Профессиональное самоопределение в условиях обучения в магистратуре
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-1
Аннотация
Введение. Статья посвящена одной из актуальнейших проблем современного образования – профессиональному самоопределению магистрантов в процессе вузовского обучения. В статье дан историко-педагогический анализ состояния и развития проблемы профессионального самоопределения в России с 20-х годов прошлого века по настоящее время. В условиях становления новой системы высшего педагогического образования в России авторы предпринимают попытку рассмотреть профессиональное самоопределение будущих магистров как необходимость их эффективной профессиональной подготовки.
Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме профессионального становления будущего специалиста в условиях современной отечественной системы высшего образования. При описании специфики профессиональной подготовки магистрантов акцент сделан на использовании методов систематизации и обобщения психолого-педагогических исследований и нормативно-правовых документов.
Результаты исследования. Рассматривая профессиональное самоопределение будущих специалистов как необходимость их профессиональной подготовки, на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований авторами уточнены и конкретизированы ключевые категории исследования: «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «готовность к самоопределению». В статье раскрыты особенности современной обучающейся молодежи на разных уровнях профессионального самоопределения. Определены виды самоопределения (профессиональное, социальное, личностное, семейное, жизненное, религиозное и т. п.). Раскрыты такие важнейшие аспекты профессиональной подготовки, как: изменение в содержании профессиональной подготовки обучающегося вуза, влияние социокультурных факторов на профессиональную подготовку будущих специалистов, формирование компетенций и компетентности, психологическая составляющая профессиональной подготовки в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.
Обсуждение и заключения. Проблема профессионального самоопределения магистрантов на современном этапе развития общества и создания новой системы российского педагогического образования в условиях глобализации и цифровизации значительно актуализируется и требует поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов.
Об авторах
Ф. В. ПовшеднаяРоссия
Фаина Викторовна Повшедная, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра общей и социальной педагогики
Нижний Новгород
О. В. Лебедева
Россия
Оксана Валерьевна Лебедева, доктор психологических наук, доцент, профессор
кафедра практической психологии
Нижний Новгород
К. Р. Лебедев
Россия
Кирилл Романович Лебедев, аспирант
Нижний Новгород
Список литературы
1. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. (Современная аналитика образования. № 1(22)). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113365.pdf (дата обращения: 02. 09. 2024).
2. Богословский В. И., Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах : научно-методические материалы // Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2007. 272 с.
3. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 15. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18.
4. Бордовский Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования. Структура и содержание. Санкт-Петербург: Образование, 1994. С. 3-8.
5. Васильева О. Ю. Мы с вами говорим о ценностях, мы правильно делаем // Ведомости. 2023. 14 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/society/characters/2023/06/14/980091-olga-vasileva-mi-s-vami-govorim-o-tsennostyah-mi-pravilno-delaem (дата обращения: 02. 09. 2024).
6. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации // автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Омск, 2016. 44 с.
7. Дубровина И. В. Проблема психологической готовности современных старшеклассников к профессиональному самоопределению // Мир психологии. 2019. № 4(100). С. 79-87.
8. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников : учебное пособие для вузов // Москва: Юрайт, 2018. 180 с.
9. Ефимова С. А. Модернизация системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях становления российской национальной системы квалификации // автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2017. 44 с.
10. Игнатьева Г. А., Гришина А. В., Самерханова Э. К., Тулупова О. В. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 12. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1376/925 (дата обращения: 02. 09. 2024).
11. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения // Киев: Вища школа, 1998. 291 с.
12. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного самообразования // автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 1995. 39 с.
13. Кирилловых А. А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 5. С. 108-123. URL: https://jrpnorma.ru/articles/article-3523.pdf?1702415233 (дата обращения: 02. 09. 2024).
14. Климов Е. А. Как выбирать профессию : Книга для учащихся // Москва: Просвещение, 1990. 159 с.
15. Кузовлева Н. В. Воспитание культуры умственного труда магистрантов и аспирантов в высшей школе // автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Орел, 2016. 22 с.
16. Лебедева О. В., Лебедев К. Р. Методологические принципы как основа научного исследования в подготовке будущих магистров психологии // Учебный эксперимент в образовании. 2023. № 4(108). С. 35-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59463564 (дата обращения: 02. 09. 2024).
17. Лебедева О. В., Повшедная Ф. В., Лебедев К. Р. Обучение в магистратуре: необходимость психолого-педагогического сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Вып. 81. № 2. С. 713-716.
18. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011. С. 12-42.
19. Львова А. С. Развитие профессионализма педагога в условиях системно-модульной организации образовательного процесса в магистратуре // автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2020. 42 с.
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // Москва: Азбуковник, 1997. 944 с.
21. Петрова Г. И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1459/931 (дата обращения: 02. 09. 2024).
22. Повшедная Ф. В., Лебедев К. Р. Образовательное пространство вуза как эффективное условие подготовки магистрантов // Великие учителя и наставники: наследие через века : сборник материалов ХI Всероссийских педагогических чтений памяти И .Я. Лернера (Владимир, 7-8 декабря 2023 года). Владимир: ВлГУ, 2023. С. 383-389.
23. Повшедная Ф. В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя : монография // Нижний Новгород: НГПУ, 2002. 166 с.
24. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.
25. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие // Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. 400 с. URL: https://refdb.ru/look/2494753-pall.html (дата обращения: 02. 09. 2024).
26. Психология: словарь // под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; сост. Л. А. Карпенко. Москва: Политиздат, 1990. 494 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. В 2-х т. Т. 2. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. 670 с.
28. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-педагогические труды: Основы онтологии, логики и психологии. Москва: Наука, 1997. 463 с.
29. Селиверстова Е. Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания : учебное пособие. Владимир: ВлГУ, 2017. 207 с.
30. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : Избранные труды : в 2-х т. Т. 2. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 456 с.
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02. 09. 2024).
32. Чистякова С. Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников // дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 1987. 360 с.
33. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности // Москва: Педагогика, 1984. 95 с.
34. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования : статьи и лекции // Москва: ПЦ Эксперимент, 1993. 154 с.