Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7

Аннотация

Введение. Тенденции цифровизации и конвергенции в образовании, внедрение дистанционных образовательных технологий влияют как на систему образования, так и на воспитательный процесс как его значимую составляющую. Традиционные формы и методы воспитательной работы, которые были эффективными с предыдущими поколениями студентов, показывают низкую результативность с поколением «Z». В связи с этим актуальность приобретают цифровые средства воспитания, реализуемые в рамках цифровой воспитательной системы, что позволило бы студентам перейти из позиции наблюдателя в состояние активного участника воспитательного процесса. Разработка системы гражданско-патриотического воспитания становится наиболее актуальной и востребованной в вузовской среде.
Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по проблемам цифровых технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Результаты исследования. В статье представлено описание разрабатываемой системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Разработанная система цифрового гражданско-патриотического воспитания будет реализована на базе сайта вуза с учетом возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций. Созданные в технопарке кабинеты дают возможность для реализации различных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Обсуждение и заключения. В настоящее время в вузах назрела необходимость в концептуальном обосновании и разработке системы цифрового воспитания, которая способствовала бы активизации и заинтересованности студентов в процессе воспитания и самовоспитания. Система гражданско-патриотического воспитания будет реализована с учетом возможностей оборудования технопарка: VR-технологии, робототехника, 3D-моделирование и др. Разрабатываемая система цифрового гражданско-патриотического воспитания включает такие цифровые воспитательные технологии, как: виртуальные экскурсии, видеоресурсы, социальные и гражданско-ориентированные проекты, веб-квесты, культурно-исторические интернет-порталы и др.

Об авторах

А. В. Савченков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Савченков Алексей Викторович – доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

Москва

Researcher ID: R-2475-2016



Н. В. Уварина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Уварина Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

Челябинск

Researcher ID: R-3119793



С. А. Изюмникова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Изюмникова Снежана Андреевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права

Челябинск

Researcher ID: IAN-0206-2023



А. А. Жуков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Жуков Андрей Александрович – советник при ректорате, руководитель Координационного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма

Челябинск

Researcher ID: KCZ-0008-2024



Список литературы

1. Ван С. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах Китая в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 3. С. 94-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47162513 (дата обращения: 06.02.2024).

2. Зацепина О. В., Кравченко Г. В., Петухова Е. А. Использование цифровых технологий в воспитательной системе вуза // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: материалы докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по воспитательной работе. Барнаул, 2022. С. 33-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49479347_90074899.pdf (дата обращения: 06.02.2024).

3. Звягина Е. А. Историко-патриотическое воспитание в системе организации работы в цифровой образовательной среде // Парадоксы образования XXI века: гуманизация – цифровизация, индивидуализация – индивидуализм? Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Липецк, 2021. С. 19-25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48078554_99671456.pdf (дата обращения: 06.02.2024).

4. Иванова Д. В. Цифровые инструменты в гражданско-патриотическом воспитании студентов вуза // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде. Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47415050 (дата обращения: 05.02.2024).

5. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 3 (35). С. 344-351. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39562246 (дата обращения: 08.02.2024).

6. Кананэу Л. Г. Ценностные основания гражданско-патриотического воспитания студентов // Профилактика зависимостей. 2020. № 1 (21). С. 242-245. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42850167 (дата обращения: 08.02.2024).

7. Куликова С. В., Фоменко Е. А. Потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45636181 (дата обращения: 17.02.2024).

8. Нарыкова О. Н. Роль гражданско-патриотического воспитания студентов в рамках иноязычной поликультурной образовательной среды // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 142-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44793371 (дата обращения: 08.02.2024).

9. Наумов О. В., Романова И. Н. К вопросу о внедрении цифровизации в воспитательный процесс обучающихся: гражданский и патриотический аспекты // Рефлексия. 2021. № 3. С. 31-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49787681 (дата обращения: 06.02.2024).

10. Новоселова Н. В. Использование LMS Moodle в воспитательной деятельности вуза // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. № 3 (41). С. 109-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49991772 (дата обращения: 08.02.2024).

11. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2021. 586 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54429929 (дата обращения: 12.02.2024).

12. Савченков А. В., Уварина Н. В. Закономерности подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17, № 2. С. 120-131. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.12.

13. Савченков А. В., Уварина Н. В. Система подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности // Известия Российской академии образования. 2023. № 1 (61). С. 99-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53757897 (дата обращения: 12.02.2024).

14. Семина С. В., Галагузова М. А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза средствами социального проектирования // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 112-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36832521 (дата обращения: 08.02.2024).

15. Сидорова Л. В., Муева А. В., Верхорубова О. В. Современные информационные и педагогические технологии в патриотическом воспитании студентов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 4 (50). С. 2-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56465353 (дата обращения: 12.02.2024).

16. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Использование цифровых технологий в реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в системе основного и дополнительного воспитания // Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Павлово, 2021. С. 205-208. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46269997 (дата обращения: 06.02.2024).

17. Туранова Л. М., Погодина Е. С. Возможности применения интернет-сервисов и технологий в формировании цифровой среды школьного музея для решения задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся // Международный научноисследовательский журнал. 2023. № 6 (132). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.132.122.

18. Федосов А. Ю. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях цифровой трансформации образования // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 28-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46652531 (дата обращения: 06.02.2024).

19. Чернявский А. Г. К вопросу о поиске оптимальных путей реализации культурновоспитательной функции государства в условиях развития современных цифровых технологий // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 3. С. 50-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39251986 (дата обращения: 12.02.2024).

20. Чмир Р. А., Привалов А. А., Хатунцев И. В. Использование цифровых технологий в рамках патриотического воспитания // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47197360 (дата обращения: 17.02.2024).

21. Alscher P., Ludewig U., McElvany N. Civic Education, Teaching Quality and Students’ Willingness to Participate in Political and Civic Life: Political Interest and Knowledge as Mediators // Journal of Youth and Adolescence. 2022. Vol. 51. Pp. 1886-1900. https://doi.org/10.1007/s10964-022-01639-9.

22. Anderson L. W. Civic education, citizenship, and democracy // Education Policy Analysis Archives. 2023. Vol. 31. https://doi.org/10.14507/epaa.31.7991.

23. Chitondo L. Effects of Civic Education on Youth Participation in the Tenets of a Democratic Society: A Case of Youths in Four Rural Wards of Bahati Constituency in Mansa District of Luapula Province// International Journal on Studies in English Language and Literature. 2022. Vol. 10, no. 8. Pp. 49-60. DOI: 10.20431/2347-3134.1008005.

24. Fernández-Sánchez M. R., Garrido-Arroyo M. C., Porras-Masero I. Curricular integration of digital technologies in teaching processes // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. P. 1005499. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.1005499.

25. Khujamberdieva D. I. The importance of using digital technologies in the educational process // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. Vol. 2 (1). P. 969-972. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/the-importance-of-using-digitaltechnologies-in-the-educational-process (accessed: 12.02.2024).

26. Mendes Borges A. C. Youth Agency in Civic Education: Contemporary Perspectives from Cabo Verde // Societies. 2020. Vol. 10 (3). P. 53. https://doi.org/10.3390/soc10030053.

27. Okoye K., Hussein H., Arrona-Palacios A. Impact of digital technologies upon teaching and learning in higher education in Latin America: an outlook on the reach, barriers, and bottlenecks // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 2291-2360. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11214-1.

28. Singh M. N. Inroad of Digital Technology in Education: Age of Digital Classroom // Higher Education for the Future. 2021. Vol. 8 (1). Pp. 20-30. https://doi.org/10.1177/2347631120980272.

29. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science and practice in the digital age, or seven maxims of modern pedagogy // Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2022. № 1. Pp. 6-26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.

30. Tulinayo F., Ssentume P., Najjuma R. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students’ acceptance and usability // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. P. 36. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0117-y.


Рецензия

Просмотров: 455


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)