Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Приемы и формы обучения в формировании читательской грамотности при обучении физике

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-9

Аннотация

Введение: Статья посвящена актуальной проблеме формирование читательской грамотности. Умения работать с текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях. При обучении физике формирование читательской грамотности связано с организацией работы с понятийным аппаратом, графической информацией, таблицами, схемами, графиками, представленными в текстах физического содержания. Что и определило проблему исследования: как в процессе обучения физике в условиях отсроченного контроля обеспечить формирование читательской грамотности у школьников.

Материалы и методы: Автором описаны приемы и формы обучения в формировании читательской грамотности по физике. Выделены принципы и модель диагностики,  представлена методика оценки уровня сформированности читательской грамотности по физике.

Результаты исследования: В результате педагогического эксперимента определены результаты сформированности у обучающихся читательской грамотности при обучении физике. По итогам педагогической работы коэффициент результативности ηр= 1,4. 

Обсуждение и заключения: Определили основные факторы обеспечивающие формирование читательской грамотности при обучении физике. Научные результаты представляют теоретический и практический интерес для учителей физики с целью формирования читательской грамотности у обучающихся. Продолжение работы по формированию читательской грамотности при обучении физике мы видим в разработке методики формирования читательской грамотности в профильных классах, работа с текстами технического содержания, содержащих сведения о технических технологиях, в основе которых лежат физические законы, для развития инженерного мышления в профильных классах. 

Об авторе

Н. А. Антонова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Антонова Надежда Анатольевна – преподаватель кафедры физики и методики обучения физике

Челябинск



Список литературы

1. Браверман Э. М. Учим работать со справочной литературой // Физика в школе. 2000. № 7. С. 34-38.

2. Величко А. Н., Легостаева К. С. Выявление сформированности естественно-научной грамотности в итоговой аттестации по физике // Сибирский учитель. 2023. № 4 (149). С. 47-55.

3. Величко А. Н., Пимонова Е. Ю. Величко А. Н. Готовность учителей и учеников к использованию и выполнению заданий по естественно-научной грамотности // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3 (63). С. 86-104.

4. Величко А. Н., Рыбакова Т. В. Условия формирования функциональной грамотности и раскрытие творческого потенциала ученика в процессе обучения физике // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 220-238.

5. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 4. С. 3-8.

6. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г. А. Специфика формирования у учащихся основной школы читательской грамотности в процессе работы с множественным текстом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № S1(90). С. 88-109.

7. Губанова М. И., Лебедева Е. П. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность: учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. 167 с.

8. Даммер М. Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 1997. 443 с.

9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.

10. Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рохлов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 8-19.

11. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е. Использование заданий банка для оценки читательской грамотности на уроках физики // Педагогические измерения. 2023. № 1. С. 34-41.

12. Десненко С. И. Методическая подготовка будущего учителя физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17, № 3. С. 15-23.

13. Журавлева Т. В. Технология продуктивного чтения // Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4428 (дата обращения: 28.11.2024).

14. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. No. 1. Рp. 8-14.

15. Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № S1 (90). С. 9-32.

16. Королев М. Ю., Петрова Е. Б. Формирование функциональной грамотности и подготовка учителя естествознания и астрономии // Физика в школе. 2020. № S2. С. 12-17.

17. Кыверялг А. А. Вопроси методики педагогических исследований. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

18. Марголис А. А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 5-24. DOI: 10.17759/pse.2021260601.

19. Милехин А. В. Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2012. № 2. С. 210-220.

20. Новиков М. Ю. Обучение информатике в школе на основе мобильных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2019. 166 с.

21. Огнева Н. А. Формирование УУД средствами литературного чтения // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/27/formirovanie-uud-sredstvami (дата обращения: 28.11.2024).

22. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Н. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 80–97.

23. Петрова Е. Б., Королев М. Ю. Формирование функциональной грамотности обучающихся в ходе выполнения проектных работ по астрономии // Физика в школе. 2021. № 6. С. 57-64.

24. Решетникова О. А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 4-7.

25. Решетникова О. А., Демидова М. Ю. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы // Педагогические измерения. 2023. № 1. С. 4-12.

26. Сабельникова Е. В. Эволюция исследования компетенций в международном контексте // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 78-89. DOI: 10.17759/pse.2021260207.

27. Сорокина Е. Н. Приемы формирующего оценивания при изучении физики и естествознания // Физика в школе. 2021. № 6. С. 37-41.

28. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.

29. Усова А. В., Орехов В. П. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Часть 1. Москва: Просвещение, 1980. 320 с.

30. Философия для аспирантов / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи; отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 447 с.

31. Чудинова Е. В. «Новая биология» и ее образовательные результаты // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 63-73. DOI: 10.17759/pse.2019240306.

32. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Журавлева Н. А., Берсенева О. В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 17-29.

33. Яковлев Е. В., Яковлева И. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 316 с.

34. Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. 239 с.

35. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment // Council of Europe. Language Policy Unit, Strasbourg. Available at: https://rm.coe.int/16802fc1bf (accessed: 26.11.2024).

36. Connolly N., McGuinness C. Towards digital literacy for the active participation and engagement of young people in a digital world // Young people in a digitalised world. 2018. Vol. 4. P. 77.

37. Hobbs R., Coiro J. Design features of a professional development program in digital literacy // Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019. Vol. 62 (4). Pp. 401-409. DOI: 10.1002/jaal.907.

38. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA. Paris: OECD Publishing, 2017. 259 р


Рецензия

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)