Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Ассертивное поведение. Структурный анализ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-13

Аннотация

   Введение. Представлена краткая история появления понятий «ассертивность» и «ассертивное поведение», даются их определения. Показана важность ассертивного поведения для развития личности. Аргументируется необходимость исследования структурных компонентов ассертивного поведения.

   Материалы и методы. В качестве методов исследования применялись: структурный анализ современной научной литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация и интерпретация данных.

   Результаты исследования. На основе анализа, сравнения и систематизации понятий ассертивности и ассертивного поведения, представленных в современной отечественной и зарубежной научной литературе, выделен комплекс наиболее значимых структурных составляющих ассертивного поведения. К ним следует отнести: уверенность в себе, автономность, ответственность, самоконтроль, коммуникативные умения, позитивные и толерантные установки, конструктивные способы решения конфликтов и спорных ситуаций. Представлена модель ассертивного поведения. Показано, что в работах, направленных на повышение ассертивности и ассертивного поведения, делается акцент на улучшение отдельных качеств личности, однако такой подход не даст оптимального результата, т. к. необходимо комплексное воздействие на все компоненты структуры ассертивного поведения.

   Обсуждение и заключения. Изучение теоретических подходов к исследованию ассертивного поведения позволяет предложить расширенное определение этого понятия как целостного образования, обозначить его основные структурные элементы, разработать модель ассертивного поведения. Показано, что при разработке формирующих программ ассертивного поведения необходимо комплексное воздействие на все компоненты его структуры.

Об авторах

С. А. Гапонова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

София Александровна Гапонова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры

кафедра возрастной и педагогической психологии

Нижний Новгород

Researcher ID: J-8078-2017



Н. С. Корнилова
Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Наталья Сергеевна Корнилова, старший преподаватель

кафедра философии, социологии и психологии управления

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абульханова-Славская К. С. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 299 с.

2. Бойкова К. В., Маврина И. А. Ассертивное поведение: история и современные подходы к проблеме // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации : сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции. Том 1. Часть 2. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. С. 67-77.

3. Большой психологический словарь / сост. Б. В. Мещеряков, В. В. Зинченко. Москва: Олма-пресс, 2004. 985 с.

4. Гапонова С. А., Корнилова Н. С. Ассертивное поведение студентов управленческого профиля // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 3(49). С. 122-129.

5. Горохов А. Ю., Макаров Ю. В. Социально-психологический тренинг как метод формирования ассертивного поведения у подростков // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 1. С. 91-96.

6. Дубровина О. И., Володина К. А., Ершова А. Н. Ассертивность как ресурс конфликтонезависимого поведения подростков // Электронный научный архив УрФУ : [сайт]. 2019. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/76417/1/978-5-7996-2702-7_045.pdf (дата обращения: 07. 03. 2024).

7. Зеленина Н. М. Исторический анализ возникновения понятия «ассертивность» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 11(2). С. 63-65.

8. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь. Санкт-Петербург: Питер, 1995. 190 с.

9. Крючков В. И. Три точки зрения на ассертивность // Обучение персонала. 2007. № 5. С. 16-21.

10. Лебедева И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности // Вестник БГУ. 2010. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-assertivnosti-i-assertivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 05. 02. 2024).

11. Никифоров Г. С. Психология самоконтроля. Санкт-Петербург: Скифия, 2020. 232 с.

12. Пацека И. М. Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики диванного поведения у детей младшего школьного возраста // Вестник БГУ. 2012. № 1(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-assertivnosti-kak-forma-ranney-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06. 03. 2024).

13. Петров С. И. Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 12(118). С. 273-277.

14. Почебут Л. Г., Безносов Д. С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 3. С. 8-19. doi: 10.17759/sps.2017080302.

15. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. Москва: ТЦ «Сфера», 2000. 198 с.

16. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряковой. 2-изд. Москва: АСТ, 2016. 811 с.

17. Ромек В. Г. Уверенность в себе, как социально-психологическая характеристика личности : дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. 242 с.

18. Селиванова С. А. Взаимосвязь ассертивности личности с коммуникативной толерантностью у студентов технического вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1А. С. 160-168.

19. Солтер Э. Условно-рефлекторная терапия. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 185 с.

20. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. Москва: Эксмо, 2005. 672 с.

21. Фурманов И. А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии // Белорусский психологический журнал. 2004. № 1. С. 14-20.

22. Хохлова Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 26 с.

23. Хэссон Д. Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным. Москва: Претекст, 2010. 523 c.

24. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 2. С. 107-120. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70122 (дата обращения: 06. 03. 2024).

25. Шейнов В. П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3, С. 28-37.

26. Шейнов В. П. Психология ассертивного поведения. Москва: Академия, 2021. 512 с.

27. Шамуратов А. М. Ассертивность как условие достижения целей // Вестник магистратуры. 2020. № 1-2. С. 23-24.

28. Bandura A. Social Foundation of Thought and Action: A Social Cognition Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.

29. Cartledge G., Milburn J. F. The case for teaching social skills in the classroom // Review of Educational Research. 1978. No. 1. Pp. 133-156.

30. Gökalan Z.B. Ilköğretim okulu öğrencilerinin (12-14 yaş) benlik tasarimi, atilganlik ve kendini açma du..zeyleri ile akademik başarilari arasindaki ilişki. Selcuk University, Konya, 2000.

31. Gupta M., Hooda R.C., Kumar J. Effect of different techniques of assertiveness training on students self concept // Recent Researches in Education and Psychology. 2002. No. 7. Pp. 19-24.

32. Lazarus A. Behavior therapy and beyond. NeN Yorko: McGrawHill, 1971. 306 р.

33. Lewittes H. J., Bern S. L. Training women to be more assertive in mixed6sex task6orient6 ed discussions // Sex Roles. 1983. No. 9. Pp. 581-596.

34. Lounsbury J. W. Personality Characteristics of Business Majors as Defined by the Big Five and Narrow Personality Traits. N.Y., 2009.

35. Poyrazli S., Arbona C., Bullington R., Pisecco S. J. Adjustment problems of Turkish international student studying in the U.S. // College Student Journal. 2001. Vol. 35(1). Pp. 52-62.

36. Richmond V. P., McCroskey J. C. Reliability and separation of factors on the assertiveness responsiveness measure // Psychological Reports. 1990. Vol. 67. Pp. 449-450.

37. Saigh P. A. Anxiety, depression, and assertion across alternating intervals of stress // Journal of Abnormal Psychology. 1988. Vol. 97, no. 3. Pp. 338-341.

38. Soziale Kompetenz / R. Ullrich, R. Ullrich (Hrsg). Munchen: Pfeiffer, 1978.

39. Steven Stein J., Howard Book E. Emotional Intelligence and Your Success. Stoddart Publishing Co. Ltd., 2000. 296 р.

40. Weitlauf J. C., Smith R. E., Cervone D. Generalization effects of coping-skills training: influence of self-defense training on women's efficacy beliefs, assertiveness, and aggression // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85, no. 4. Pp. 625-633.


Рецензия

Просмотров: 593


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)