Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Методическая система подготовки будущих учителей английского языка на основе комплекса подходов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-3

Аннотация

  Введение. В статье описывается методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов.

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях нарастающей сложности образовательной среды и разнообразия потребностей обучающихся.

   Целью исследования является проектирование методической системы на основе комплекса подходов, позволяющей создать более адаптивные и гибкие условия для обучения и развития будущих учителей английского языка с учётом современных требований и вызовов в области образования.

   Материалы и методы. В ходе исследования проведён теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по исследуемому вопросу, сравнительный анализ существующих концепций
методических систем и моделей формирования профессиональных компетенций будущих учителей. В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и моделирования.

   Результаты исследования. В результате теоретического и сравнительного анализа научных исследований, обобщения собственного практического опыта разработана методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе комплекса подходов, описаны ее ключевые компоненты, обеспечивающие комплексный и системный характер образовательного процесса, а также механизм их взаимодействия. Все компоненты системы представлены в четырёх блоках: целевой, содержательный, концептуально-методологический, результативный.

   Обсуждение и заключения. Разработка методики формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов в процессе изучения специальных дисциплин с ориентацией на интеграцию дисциплинарного развития и прогрессивного формирования компетенций представляет собой перспективу дальнейшего исследования.

Об авторе

Е. Н. Быстрова
Мелитопольский государственный университет
Россия

Елена Николаевна Быстрова, старший преподаватель, аспирант направления подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»

кафедра иностранных языков

Мелитополь



Список литературы

1. Асхадуллина Н. Н. Модель формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности // Образование и саморазвитие. 2016. № 3(49). С. 53-64. EDN: YSTXFF.

2. Бокатина Ю. И. Виртуальная экскурсия как форма интерактивного обучения русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31249 (дата обращения: 08. 01. 2024).

3. Гольчевский Ю. В., Грицишина Н. А. Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop // Открытое образование. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-disk-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-ispolzovaniya-tehnologii-workshop (дата обращения: 08. 01. 2024).

4. Емалетдинова Г. Э., Цилицкий В. С., Шершукова Н. В., Калимуллин Д., Виноградова И. В. Геймификация как метод обучения: особенности и возможности // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-metod-obucheniya-osobennosti-i-vozmozhnosti (дата обращения: 08. 01. 2024).

5. Захарова Е. В., Татаринова А. В. Использование Web 2. 0 технологий при обучении иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-web-2-0-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 08. 01. 2024).

6. Зверева Е. Я. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 283-287. EDN: ZFDEQB.

7. Зедгенизова И. И., Литвинова Ж. Б. Внедрение критериального подхода к оцениванию // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 3(193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-kriterialnogo-podhoda-k-otsenivaniyu (дата обращения: 08. 01. 2024).

8. Калугина Е. В., Кусарбаев Р. И., Мухаметшина О. В., Матушак А. Ф. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в системе дополнительного образования детей // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 3(49). С. 36-42. EDN: ODAKVF.

9. Кириллов А. Д., Гордиевских В. М. Методическая система формирования управленческих компетенций // Вестник евразийской науки. 2015. № 4(29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-sistema-formirovaniya-upravlencheskih-kompetentsiy (дата обращения: 08. 01. 2024).

10. Книтель М. В., Ларионов П. А. Использование технологии «Форсайт» в процессе обучения // Наука и перспективы. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-forsayt-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 08. 01. 2024).

11. Козловских М. Е. Организационно-методическая модель формирования универсальных педагогических компетенций на базе IT-кластера технопарка // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 61. DOI: 10.17513/spno.32151. EDN: HOPWHE.

12. Козловцева Н. А. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному: опыт финансового университета // МНКО. 2023. № 6(103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-opyt-finansovogo-universiteta (дата обращения: 08. 01. 2024).

13. Косякова Я. С. Лекция в контексте диалогового обучения и компетентностного подхода к построению образовательных технологий // Общество, педагогика, психология : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 11 сентября 2020 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 73-76. DOI: 10.31483/r-96312. EDN: LXKDNV.

14. Котенев А. А. Блог // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/blog-7cbbd5/?v=6866872 (дата обращения: 08. 01. 2024).

15. Никулина Н. Н., Березина С. В., Ушаков И. И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-rol-kouchinga-v-obrazovanii-i-vospitanii (дата обращения: 08. 01. 2024).

16. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 08. 01. 2024).

17. Образовательная программа 44.03.05 – Педагогическое образование профиль иностранный язык (английский, немецкий) // Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева: [сайт]. URL: https://mordgpi.ru/activities/education/opop/156/3785/ (дата обращения: 08. 01. 2024).

18. Образовательная программа 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 45.03.02 Лингвистика // Донской государственный технический университет : [сайт]. URL: https://clck.ru/38ia3Q (дата обращения: 08. 01. 2024).

19. Образовательная программа 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль): Английский и Испанский языки // Уральский государственный педагогический университет : [сайт]. URL: https://uspu.ru/sveden/education/programs/angliyskiy-i-ispanskiy-yazyki-44.03.05.html (дата обращения: 08. 01. 2024).

20. Образовательная программа 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) – английский язык и немецкий язык // Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина : [сайт]. URL: https://lengu.ru/sveden/educationProgramm/207 (дата обращения: 08. 01. 2024).

21. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Москва: Компания Спутник+, 2006. 191 c.

22. Павельева Н. В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. 2010. № 3(29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollaborativnoe-obuchenie-kak-model-effektivnoy-realizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 08. 01. 2024).

23. Павлова О. А., Горохов В. А, Литвинчук В. И. Панельная дискуссия как способ реализации интерактивных форм обучения в вузе // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1(26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panelnaya-diskussiya-kak-sposob-realizatsii-interaktivnyh-form-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 08. 01. 2024).

24. Ряписова А. Г. Инновационные формы организации образовательного процесса // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 1(45). С. 5-14. EDN: XXQKED.

25. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В. Технология «Эдьютейнмент»: к истории вопроса // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 28(277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-edyuteynment-k-istorii-voprosa (дата обращения: 08. 01. 2024).

26. Сердюкова Ю. А. Современные организационные методы преподавания в вузе // Становление национальных и провинциальных основ отечественного государства и права : сборник научных трудов по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, Таганрог, 31 марта 2023 года. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2023. С. 58-64. EDN: WTKHRM.

27. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/ (дата обращения: 08. 01. 2024).

28. Субботина Н. Д. Применение суггестии в современных методиках обучения // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-suggestii-v-sovremennyh-metodikah-obucheniya (дата обращения: 08. 01. 2024).

29. Суховиенко Е. А., Севостьянова С. А., Нигматулин Р. М., Мартынова Е. В. Модель мониторинга формирования профессиональных компетенций будущего учителя математики на основе профессионального стандарта педагога // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. С. 235-239. DOI: 10.17513/snt.38843. EDN: WTODNB.

30. Тимохина Е. В. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 905. EDN: VIEPQZ.

31. Торыбаева Ж. З. Модель формирования профессиональной компетенции будущих учителей на основе полилингвального подхода // Вестник ЗКГУ. 2015. № 2(58). С. 43-49. EDN: QPUMHY.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26. 11. 2020 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 08. 01. 2024).

33. Фролов И. В. Дидактическая система формирования специфических профессиональных компетенций будущего учителя физики сельской школы // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 783-787. EDN: RTLZAH.

34. Boyatzis R. E., Leonard D., Rhee K., Wheeler J. Competencies can be developed but not in the way we thought // Capability. 1996. Vol. 2, no. 2. Pp. 25-41.

35. Mansfield B. Competence in transition // Journal of European Industrial Training. 2004. Vol. 28, no. 2, 3, 4. Pp. 296-309.

36. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. No. 28. Pp. 1-14.

37. Oser F., Salzmann P., Heinzer S. Measuring the competence-quality of vocational teachers: An advocatory approach // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2009. No. 1. Pp. 65-83.

38. Straka G. A. Measurement and evaluation of competence // The foundations of evaluation and impact research: third report on vocational training research in Europe: background report. Luxembourg: EUR-OP, 2004. 311 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)