Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Эмоционально-дезадаптационный аспект профессионального выгорания преподавателя вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-4-12

Аннотация

Введение. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания связана с проблемой увеличения количества преподавателей вузов, страдающих эмоциональным и профессиональным выгоранием, проявляющимся в снижении производительности работы, негативном отношении к себе, к коллегам и организации, низком уровне субъективной удовлетворенности трудом, ухудшении физического здоровья и качества жизни. В статье анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых, а также психологические факторы сложной детерминации синдрома профессионального выгорания. Целью эмпирического исследования является выявление взаимосвязи показателей профессионального выгорания преподавателя вуза с проявлениями эмоционально-дезадаптационных характеристик.

Материалы и методы. Для решения обозначенных задач использовался комплекс методов научного исследования: теоретические: анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: батарея психодиагностических методик; статистические: количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка данных, корреляционный анализ, интерпретация результатов. Эмпирическое исследование было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов различных специальностей обоих полов, в возрасте от 40 до 75 лет, со стажем более 18 лет.

Результаты исследования. Экспериментально определены эмоционально-дезадаптационные признаки профессионального выгорания преподавателя вуза: низкий уровень адаптивности, негативное самоотношение, выраженная агрессивность, высокий уровень тревоги, низкая интернальность, внешнее давление, контроль, страх не оправдать ожидания коллег, студентов, высокий уровень эскапизма, а также развитая проникающая способность эмпатии.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной проверки можно сделать вывод о том, что профессиональное выгорание преподавателей вузов проявляется в общей невротизации их личности. Решение проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов связано с развитием их эмоциональной компетентности. Важно формировать устойчивость и способность адаптироваться к особенностям эмоционального выгорания, расширять способы эмоциональной саморегуляции, развивать позитивное отношение к себе и окружающим, принятие других, работать над внутренней стратегией поведения и не переоценивать мнение окружающих, фокусируясь на своем интересе и самореализации в профессиональной деятельности. Также важно изучать факторы, вызывающие агрессивность и тревогу, переключаться на отдых, при этом выбирая способы, не приводящие к избеганию проблем, регулировать уровень ответственности за результаты своей работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при разработке и проведении мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

Об авторе

Т. А. Бусыгина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Бусыгина Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Самара



Список литературы

1. Балацкий Е. В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 63-69. EDN XWWKWF.

2. Бараева Е. И., Кот Е. А. Влияние профессионального самоотношения личности на эмоциональное выгорание педагогов в зрелом возрасте // Высшая школа: научнометодический и публицистический журнал. 2017. Т 1, № 117. С. 55-59.

3. Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 27-32.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Филинъ, 1996. 470 с.

5. Бусыгина Т. А. Исследование взаимосвязи профессиональной идентификации преподавателя вуза с показателями эмоционального интеллекта // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 1 (62). С. 90- 97. DOI: 10.26456/vtpsyped/2023.1.090. EDN CLQSWU.

6. Бусыгина Т. А. Исследование особенностей самоотношения преподавателя вуза в контексте связи с эмоциональным интеллектом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 4 (41). С. 58-60. DOI: 10.57145/27128474_2022_11_04_12. EDN MSJQEQ.

7. Быховец Ю. В., Падун М. А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса // Клиническая и специальная психология: электронный журнал. 2019. Т. 8, № 1. C. 78-89. DOI: 10.17759/psyclin.2019080105.

8. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2005. 30 с. EDN NIDYUL.

9. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Москва [и др.]: Питер, 2005. 336 с. (Практическая психология). 10. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) //

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. Глава 4, раздел 2. С. 193-197.

11. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. С. 40-52.

12. Козин В. А., Агибалов Т. В. Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения // Неврологический вестник. 2013. Т. 45, вып. 2. С. 44-52.

13. Кудинов С. И, Седова И. В., Абушик А. С. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными показателями самоотношения // СибСкрипт. 2023. № 5 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-sraznymi-pokazatelyami-samootnosheniya (дата обращения: 13.09.2024).

14. Кустова В. В., Сергеева И. А. Специфика эмоционального выгорания преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 41-45.

15. Ланина Н. В., Пономарева В. Н. Социально-психологические факторы эмоционального выгорания педагогов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 229-232. EDN YLSFFM.

16. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сборник статей / науч. ред. А. О. Прохоров. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. Вып. 4. С. 326-343.

17. Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся: учебно-методическое пособие. Псков: ПГПИ, 2004. 140 с.

18. Молчанова Л. Н. Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 128-132.

19. Николаева Н. В. Выявление тенденции к повышенному эмоциональному напряжению, профессиональные стрессы и их коррекция в системе правоохранительных органов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сборник тезисов участников Всерос. конф. по юрид. психологии с междунар. участием, Москва, 10–12 ноябр. / сост. А. С. Калашникова; ред.: В. В. Рубцов, Ю. М. Забродин, Е. Н. Задорина [и др.]. Москва: МГППУ, 2016. С. 258-261.

20. Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 51 с.

21. Петрова Е. Е. Синдром профессионального выгорания у преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы // Иностранные языки в экономических вузах России: всерос. науч.-информ. альм. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2017. Вып. 16. С. 132-137.

22. Петрова Н. Г., Мурзенко О.В. Синдром эмоционального выгорания у медиков и преподавателей высшей школы // Наука и инновации в медицине. 2018. Т. 3, № 2. С. 26-29.

23. Писаревская М. А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология: сетевое изд. 2019. Т. 7, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf (дата обращения: 22.01.2024).

24. Поначугин А. В. Синдром эмоционального выгорания профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/354/355 (дата обращения: 22.01.2024).

25. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / М. Е. Валиуллина, Г. Ш. Габдреева, В. Д. Менделевич, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 480 с.

26. Психическое выгорание как препятствие профессиональной самореализации специалистов IT сферы / Н. Е. Водопьянова, А. Ф. Джумагулова, О. О. Гофман, Г. С. Никифоров, Г. А. Богомолова // Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, РУДН, 29–30 марта 2022 года / науч. ред. С. И. Кудинов. Москва: РУДН, 2022. С. 158-162.

27. Романов Е. В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4 (104). С. 64-81.

28. Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20-23.

29. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: автореф. дис. …канд. мед. наук. Минск, 2003. 20 с.

30. Солдатова Е. Л. Системогенез личности: кризисы и идентичность: учебное пособие. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2009. 179 с.

31. Солодкова Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2011. 23 с.

32. Сурженко Л. В. Взаимосвязь синдрома психического выгорания с ценностно-смысловой сферой личности: на примере преподавателей высшей школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2014. 25 с.

33. Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108-121.

34. Хван А. А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Опыт стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35-58.

35. Bakker A. B., Demerouti E. Job demands: resources theory // Work and wellbeing / eds. by Peter Y. Chen, and Cary L. Cooper. Chichester, West Sussex: John Wiley & Sons, 2014. Pp. 37- 64. (Wellbeing: a complete reference guide; vol. 3). https://doi.org/10.1002/9781118539415.wbwell019.

36. Cox T., Griffiths A. The nature and measurement of work-related stress: theory and practice // Evaluation of human work / eds. by John R. Wilson and Nigel Corlett. 3rd ed. Boca Raton, FL: Taylor & Francis, 2005. Pp. 553-571.

37. Golembiewski R. T., Munzenrider R. F. Burnout and mental health: a pilot study // Organization Development Journal. 1991. Vol. 9, no. 2. Pp. 51-57.

38. Hobfoll S. E. The influence of culture, community, and the nested-self in the stress process: advancing conservation of resources theory // Applied Psychology: an international review. 2001. Vol. 50, no. 3. Pp. 337-369. DOI: 10.1111/1464-0597.00062.

39. Kubicek B., Korunka C. Does job complexity mitigate the negative effect of emotion-rule dissonance on employee burnout? // Work & Stress. 2015. Vol. 29, no. 4. Pp. 379-400. DOI: 10.1080/02678373.2015.1074954.

40. Maslach C., Jackson S. E. Maslach burnout inventory: manual. 2nd ed. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. 34 p.

41. Maslakh-Pines A., Aronson E., Kafry D. Burnout: from tedium to personal growth. New York: Free Press, 1981. 229 p.

42. Richards J. M., Gross J. J. Emotion regulation and memory: the cognitive costs of keeping one’s cool // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79, no. 3. Pp. 410-424. DOI: 10.1037//0022-3514.79.3.4у10.

43. Work and personality: an inquiry into the impact of social stratification / by Melvin L. Kohn and Carmi Schooler with the collaboration of Joanne Miller ... [et al.]. Norwood, N. J.: Ablex Pub. Corp., 1983. 389 p.

44. Zapf D., Vogt C., Seifert C., Mertini H., Isic A. Emotion work as a source of stress: the concept and development of an instrument // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1999. Vol. 8, no. 3. Pp. 371-400. DOI: 10.1080/135943299398230.


Рецензия

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)