Полимодальность педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-5
Аннотация
Введение. В работе рассматривается личностно-развивающая образовательная среда как педагогическое явление.
Цель исследования заключается в обосновании свойства полимодальности педагогического феномена личностно-развивающей образовательной среды и определении особенностей средового проектирования.
Свойство полимодальности личностно-развивающей образовательной среды обосновывается, исходя из взаимосвязи среды с диалектикой личностно-средовых взаимоотношений в образовании.
Материалы и методы. Исследование основано на философских, культурологических, социологических и иных материалах, утверждающих средовую парадигму как актуальную для саморазвивающихся сложных систем. Личностно-развивающая среда рассматривается как уникальный процесс взаимодействия обучающегося в образовании, способствующий становлению личностного опыта индивида. Методы исследования включают методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ педагогических концепций в контексте системы ориентиров (ценностей), определяющих педагогическое мышление.
Результаты исследования. В развитии личности прослеживаются новые для нее способы взаимодействия со средой. При этом такие способы непосредственно не обусловлены причинно-следственными связями с ней. Релевантность развивающей образовательной среды и личности на ее различных этапах развития предполагает процессуальность образовательной среды, ее этапность и внутреннюю неоднородность, предрасположенность к трансформации. Указанные свойства образовательной среды воплощаются в ее полимодальности. Полимодальность выступает отражением диалектики личности в образовании: различные образы и виды среды детерминированы характером личностно-средовых взаимодействий и формирующихся взаимоотношений.
Обсуждение и заключения. Проектирование личностно-развивающей среды осуществляется посредством ситуаций, в которых представлены компоненты окружающей среды и взаимодействующая с ней личность. Развитие личности сопровождается генерацией «сред наполнения». «Среды наполнения» в их множественном проявлении – это субъект обусловленные, генерируемые личностью области познания и преобразования действительности, являющиеся результатом личностно-средового взаимодействия. Эти области отличаются динамичностью, способностью к расширению в познании и деятельности. Динамика личностно-обусловленных «сред наполнения» сопровождается формированием личностных свойств обучающегося, отношений к действительности и самому себе.
Об авторе
Д. В. ЛитвинРоссия
Дмитрий Владимирович Литвин, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры
кафедра организации огневой и физической подготовки
Москва
AuthorID: 368620
Список литературы
1. Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании / И. В. Роберт, В. В. Сериков, А. В. Торхова [и др.]. Омск: ОмГА, 2022. 160 с.
2. Архипова Ю. Е. Педагогические условия создания психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении // Вестник науки. 2023. Т. 4, № 1(70). С. 378-384.
3. Аршинов В. И., Свирский Я. И. Рекурсивность постнеклассического субъекта. Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке. Москва: ИФРАН, 2010. 271 с.
4. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е дополн. Москва: ЛКИ, 2009. 240 с.
5. Букреев Д. А., Барановская В. С. Персонализация интерактивных цифровых медиа в образовательной среде // Международный студенческий научный вестник. 2023. № 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21242 (дата обращения: 21. 08. 2024).
6. Гриндер Д., Бэндлер Р. Трансформация: Нейролингвистическое программирование и структура гипноза. Сыктывкар: Флинта, 1999. 296 с.
7. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 3-16.
8. Зырянова Н. И. Проектирование образовательной среды по подготовке педагогов профессионального образования. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 126 с.
9. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. Москва: ПСТГУ, 2013. 431 с.
10. Каган М. С. Избранные труды в VII т. Т. I. Проблемы методологии. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2006. 356 с.
11. Козилова Л. В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2021. 47 с.
12. Корытова Г. С., Закотнова Е. Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9(162). С. 96-102.
13. Кролевецкая Е. Н. Концепция развития полисубъектности будущего педагога в образовательной среде вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2023. 524 с.
14. Кутепова Л. И., Попкова А. А., Жидков А. А., Гордеев К. С. Проектирование цифровой образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2(35). С. 229-232.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.
16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003. 486 с.
17. Литвиненко Н. В. Комфортная и безопасная образовательная среда (психологические основы школьной адаптации). Оренбург: Оренбургская книга, 2023. 245 с.
18. Личностные детерминанты психологической безопасности в образовательной среде участников образовательных отношений в условиях внедрения цифровых образовательных технологий / Т. Л. Худякова, Л. Н. Гриднева, Ю. В. Клепач, В. Р. Петросянц. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 114 с.
19. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. Москва: Прогресс, 1992. 414 с.
20. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва; Нижний Новгород: Волго-Вятская академия гос. службы, 2002. 157 с.
21. Модальность // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. Москва: Сов. энциклопедия, 1983. С. 381.
22. Павлова Т. Б. Системные изменения деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 205 с.
23. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Целеустремленные системы, эволюция и субъектный аспект системологии // Труды ИСА РАН. 2012. Т. 62, № 1. С. 5-27.
24. Проектирование личностно-развивающей образовательной среды сельской школы / Л. В. Байбородова, Н. В. Бедарева, Л. В. Бычкова [и др.]; науч. ред. Л. В. Байбородова, А. А. Кораблева. Ярославль: ЯГПУ, 2023. 179 с.
25. Родионов А. В., Казанцев Л. В. Электронная информационно-образовательная среда вуза: разработка и проведение онлайн-курсов в системе Moodle. Иркутск: Издательский дом БГУ, 2023. 145 с.
26. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 512 с.
27. Рылеева А. С. Самоопределение личности в цифровой образовательной среде. Курган: Курганский гос. ун-т, 2023. 154 с.
28. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. Москва: Логос, 2012. 447 с.
29. Сотникова Н. Н., Козилова Л. В., Харченко Л. Н. Профессионально-ориентирующая образовательная среда педагогического вуза: технологический аспект. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2023. 181 с.
30. Субстанция // Философская энциклопедия. Т. 5. Москва: Советская энциклопедия (Ин-т философии АН СССР), 1970. С. 151.
31. Сураева Г. З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2002. 20 с.
32. Фесенкова Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. Москва, 2003. 174 с.
33. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающих образовательных систем : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2013. 41 с.
34. Шакирова Е. В., Кузьмин С. В. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2023. 150 с.
35. Шелехова Л. В., Панеш А. А. Функции личностно-смысловой сферы // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 3. С. 21-23.
36. Щепул С. Ю. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2023. 25 с.
37. Щуман А. Н. Спиноза // Новейший философский словарь : 3-е изд., исправл. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 986.
38. Якиманская И. С. Психология безопасности образовательной среды: территория, образовательная организация, семья. Москва: Знание-М, 2023. 204 с.
39. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
40. Astleitner H., Koller M. An aptitude-treatment-interaction-approach on motivation and student’s self-regulated multimedia-based learning // Interactive Educational Multimedia. 2006. Vol. 13. Pp. 11-23. Available at: https://www.researchgate.net/publication/277162791_An_Aptitude-Treatment-Interaction-Approach_on_Motivation_and_Student's_Self-Regulated_Multimedia-Based_Learning (accessed: 20. 08. 2024).
41. Belessova D., Ibashova A., Bosova L., Shaimerdenova G. Digital Learning Ecosystem: Current State, Prospects, and Hurdles // Open Education Studies. 2023. Vol. 5, no. 1. P. 20220179. Available at: https://www.researchgate.net/publication/366930058_Digital_Learning_Ecosystem_Current_State_Prospects_and_Hurdles (accessed: 20. 08. 2024).
42. Caspi O., Bell I. R. One size does not fit all: aptitude x treatment interaction (ATI) as a conceptual framework for complementary and alternative medicine outcome research. Part 1 – What Is ATI research? // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2004. Vol. 10, no. 3. Pp. 580-586. doi: 10.1089/1075553041323812.
43. Cronbach L. J., Snow R. E. Individual Differences in Learning Ability as a Function of Instructional Variables. Final Report. 1969. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED029001.pdf (accessed: 20. 08. 2024).
44. Downes S. Personal and Personalized Learning in EMMA Newsletter Online Feb. 17, 2016. European Multiple MOOCs Aggregator. 2016. Available at: https://project.europeanmoocs.eu/personal-and-personalized-learning/ (accessed: 20. 08. 2024).
45. Shen J. Creating a Digital Ecosystem in the Classroom. 2020. Available at: https://thelearningcounsel.com/articles/creating-digital-ecosystem-classroom/ (accessed: 20. 08. 2024).
46. Snow R. E. Aptitude-treatment interaction as a framework for research on individual differences in psychotherapy // Journal of consulting and clinical psychology. 1991. Vol. 59, no. 2. P. 205. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Aptitude-treatment-interaction-as-a-framework-for-Snow/a3854085004c436b2ca5c36746bf0546a5f5b7ec (accessed: 20. 08. 2024).
47. Wynn M. Handbook of Research on Digital Transformation, Industry Use Cases, and the Impact of Disruptive Technologies. 2021. Available at: https://www.researchgate.net/publication/357152538_Handbook_of_Research_on_Digital_Transformation_Industry_Use_Cases_and_the_Impact_of_Disruptive_Technologies (accessed: 20. 08. 2024).