Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Аксиологические критерии успешности социально-психологической адаптации школьников младшего подросткового возраста

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-14

Аннотация

Введение. Систему ценностных ориентаций личности считают основной детерминантой процессов социально-психологической адаптации. Ценностная структура оказывает существенное влияние как на развитие и становление личности, так и на регуляцию ее самосознания, когнитивно-эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте возникает максимальное напряжение адаптационных процессов и проявляется наиболее выраженная интолерантность к негативным средовым воздействиям. В связи с этим анализ ценностно-интенциональных механизмов и стратегий социально-психологической адаптации в этом возрасте представляется актуальным.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 300 мальчиков и девочек раннего подросткового возраста, у которых с применением уточненной методики Ш. Шварца и опросника К. Роджерса и Р. Даймонд «Социально-психологическая адаптация» оценивали систему ценностных ориентаций и уровень адаптированности. Статистическая обработка материалов включала расчет U-критерия Манна-Уитни и дискриминантный анализ (пошаговый метод Уилкса).
Результаты исследования. Исследована система ценностных ориентаций (включает 19 параметров) и уровень социальной адаптированности подростков. С применением статистических процедур выделены респонденты с высоким и низким уровнями адаптированности. Осуществлено сравнение ценностных показателей как между респондентами с разной степенью адаптированности, так и между подростками разных гендеров. Рассчитаны обладающие высокой дискриминативной способностью канонические функции, позволяющие с использованием аксиологических переменных разделить респондентов по степени их социальной адаптированности.
Обсуждение и заключение. Показано, что эффективность процессов социальной адаптации подростков улучшается по мере возрастания степени дифференцированности ценностных ориентаций, проявляющейся увеличением «разброса» их позиций в «поле» ценностного сознания. Установлено, что важнейшими факторами успешной социальной адаптации подростков являются доминирование основных группоцентрических ценностных ориентаций и уменьшение роли эгоцентрических интенций. Выявлена амбивалентность влияния на адаптированность гедонистической интенции, возрастание значимости которой в сочетании с доминированием группоцентрических ценностей способствует успешной социальной адаптации, а в сочетании с доминирующей позицией эгоцентрических ценностей становится фактором низкой толерантности к социальной фрустрации. Установлено дезадаптирующее влияние на процессы социальной адаптации ценностных ориентаций «репутация» (у мальчиков) и «самостоятельность» (у девочек). Выявлена ведущая роль группоцентрических ценностей в дискриминации адаптированности подростков.

Об авторах

В. М. Голянич
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

Голянич Валерий Михайлович – доктор медицинских наук, профессор,  заведующий кафедрой психологии и педагогики

Санкт-Петербург

Researcher ID: АBG-1954-2020



А. Ф. Бондарук
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

Бондарук Александр Феодосьевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Санкт-Петербург

Researcher ID: KAM-1783-2024



М. В. Загашева
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

Загашева Мария Викторовна – старший преподаватель кафедры  психологии и педагогики

Санкт-Петербург

Researcher ID: JZD-9474-2024



Список литературы

1. Акбаева А. М., Койчуева Ф. Х., Урусова А. М. Особенности ценностных ориентаций у подростков из неблагополучных семей и подростков из полных семей // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mirnauki.com/PDF/57PSMN322.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

2. Баева И. А., Ульянина О. А., Вихристюк О. В., Гаязова Л. А., Радчикова Н. П. Файзуллина К. А. Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 228-242.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Питер, 2022. 400 с.

4. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19.

5. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 221 с.

6. Голянич В. М., Бондарук А. Ф., Ходаковская О. В. Ценностно-интенциональные механизмы и стратегии социально-психологической адаптации юношей к условиям военно-образовательной среды // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 169-192. https://doi.org/10.17759/sps.2023140211.

7. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Москва: Институт психологии РАН, 2007. С. 17-42.

8. Ефремова М. В., Бульцева М. А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 107-126. https://doi.org/10.17759/sps.2020110107.

9. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 524 с.

10. Казакова И. В. Социально-психологическая адаптация и ценностные ориентации в юношеском возрасте (на примере студентов первого курса) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (40). С. 159-164.

11. Казначеева Н. Н., Метлик И. В., Шестакова О. А. Модель формирования ценностных ориентаций детей в образовательных организациях: подходы к проектированию // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 3. C. 97-112. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140306.

12. Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью // Педагогический имидж. 2020. № 4 (49). С. 729-742.

13. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. Москва: Наука, 1983. С. 203-213.

14. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 200 с.

15. Матюшичева М. И. Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 449-452.

16. Музыченко А. В., Харитончик А. А. Взаимосвязь психологического благополучия и ценностных ориентаций личности // Коллекция гуманитарных исследований. 2023. № 1 (35). С. 53-58.

17. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Москва: Эксмо, 2010. 368 с.

18. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН АрмССР, 1988. 263 с.

19. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 416 с.

20. Невзорова А. В. Актуальный уровень ценностных ориентаций младших школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 11 (137). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.18.

21. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.

22. Радчикова Н. П., Сорокова М. Г. Ценностные ориентации в психологическом благополучии подростка: итоги структурного моделирования // Социальные науки и детство. 2023. Т. 4, № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040101.

23. Ронгинская Т. И. Системный подход к анализу психологических понятий: вклад в. а. ганзена в развитие российской психологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2022. №1. С. 55-70.

24. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Павленко Е. Ф. Проблема ценностей современных подростков в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 14-26.

25. Терещенко В. В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 230-239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239.

26. Толстых Н. Н. Прихожан А. М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 406 с.

27. Фоменко Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. № 2. С. 201-204.

28. Фомина А.П. Тенденции изменения содержания ценностей личности в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 293-296.

29. Чукмаева Г. Р. Социально-психологическая адаптация школьников к обучению в среднем звене школы // Научный потенциал. 2020. № 4 (31). С. 107-109.

30. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал ВШЭ. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnennaya-teoriya-bazovyh-individualnyhtsennostey-primenenie-v-rossii (дата обращения: 18.01.2024).

31. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. Москва: Флинта, 2006. 341 с.

32. Antoci D. Values and Value Orientations of Adolescents and Young People in Pre-Pandemic and Pandemic Situations // Postmodern Openings. 2021. Vol. 12, no. 3. Pp. 288-310. https://doi.org/10.18662/po/12.3/341.

33. Bichi R., Riniolo V. Value orientations of Italian adolescents: empirical evidence // International Review of Sociology. 2023. Vol. 33, no. 2. Pp. 349-362. https://doi.org/10.1080/03906701.2023.2233285.

34. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of emerging adulthood, criteria for adulthood, and identity development in greek studying youth: a person-centered // Emerging Adulthood. 2019. Vol. 7, no. 6. Pp. 411-431. https://doi.org/10.1177/2167696818777040.

35. Hall G. S. Adolescence: its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. New York, 1904. Vol. 1. 589 p.

36. Lane J. A. Attachment, ego resilience, emerging adulthood, social resources, and well-being among traditional-aged college students // Professional Counselor. 2020. Vol. 10, no. 2. Pp. 157-169. https://doi.org/10.15241/jal.10.2.157.

37. Lewis-Smith I., Pass L., Reynolds S. How adolescents understand their values: A qualitative study // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2021. Vol. 26, no. 1. P. 231. https://doi.org/10.1177/1359104520964506.

38. Liu P., Wang X., Li D., Zhang R., Li H., Han J. The Benefits of Self-Transcendence: Examining the Role of Values on Mental Health Among Adolescents Across Regions in China // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 630420. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.630420.

39. Murtezani L. The Value Orientations Of The Adolescents: Differences and Similarities // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. Vol. 4. Pp. 34-38. DOI: 10.26417/ejser.v11i2.p34-38.

40. Panksepp J. Cross-species affective neuroscience decoding of the primal affective experiences of humans and related animals // Plos ONE. 2011. Vol. 6, no. 9. P. e21236. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0021236.

41. Panksepp J., Biven J. The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions. New York: W. W. Norton & Company, 2012. 547 р.

42. Schoon I., Mortimer J. Youth and the great recession: are values, achievement orientation and outlook to the future affected? // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52, no. 1. Pp. 1-8. https://doi.org/10.1002/ijop.12400.

43. Schwartz S. H. et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103, no. 4. Pp. 663-688. http://dx.doi.org/10.1037/a0029393.

44. Solms M. The neurobiological underpinnings of psychoanalytic theory and therapy // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2018. Vol. 12. Рр. 1-13. https://doi.org/10.3389/fnbeh.2018.00294.

45. Solms M. The Hidden Spring: A Journey to the Source of Consciousness. New York: W. W. Norton & Company, 2021. 432 р.


Рецензия

Просмотров: 429


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)