Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психологическое благополучие и структура субъектности учителя

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-9

Аннотация

Введение. В позитивной психологии психологическое благополучие связывается с личностными ресурсами, обеспечивающими созидательные процессы и позитивные изменения в жизни и деятельности человека. Рассматривая субъектность как основной профессионально-личностный ресурс учителя для позитивных трансформаций в современном образовании, мы предполагаем, что таковым ресурсом субъектность выступает при условии восприятия учителем себя как психологически благополучного человека. Психологическое благополучие в исследовании рассматривается в рамках модели PERMA и представляет собой саморепрезентацию учителем основных ресурсов позитивного функционирования (позитивных эмоций, вовлеченности в деятельность взаимоотношений, смысла и достижения в деятельности) и переживания им счастья и удовлетворенности жизнью. Цель исследования – изучение особенностей психологического благополучия современного учителя и взаимосвязи компонентов благополучия и структуры субъектности педагога.
Материалы и методы. Выраженность компонентов субъектности педагогов изучалась с помощью опросника «Структура субъектности» (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина). Для изучения психологического благополучия использовалась русскоязычная версия опросника PERMA-Profiler (О. М. Исаева, А. Ю. Акимова, Е. Н. Волкова). В исследовании участвовали 447 чел., из них 376 чел. (84,1 %) – женщины, 71 чел. (15,9 %) – мужчины. Средний возраст участников исследования – 37,2 года (стандартное отклонение SD=12,5). Стаж работы – от 1 года до 47 лет.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень благополучия, а также значения основных компонентов благополучия у современных педагогов находится в диапазоне средних значений, однако все компоненты психологического благополучия выражены у учителей в меньшей степени, чем у представителей других профессиональных групп и в целом респондентов российской выборки. Стратификационными переменными, влияющими на психологическое благополучие школьных учителей, выступают характеристики возраста, стажа работы, квалификационной категории. Психологическое благополучие педагогов корреспондирует с более старшим возрастом, уменьшением стажа работы и невысокой квалификационной категорией (или ее отсутствием). Психологически благополучным учителям свойственна сбалансированная структура субъектности, предполагающая равномерную и высокую выраженность всех ее компонентов. Среди компонентов субъектности психологическое благополучие в наибольшей степени детерминировано способностью педагога к личностному выбору и развитием рефлексии.
Обсуждение и заключения. Психологическое благополучие учителя можно рассматривать как характеристику его профессиональной социализации, влияющей на уровень благополучия учащихся. Актуальный уровень развития психологического благополучия современного учителя ниже, чем в общей российской выборке и в сравнении с другими профессиональными педагогическими группами – воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Низкий уровень психологического благополучия учителя может препятствовать профессиональному становлению учителя. Психологическое благополучие учителя связано с развитием субъектности, в частности, с развитием у педагога активности, умения делать выбор и отвечать за него, способности к рефлексии. Сбалансированная структура субъектности определяет психологическое благополучие педагогов, при этом способность понимать и принимать другого человека у таких педагогов выражена в значительной степени.

Об авторе

Е. Н. Волкова
Психологический институт Российской академии образования
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Москва



Список литературы

1. Волкова Е. Н. Структура субъектности современного педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 52-60.

2. Волкова Е. Н., Суворова О. В., Дунаева Н. И., Бирюкова Л. А. и др. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2012. 302 с.

3. Волкова Е. Н. Субъектность педагога (теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Москва, 1998. 308 с.

4. Волкова Е. Н., Руднова Н. А., Исаева О. М., Акимова А. Ю., Корниенко Д. С., Семенов Ю. И. Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 3. C. 85-100. https://doi.org/10.17759/pse.2023280307.

5. Иванова Т. Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2016. 205 с.

6. Исаева О. М., Акимова А. Ю., Волкова Е. Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. C. 116-133. https://doi.org/10.17759/sps.2022130308.

7. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. № 3 (25). С. 136-153.

8. Линч М. Базовые потребности и психологическое благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. № 3. С. 137-142.

9. Панов В. И. Cубъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва, 2018. С. 349-356.

10. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / под ред. Л. М. Митиной. Москва: Психологический институт РАО. Издательский дом «Бахрах», 2022. 276 с.

11. Суворова О. В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». 2011. Т. 13, № 2 (5). С. 1238-1243.

12. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 с.

13. Япарова О. Г., Аболевич А. А. Взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 1 (45). С. 54-62.

14. Bilz L., Fischer S. M., Hoppe-Herfurth A.-C., John N. The Association Between Teachers’ WellBeing and Students’ Well-Being and the Role of Teacher Support as a Mediator // Zeitschrift für Psychologie. 2022. Vol. 230, no. 3. Pp. 264-275. https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000497.

15. Butler J., Kern M. L. The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6, no. 3. Pp. 1-48. https://doi.org/10.5502/ijw.v6i3.526.

16. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49, no. 3. Pp. 182-185.

17. Goodman F. R., Disabato D. J., Kashdan T. B., Kauffman S. B. Measuring well-being: A comparison of subjective well-being and PERMA // The Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13, no. 4. Pp. 321-332. https://doi.org/10.1080/17439760.2017.1388434.

18. Maddi S. R. The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2002. Vol. 54, no. 3. Pp. 173-185. https://doi.org/10.1037/1061-4087.54.3.173.

19. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, no. 4. Pp. 719-727. https://doi.org/10.1037//0022-3514.69.4.719.

20. Seligman M. E. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York: Atria Books, 2012. 368 p.


Рецензия

Просмотров: 619


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)