Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Разработка модуля по формированию исследовательских компетенций будущих педагогов и оценка их сформированности в рамках выпускной квалификационной работы

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-2

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные понятия проблемного обучения, дается их характеристика с позиций подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы, вскрываются особенности доказательного подхода к обучению, анализируются этапы формирования исследовательских компетенций будущих педагогов. Определяются структура и содержание нового учебного модуля и образовательных результатов будущих педагогов в области исследовательской деятельности, приводятся показатели оценки представления методологического аппарата в выпускной квалификационной работе выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Материалы и методы. В основу исследования положены системный, деятельностный, компетентностный и междисциплинарный подходы к подготовке будущих учителей, что позволило описать совокупность исследовательских умений, которые могут и должны формироваться у будущих педагогов в рамках их профессиональной подготовки к исследовательской деятельности. В ходе исследования осуществлялась аналитикосинтетическая деятельность с использованием следующих методов: анализ существующих нормативных документов в области подготовки будущих педагогов, анализ научных публикаций, связанных с особенностями проблемного и доказательного обучения, с вопросами формирования исследовательской деятельности и требований к выполнению выпускных квалификационных работ, анализ модульных учебных планов; отбор содержания учебных дисциплин, направленных на формирование исследовательских компетенций будущих педагогов; использовались приемы формализации и обобщения при описании образовательных результатов.
Результаты исследования. Выделены основные положения, определяющие структуру и содержание исследовательских умений будущих педагогов, лежащих в основе реализации научно-исследовательской деятельности в сфере образования. Предложен модуль «Исследовательская и проектная деятельность в сфере образования», структура которого определяет сквозную траекторию формирования исследовательских компетенций, представлено содержание модуля в виде учебных дисциплин. Раскрыты особенности описания образовательных результатов по представлению методологического аппарата, которые построены на основе согласования компетенций из ФГОС ВО и трудовых действий из Профессионального стандарта педагога. Приведена процедура оценки достижения образовательных результатов по представлению основных компонентов методологического аппарата в выпускной квалификационной работе.
Обсуждение и заключения. В статье сравниваются различные этапы формирования исследовательских компетенций, обсуждаются модули, представленные в учебных планах подготовки будущих педагогов, и обосновывается необходимость включения в систему оценки выпускной квалификационной работы критерия по представлению методологического аппарата исследования. Приводится перспектива дальнейшего исследования в виде построения целостной системы оценки качества подготовки выпускников на основе оценки достижения образовательных результатов при выполнении выпускниками выпускной квалификационной работы.

Об авторе

Е. Н. Перевощикова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Перевощикова Елена Николаевна – доктор педагогических наук,  профессор, кафедра физики, математики и физико-математического  образования

Нижний Новгород



Список литературы

1. Акбаева М. Д. Понятие «исследовательская компетентность» в педагогической теории // Педагогический журнал. 2016. Т. 6, № 6А. С. 268-282.

2. Абдулова Л. Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: дис. … канд. пед. наук. Элиста, 2010. 166 с.

3. Баксанский O. E., Чистова M. В. Проблемное обучение, обоснование и реализация // Наука и школа. 2000. № 1. С. 19-25.

4. Батяева Е. Х., Ким Т. В., Барышникова И. А., Салихова Е. Ю., Рогова Н. Р., Пржанова А. А., Николаева Т. Л. Проблемно ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимуществa // Медицина и экология. 2016. № 1. С. 115-122.

5. Белолипецкая А. С. Специфика формирования исследовательских компетенций у студентов – будущих педагогов с использованием методов проектов // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научнопрактической интернет-конференции (с международным участием). Тамбов: Издательство: издательский дом "Державинский", 2020. С. 111-115. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/09112020_prepodavatel/4/Belolipeckaya.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

6. Болдырихина В. Н. Условия формирования исследовательской компетенции у студентов – будущих педагогов дошкольного и начального образования // Профессиональное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Н. Макарова, А. В. Королева. Тамбов, 2015. С. 297-303.

7. Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. C. 162-176. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410.

8. Григорьева В. А. Условия формирования исследовательской компетенции будущих педагогов в образовательном процессе колледжа // Вестник Иркутского университета. 2022. № 25. С. 147-149.

9. Ефремова Н. Ф. Доказательно аргументированный подход к оцениванию компетенций в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 8. С. 1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokazatelnoargumentirovannyy-podhod-k-otsenivaniyu-kompetentsiy-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 15.01.2024).

10. Ефричева О. Ю., Мельник И. В., Михайлюкова В. С. Сущность и содержание исследовательской компетенции // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт педагогика. 2021. № 1. С. 189-192.

11. Идиятов И. Э. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016. 27 с.

12. Калинина Н. В., Цыганкова В. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов в образовательном процессе колледжа // Международный научноисследовательский журнал. 2023. № 9 (135). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.55.

13. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-24062022-n-1688-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.02.2024).

14. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1. С. 115-120.

15. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Москва: Знание, 1991. 80 с.

16. Лернер И. Я. Проблемное обучение. Москва, 2004. 131 с.

17. Ломакина Т. Ю., Дзюбенко С. В. Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя. Москва-Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. 192 с.

18. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25376 (дата обращения: 03.10.2023).

19. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва, 2004. 48 с.

20. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Москва, 2005. С. 11-15.

21. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») (одобрено Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г.) Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.02.2024).

22. Модернизация образовательного процесса: оценка сформированности компетенций у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование на этапе государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Перевощиковой. Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. 37 с.

23. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 19-31.

24. Новые подходы в образовании. Принципы доказательного образования. Примеры построения процесса непрерывной постановки и проверки гипотез // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2023/7/17/quality_of_education/23286-novye_podhody_v_obrazovanii_dlya_teh_kto_uchit (дата обращения: 17.04.2024).

25. Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3.

26. Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н. С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 860-864.

27. Пирожкова О. Б., Бубнова И. С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 3-9.

28. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 книгах / под ред. Е.В. Ковалевской. Книга 1: Лингво-педагогические категории проблемного обучения. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 300 с.

29. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 10.04.2024).

30. Рындина Ю. В. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 183-188.

31. Тарасова И. М. Формирование компетенций на основе междисциплинарного подхода при изучении естественно-научных дисциплин // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 146-150.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

33. Хазанов И. Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-7.

34. Халиуллина Л. Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 1. С. 5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-5.

35. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

36. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Измерение и оценивание компетенций в области научноисследовательской деятельности будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. 187 с.

37. Шевцова М. М., Попова О. В. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 6А. С. 357-370. DOI: 10.34670/AR.2021.46.84.051.

38. Шкерина Т. А. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 24 с.

39. Bedard D., Lison C., Cote Dalle D. Problem-based and Project-based Learning in Engineering and Medicine: Determinants of Students’ Engagement and Persistance // Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. 2012. Vol. 6 (2). Pp. 71-77.

40. Diery A., Knogler M., Seidel T. Supporting Evidence-Based Practice Through Teacher Education: A Profile Analysis of Teacher Educators’ Perceived Challenges and Possible Solutions // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 100056. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100056.

41. Diery A., Vogel F., Knogler M., Seidel T. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators’ Attitudes, Challenges, and Uses // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. P. 62. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00062.

42. Gijbels D., Dochy F., Van den Bossche P. Effects of Problem-Based Learning. A Meta-Analysis From the Angle of Assessment // Review of Educational Research. 2005. Vol. 75 (1). Pp. 27-61. http://dx.doi.org/10.3102/00346543075001027.

43. Graaff Е., Kolmos А. Characteristics of Problem-Based Learning // International Journal of Engineering Education. 2003. Vol. 19, no. 5. Pp. 657-662. Available at: https://www.ijee.ie/articles/Vol19-5/IJEE1450.pdf (accessed: 12.04.2024).

44. Slavin R.E., Cheung A.C., Zhuang T. How Could Evidence-Based Reform Advance Education? // ECNU Review of Education. 2021. Vol. 4, no. 1. Pp. 1-18. https://doi.org/10.1177/2096531120976060.

45. Schmidt H. G., Loyens Sofie M. M., van Gog T. Problem-Based Learning is Compatible with Human Cognitive Architecture // Educational psychologist. 2007. Vol. 42 (2). Pp. 91-97. https://doi.org/10.1080/00461520701263350.


Рецензия

Просмотров: 317


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)