Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Взаимосвязь интернет-зависимости и социально-психологической адаптации у подростков

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-15

Аннотация

   Введение. Социально-психологическая адаптация возникает при взаимодействии личности с социальной средой. Можно заметить, как интернет-пространство подменяет живое общение на цифровое. У подростков в возрасте от 14 до 16 лет увеличиваются темпы развития личности, что вызывает интерес к данному исследованию. В работе анализируется социально-психологическая адаптация у интернет-зависимых подростков.

   Материалы и методы. В исследовании участвовали 205 учащихся 9 классов, среди них 44 % учащихся мужского пола и 56 % – женского. Средний возраст респондентов – 15-16 лет. В ходе исследования использовались психологические методы. Исследование осуществлялось на базе МОБУ Средняя образовательная школа № 10 имени Белого С. И. г. Сочи в 2022/23 учебном году. Использовались шкала «Интернет-зависимости» С. Чена (CTAS), опросник «Социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонд, адаптированный Т. В. Снегиревой (1987); А. М. Прихожан (2005), анкета предпочтений.

   Результаты исследования. Установлено, что из 205 учащихся подростков 17 % обладают сформированным и устойчивым интернет-зависимым поведением. Корреляционный анализ показал наличие взаимосвязи интернет-зависимости и социально-психологической адаптации у подростков. У зависимых от интернета подростков появляется тенденция к невротическому отклонению, наличию внутриличностных конфликтов, осложнению в принятии решений, непринятие других. Снижаются потребность в общении, стремление к доминированию, форма интернального локуса контроля, приспособляемость к требованиям общества, самооценка, навык управления временем и адаптивность.

   Обсуждение и заключения. Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно говорить о наличии связи интернет-зависимого поведения и социально-психологической адаптации у подростков.

Об авторе

И. В. Митрофанов
Сочинский государственный университет
Россия

Игорь Вячеславович Митрофанов, аспирант

Сочи



Список литературы

1. Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Москва-Санкт-Петербург: АСТ; Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.

2. Гайдамашко И. В., Чепурная Ю. В. Цифровая компетентность и онлайн-риски студентов образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 18-21. EDN: VQWVJF.

3. Ефремова Г. И., Леньков С. Л., Гайдамашко И. В. Совершенствование системы профилактики вовлеченности молодежи в виртуальные сетевые сообщества деструктивной направленности // Образование личности. 2018. № 4. С. 18-21. EDN: POVBOJ.

4. Жилов В. С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 54. С. 361-365.

5. Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б.Д. Карвасарского. 5-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2020. 896 с.

6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие. Москва: Изд-во МГУ, 2011. 224 с.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 1998. – 672 с.

8. Реан А. А. Психология подростка. Москва: Прайм-Еврознак, 2008. 512 с.

9. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. Москва: Психотерапия, 2007. 560 с.

10. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И., Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г. В. Солдатовой. Москва, 2011. 176 с.

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Вишнева А. Е., Теславская О. И., Чигарькова С. В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Москва, 2022. 356 с.

12. «Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики» : Учебное пособие. - М. МГМСУ, 2011. – 32 с. (Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»)

13. Vysotskaya P., Gajdamashko I., Klimova E., Kuleshova Yu. Social responsibility of subjects of educational activity in the digital educational environment // Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference 'Current problems of social and labour relations' (ISPC-CPSLR 2020). Vol. 527. Amsterdam: Atlantis Press, 2021. Pp. 721-725. doi: 10.2991/assehr.k.210322.205. EDN: NLVREZ.

14. Digital literacy, Paul Gilster,1997, Wiley Computer Pub.


Рецензия

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)