Разработка модуля по формированию исследовательских компетенций будущих педагогов и оценка их сформированности в рамках выпускной квалификационной работы
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-2
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются основные понятия проблемного обучения, дается их характеристика с позиций подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы, вскрываются особенности доказательного подхода к обучению, анализируются этапы формирования исследовательских компетенций будущих педагогов. Определяются структура и содержание нового учебного модуля и образовательных результатов будущих педагогов в области исследовательской деятельности, приводятся показатели оценки представления методологического аппарата в выпускной квалификационной работе выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Материалы и методы. В основу исследования положены системный, деятельностный, компетентностный и междисциплинарный подходы к подготовке будущих учителей, что позволило описать совокупность исследовательских умений, которые могут и должны формироваться у будущих педагогов в рамках их профессиональной подготовки к исследовательской деятельности. В ходе исследования осуществлялась аналитикосинтетическая деятельность с использованием следующих методов: анализ существующих нормативных документов в области подготовки будущих педагогов, анализ научных публикаций, связанных с особенностями проблемного и доказательного обучения, с вопросами формирования исследовательской деятельности и требований к выполнению выпускных квалификационных работ, анализ модульных учебных планов; отбор содержания учебных дисциплин, направленных на формирование исследовательских компетенций будущих педагогов; использовались приемы формализации и обобщения при описании образовательных результатов.
Результаты исследования. Выделены основные положения, определяющие структуру и содержание исследовательских умений будущих педагогов, лежащих в основе реализации научно-исследовательской деятельности в сфере образования. Предложен модуль «Исследовательская и проектная деятельность в сфере образования», структура которого определяет сквозную траекторию формирования исследовательских компетенций, представлено содержание модуля в виде учебных дисциплин. Раскрыты особенности описания образовательных результатов по представлению методологического аппарата, которые построены на основе согласования компетенций из ФГОС ВО и трудовых действий из Профессионального стандарта педагога. Приведена процедура оценки достижения образовательных результатов по представлению основных компонентов методологического аппарата в выпускной квалификационной работе.
Обсуждение и заключения. В статье сравниваются различные этапы формирования исследовательских компетенций, обсуждаются модули, представленные в учебных планах подготовки будущих педагогов, и обосновывается необходимость включения в систему оценки выпускной квалификационной работы критерия по представлению методологического аппарата исследования. Приводится перспектива дальнейшего исследования в виде построения целостной системы оценки качества подготовки выпускников на основе оценки достижения образовательных результатов при выполнении выпускниками выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Н. ПеревощиковаРоссия
Перевощикова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики, математики и физико-математического образования
Нижний Новгород
Список литературы
1. Акбаева М. Д. Понятие «исследовательская компетентность» в педагогической теории // Педагогический журнал. 2016. Т. 6, № 6А. С. 268-282.
2. Абдулова Л. Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: дис. … канд. пед. наук. Элиста, 2010. 166 с.
3. Баксанский O. E., Чистова M. В. Проблемное обучение, обоснование и реализация // Наука и школа. 2000. № 1. С. 19-25.
4. Батяева Е. Х., Ким Т. В., Барышникова И. А., Салихова Е. Ю., Рогова Н. Р., Пржанова А. А., Николаева Т. Л. Проблемно ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимуществa // Медицина и экология. 2016. № 1. С. 115-122.
5. Белолипецкая А. С. Специфика формирования исследовательских компетенций у студентов – будущих педагогов с использованием методов проектов // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научнопрактической интернет-конференции (с международным участием). Тамбов: Издательство: издательский дом "Державинский", 2020. С. 111-115. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/09112020_prepodavatel/4/Belolipeckaya.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
6. Болдырихина В. Н. Условия формирования исследовательской компетенции у студентов – будущих педагогов дошкольного и начального образования // Профессиональное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Н. Макарова, А. В. Королева. Тамбов, 2015. С. 297-303.
7. Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. C. 162-176. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410.
8. Григорьева В. А. Условия формирования исследовательской компетенции будущих педагогов в образовательном процессе колледжа // Вестник Иркутского университета. 2022. № 25. С. 147-149.
9. Ефремова Н. Ф. Доказательно аргументированный подход к оцениванию компетенций в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 8. С. 1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokazatelnoargumentirovannyy-podhod-k-otsenivaniyu-kompetentsiy-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 15.01.2024).
10. Ефричева О. Ю., Мельник И. В., Михайлюкова В. С. Сущность и содержание исследовательской компетенции // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт педагогика. 2021. № 1. С. 189-192.
11. Идиятов И. Э. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016. 27 с.
12. Калинина Н. В., Цыганкова В. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов в образовательном процессе колледжа // Международный научноисследовательский журнал. 2023. № 9 (135). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.55.
13. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-24062022-n-1688-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.02.2024).
14. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1. С. 115-120.
15. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Москва: Знание, 1991. 80 с.
16. Лернер И. Я. Проблемное обучение. Москва, 2004. 131 с.
17. Ломакина Т. Ю., Дзюбенко С. В. Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя. Москва-Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. 192 с.
18. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25376 (дата обращения: 03.10.2023).
19. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва, 2004. 48 с.
20. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Москва, 2005. С. 11-15.
21. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») (одобрено Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г.) Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.02.2024).
22. Модернизация образовательного процесса: оценка сформированности компетенций у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование на этапе государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Перевощиковой. Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. 37 с.
23. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 19-31.
24. Новые подходы в образовании. Принципы доказательного образования. Примеры построения процесса непрерывной постановки и проверки гипотез // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2023/7/17/quality_of_education/23286-novye_podhody_v_obrazovanii_dlya_teh_kto_uchit (дата обращения: 17.04.2024).
25. Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3.
26. Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н. С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 860-864.
27. Пирожкова О. Б., Бубнова И. С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 3-9.
28. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 книгах / под ред. Е.В. Ковалевской. Книга 1: Лингво-педагогические категории проблемного обучения. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 300 с.
29. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
30. Рындина Ю. В. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 183-188.
31. Тарасова И. М. Формирование компетенций на основе междисциплинарного подхода при изучении естественно-научных дисциплин // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 146-150.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 07.04.2024).
33. Хазанов И. Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-7.
34. Халиуллина Л. Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 1. С. 5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-5.
35. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
36. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Измерение и оценивание компетенций в области научноисследовательской деятельности будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. 187 с.
37. Шевцова М. М., Попова О. В. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 6А. С. 357-370. DOI: 10.34670/AR.2021.46.84.051.
38. Шкерина Т. А. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 24 с.
39. Bedard D., Lison C., Cote Dalle D. Problem-based and Project-based Learning in Engineering and Medicine: Determinants of Students’ Engagement and Persistance // Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. 2012. Vol. 6 (2). Pp. 71-77.
40. Diery A., Knogler M., Seidel T. Supporting Evidence-Based Practice Through Teacher Education: A Profile Analysis of Teacher Educators’ Perceived Challenges and Possible Solutions // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 100056. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100056.
41. Diery A., Vogel F., Knogler M., Seidel T. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators’ Attitudes, Challenges, and Uses // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. P. 62. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00062.
42. Gijbels D., Dochy F., Van den Bossche P. Effects of Problem-Based Learning. A Meta-Analysis From the Angle of Assessment // Review of Educational Research. 2005. Vol. 75 (1). Pp. 27-61. http://dx.doi.org/10.3102/00346543075001027.
43. Graaff Е., Kolmos А. Characteristics of Problem-Based Learning // International Journal of Engineering Education. 2003. Vol. 19, no. 5. Pp. 657-662. Available at: https://www.ijee.ie/articles/Vol19-5/IJEE1450.pdf (accessed: 12.04.2024).
44. Slavin R.E., Cheung A.C., Zhuang T. How Could Evidence-Based Reform Advance Education? // ECNU Review of Education. 2021. Vol. 4, no. 1. Pp. 1-18. https://doi.org/10.1177/2096531120976060.
45. Schmidt H. G., Loyens Sofie M. M., van Gog T. Problem-Based Learning is Compatible with Human Cognitive Architecture // Educational psychologist. 2007. Vol. 42 (2). Pp. 91-97. https://doi.org/10.1080/00461520701263350.