. Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. Москва: Педагогика, 1989. С. 12-25.

14. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

15. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. 2015. № 3–4 (121) июль–декабрь. С. 74-93.

16. Мареева С. В. Ценностная палитра современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 50-65. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.4.03.

17. Молодежь и политика: актуальные вызовы. ВЦИОМ. 2017. URL: https://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2017/2017-05-22_cennosti.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

18. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. Москва: Русский язык, 1990. 917 с.

19. Петрова С. М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 3. С. 306-314. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-306-314.

20. Петрова С. М. Пословицы как средство диагностики нравственной воспитанности учащихся // Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2011. С. 225-235.

21. Петрова С. М. Психологические функции пословиц в жизни и деятельности личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. URL: https://mirnauki.com/PDF/24PSMN320.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

22. Подольский Д. А. К проблеме исследования ценностных ориентаций подростков // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 24-33.

23. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. Москва: АСТ; Прайм, 2015. 656 с.

24. Реан А. А., Шагалов И. Л. Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16-28.

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Москва: Мир, 1994. 320 с.

26. Светлова Н. В. Особенности ценностных ориентации и нравственного самосознания учащихся средней школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2003. 18 с.

27. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2023624106. Изучение компонентов мировоззрения современных старшеклассников / А. Д. Андреева, Л. А. Бегунова, Е. Е. Данилова (RU); правообладатель ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований». № 2023623944; заявл. 16.11.2023; опубл. 22.11.2023, Бюл. № 12. 1 с.

28. Стойлик А. Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2004. 22 с.

29. Федоров В. Ценности современного российского общества. ВЦИОМ. 2022. URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-07-20_Cennosti_sovremennogo_rossii__skogo_obshchestva_Fedorov.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

30. Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология». 2007. № 2-3/07. С. 226-233. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/fsi/Vestnik-2-3_07.pdf?ysclid=ltstt85xoj337338486 (дата обращения: 28.05.2024).

31. Ценность #1: навстречу году семьи. ВЦИОМ. 2023. URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/cennost-1-navstrechu-godu-semi (дата обращения: 28.05.2024).

32. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 43–70. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/30/1283379255/Schwartz_et_al_9-02pp43-70.pdf?ysclid=ltstofvtny7479046 (дата обращения: 28.05.2024).

33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2-е изд. Москва: Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006. 352 с.

34. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

35. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. Pp. 19-45.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)