Формирование профессиональной идентичности и мотивации у будущих учителей начальных классов в процессе учебной практики
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-9
Аннотация
Введение. В статье исследуется проблема формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))». Современный этап профессиональной подготовки будущих педагогов ориентирован на овладение ими способов интеграции учебных предметов для организации развивающей исследовательской деятельности, что отражено в «Ядре высшего педагогического образования».
Цель статьи состоит в обосновании пути формирования профессиональной идентичности и мотивации будущих учителей в процессе учебной практики (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))».
Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий опросник профессиональной идентичности студентов (У. С. Родыгиной), диагностирующий внутреннюю позицию студентов по отношению к будущей профессии, компонентами которой являются характеристики профессиональной идентичности студентов «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность»; методику на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев), позволяющую изучить и проанализировать уровень
мотивации обучающихся в контексте их профессионального образования; методы математической статистики.
Результаты исследования. Тестирование студентов – будущих учителей начальных классов – в процессе учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы позволило сделать вывод о нормальном уровне сформированности мотивации будущих учителей начальных классов. В результате исследования было выявлено, что по опроснику «Профессиональная идентичность студентов» (У. С. Родыгина) наибольший средний балл отмечен по шкале «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в профессии», наименьший средний балл соответствует шкале «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Полученные результаты по диагностике «Методика на определение мотивации профессионального обучения» показали, что наибольший средний балл соответствует нормальному уровню мотивации, наименьший – среднему уровню мотивации.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования обосновывают актуальность проблемы формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов факультета подготовки учителей начальных классов в процессе учебной практики. Реализуемая на факультете учебная практика играет ключевую роль в формировании первичных навыков научно-исследовательской работы у студентов. Особенности реализации данного вида практики заключаются в том, что процесс обучения будущих педагогов состоит из трех модулей: методологические основы научного познания; методы психолого-педагогического исследования; оформление результатов научной работы. Каждый модуль направлен на достижение цели практики: получение первичных навыков научно-исследовательской работы по организации и проведению психолого-педагогического исследования в образовании, обработке и представлению его результатов. Задания модулей направлены на выполнение студентами ряда практических действий: изучение основ научного метода; выбор темы и вопроса исследования; обзор литературы; сбор и анализ данных; интерпретация результатов; написание научной статьи или отчета; подготовка презентации; практика публичных выступлений; сотрудничество с научным руководителем; публикация и обратная связь. Авторами подчеркивается эффективность заданий, использованных в процессе формирования научно-исследовательских навыков у обучающихся.
Об авторах
В. В. КудиновРоссия
Владимир Валерьевич Кудинов, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик
Челябинск
Researcher ID AAC-6276-2020
С. Н. Фортыгина
Россия
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик
Челябинск
Researcher ID HKM-6367-2023
Список литературы
1. Артемьева С. Г., Грахова Л. В. Значение проектной деятельности в формировании исследовательских навыков у будущих медицинских сестер // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 1(1). С. 27-32.
2. Голубева И. А. Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах в 50-е годы XX века // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 3. С. 283-288. DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-3-283-288.
3. Еникеева С. Р., Никонова Н. В. Необходимость формирования навыков научно-исследовательской работы у студентов младших курсов технических вузов // Научные исследования XXI века. 2020. № 1(3). С. 332-335.
4. Ерженбек Б., Нурбаева Д. М., Нурмухамедова Ж. М. О развитии исследовательских навыков студентов в педагогическом вузе // Обществознание и социальная психология. 2022. № 9(39). С. 309-315.
5. Зембатова Л. Т., Пухаева И. У. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности будущих учителей в условиях вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 4. С. 33-37.
6. Иванов И. В., Ходак В. Н. Формирование у курсантов исследовательских навыков в процессе курсовой работы // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 3(3). С. 60-69.
7. Кадыров Р. Х., Назарова Н. Э. Развитие эффективности исследовательской деятельности студентов вуза // Проблемы науки. 2021. № 4(63). С. 52-54.
8. Киндяшова А. С. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза с применением элементов коучинг-подхода // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 36. DOI: 10.17513/spno.29664.
9. Клименко Ю. А., Преображенский А. П., Мотунова Л. Н. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2(33). С. 92-96.
10. Кононова З. А., Алтухова С. О. Развитие навыков исследовательской деятельности будущих учителей информатики на примере решения задач по моделированию физических процессов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6(123). С. 16-21. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-6-123-16-21.
11. Корнев К. П., Шушарина Н. Н. Системный подход в процессе формирования исследовательских навыков студентов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 11. С. 67-70.
12. Кудинов В. В., Синтяева Г. А. Знания учащихся в реализации учителем технологии исследовательской деятельности // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 99-101.
13. Лохтина Т. Н., Метелица В. И., Томских Е. О. Формирование и развитие навыков научно-исследовательской деятельности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 188-191.
14. Малова Е. Н. Исследовательская деятельность студента как условие становления субъекта инновационной педагогической деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42(61). С. 141-150.
15. Муллер О. Ю. Сущность и структура понятия «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования» // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 3. С. 55-59.
16. Мухина С. Н., Скоробогатых Е. Ю. Учебно-профессиональная исследовательская задача как средство формирования навыков исследовательской деятельности у студентов технических вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1(59). С. 155-163. DOI: 10.46845/2071-5331-2022-1-59-155-164.
17. Обревко Е. Д. Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 235-239.
18. Пирлик Г. П., Федосеева А. М. Развитие навыков психолого-педагогического наблюдения у студентов как компонент исследовательской компетентности педагога // Исследователь/Researcher. 2020. № 4(32). С. 143-160.
19. Плотникова И. В., Редько Л. А., Шевелева Е. А., Ефремова О. Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30669.
20. Погребняк Н. Н. Актуализация европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3(140). С. 95-101.
21. Просолупова Н. А. Формирование исследовательских умений студентов посредством проектирования и реализации системы учебно-исследовательских заданий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4(56). С. 264-270.
22. Рогозин С. А. Роль методических задач в реализации компетентностного подхода при подготовке будущего учителя физики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(125). С. 203-209.
23. Самсонова Е. В. Исследовательский подход как основа учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 5(36). С. 56-57.
24. Самсонова Е. В. Мотивационная сфера личности студента как условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов // Наука через призму времени. 2020. № 2(35). С. 53-55.
25. Синицына Ю. В., Стручкова И. В., Дятлова К. Д., Швец И. М. Формирование и развитие исследовательских навыков студентов-биологов при внедрении проектного метода // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4(64). С. 170-178. DOI: 10.52452/18115942_2021_4_170.
26. Сотник В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Санкт-Петербург, 2006. 22 с.
27. Федотова В. С. Организация исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей университета на основе праксиологического подхода : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2011. 27 с.
28. Фомичева Е. Е., Шафаренко Ю. К. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6(85). С. 249-251. DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-249-251.
29. Фортыгина С. Н., Козлова Н. А., Забродина И. В. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8(186). С. 291-294. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p291-294.
30. Al-Judea M. Advance program to develop scientific research skills by using google scholar tools among students of the University of Tabuk // Revista de Investigaciones Universidad del Quindío. 2022. Vol. 34(1). Pp. 70-79. DOI: 10.33975/riuq.vol34n1.588.
31. Banu S., Chandini S. Banu S. Assessment of Research Skills in Undergraduate students // Journal of Positive School Psychology. 2022. Vol. 6, no. 6. Pp. 9579-9586.
32. Bauer M. Learning research skills: Business students’ instructional preferences and the impact of the pandemic // Journal of Business & Finance Librarianship. 2022. Vol. 4, no. 27. Pp. 250-267. DOI: 10.1080/08963568.2022.2120075.
33. Gault R., Allen A. Enhancing research skills in undergraduate students through seminars // Koli Calling '19: Proceedings of the 19<sup>th</sup> Koli Calling International Conference on Computing Education Research. 2019. No. 15. Pp. 1-6. DOI: 10.1145/3364510.3366169.
34. Ghasemzadeh I., Fallahi S., Ghafouri M., Rezaee, et al. Research Skills Education: Student Satisfaction // Life Science Journal. 2012. Vol. 9(2s), no. 9. Pp. 26-29. Available at: https://www.researchgate.net/publication/236532920_Research_Skills_Education_Student_Sati sfaction (accessed: 22. 03. 2024).
35. Huddleston B., Bond J., Chenoweth L., Hull T. Undergraduate research skills: Do students have the skills faculty expect? // Special Libraries Association Annual Conference. 2018. Available at: https://www.researchgate.net/publication/325906013_Undergraduate_research_skills_Do_students_have_the_skills_faculty_expect (accessed: 22. 03. 2024).
36. Lantz C., Insua G., Armstrong A., Pho A. Student bibliographies: charting research skills over time // Reference Services Review. 2016. Vol. 44, no. 3. Pp. 253-265. DOI: 10.1108/RSR-12-2015-0053.
37. Liang Y., Kim J., Kitheka B. Self-Assessment of Research Skills among Undergraduate Students: A Kinesiology Field Perspective // International Journal of Kinesiology in Higher Education. 2022. Vol. 6, no. 2. Pp. 1-12. DOI: 10.1080/24711616.2022.2141157.
38. Maddens L., Depaepe F., Raes A., Elen J. Fostering students’ motivation towards learning research skills: the role of autonomy, competence and relatedness support // Instructional Science. 2022. Vol. 51(1). Pp. 165-199. DOI: 10.1007/s11251-022-09606-4.
39. Masood M., Andrews J., Schrock L., Knowles G., Clark R. Step up to Master's Study: Redesigning Professional, Study & Research Skills for Student Success // UK & Ireland Engineering Education Research Annual Symposium: 2019At: University of Warwick. 2019. Pp. 340-350. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338215820_Step_up_to_Master's_Study_Redesigning_Professional_Study_Research_Skills_for_Student_Success (accessed: 22. 03. 2024).
40. Myronchuk N. Formation of future teachers’ organizational research skills: current status and challenges // Zhytomyr Ivan Franko state university journal. Рedagogical sciences. 2022. Vol. 3(110). Pp. 171-183. DOI: 10.35433/pedagogy.3(110).2022.171-183.
41. Nasrudin D., Dirgantara Y., Suhendi H. Tasks And Rubrics for Assessing Research Skills of Undergraduate Students // Journal of Quality Assurance in Islamic Education (JQAIE). 2022. Vol. 2, no. 2. Pp. 53-60. DOI: 10.47945/jqaie.v2i2.674.
42. Panela T. L. Reality Bites: Secondary Students Facing the Demand for Research Skills // The American Journal of Humanities and Social Sciences Research. 2020. Vol. 3, no. 5. Pp. 71-76. Available at: https://www.researchgate.net/publication/352438011_Reality_Bites_Secondary_Students_Facing_the_Demand_for_Research_Skills (accessed: 22. 03. 2024).
43. Phillips C. Student consultants' perceptions and valuations of research skills // Reference Services Review. 2011. Vol. 39, no. 3. Pp. 514-530. DOI: 10.1108/00907321111161467.
44. Talikka M., Eskelinen H. Enhancing the undergraduate engineering students' research skills // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2013. Pp. 283-289. DOI: 10.1109/ICL.2013.6644584.
45. Topalov J., Bojanić B. Academic Research Skills of University Students // Romanian Journal of English Studies. 2013. Vol. 10(1). DOI: 10.2478/rjes-2013-0012.
46. Vieno K., Rogers K., Campbell N. Broadening the Definition of ‘Research Skills’ to Enhance Students’ Competence across Undergraduate and Master’s Programs // Education Sciences. 2022. No. 12. P. 642. DOI: 10.3390/educsci12100642.
47. Yousaf A., Gul F., Masood S. Nurturing Students’ Academic Research writing through Experiential Learning: Work-based Teaching for Research Skill Development // Sir Syed Journal of Education & Social Research. 2022. Vol. 5, no. 3. Pp. 116-122. DOI: 10.36902/sjesr-vol5-iss3-2022(116-122).