«Метод Kumon» как средство освоения начальных предметных знаний у детей
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-6
Аннотация
Введение. Проблема активизации учебной деятельности всегда была в центре внимания педагогов, однако изменения, происходящие в настоящее время, придали ей особую актуальность. Новые социально-экономические условия диктуют необходимость изучения новых форм и методов обучения, направленных на интенсификацию процесса приобретения знаний.
Целью данного исследования является изучение эффективности метода Kumon в отношении освоения начальных предметных представлений детьми дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения теории осмысленного обучения.
Материалы и методы. В статье приводится анализ содержания ключевых положений метода Kumon на основе методов систематизации и классификации, а также общенаучных методов анализа, обобщения и синтеза. Опора идеи «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского дает возможность задействовать богатый теоретический материал о
самообучении как способности ребенка определять и искать информацию, различать и присваивать ее с учетом взаимосвязи с ранее приобретенной информацией.
Результаты исследования. Целью исследования являлось изучение ключевых характеристик организации обучения по системе Kumon. Проанализированы принципы, нейропсихологические основания рассматриваемого метода, возможности данной технологии в ракурсе многоаспектного развития личности ребенка. Авторы пришли к выводу, что в современной педагогической практике использование метода Kumon может быть эффективным для детей, которым необходимо освоить процедурные аспекты математики и чтения.
Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят изучение возможностей метода Kumon как метода индивидуального обучения с учетом способностей каждого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Об авторах
Ю. В. БатеноваРоссия
Юлия Валерьевна Батенова, кандидат психологических наук, доцент
Researcher ID: AFR-2133-2019
Челябинск
Е. Ю. Волчегорская
Россия
Евгения Юрьевна Волчегорская, доктор педагогических наук, профессор
Челябинск
Researcher ID: AFR-6202-2022
Список литературы
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2021. 336 с.
2. Елупахина А. В. Исследование образовательной среды как совокупности условий благополучного развития ребенка дошкольного возраста // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-obrazovatelnoy-sredy-kak-sovokupnosti-usloviy-blagopoluchnogo-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02. 09. 2024).
3. Иохвидов В. В., Бельдиева Т. В., Романова М. С. Самостоятельная работа как основной фактор повышения эффективности и качества обучения детей младшего школьного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-osnovnoy-faktor-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obucheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02. 09. 2024).
4. Каткова С. Н. Шаги по повышению интеллектуального потенциала студентов-программистов // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2021. № 1(57). С. 86-91.
5. Кульмина Ю. В., Захаров И. М., Лобаскова М. М., Маракшина Ю. А. Изменчивость эффекта конгруэнтности для несимволического чувства числа в зависимости от условий предъявления стимулов // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Москва, 2021. С. 224-230.
6. Майдонова А. А. Индивидуальное образование и его характеристики // Актуальные исследования. 2022. № 12(91). С. 90-92.
7. Соколов В. Л. Психолого-педагогические приемы работы над ошибками младших школьников при освоении математических понятий // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 1. С. 46-60. DOI: 10.17759/bppe.2023200105.
8. Троицкий Ю. Л., Максимова Н. В., Албул Л. Г. Идея опосредования Л. С. Выготского: семиотические и образовательные проекции // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 2. С. 18-26. DOI: 10.17759/chp.2023190203.
9. Хисматулина Н. В., Пугачева С. А., Малкова Т. В. Реализация положений конструктивизма в современной гуманитарно-антропологической модели образования // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИА ГПА, 2022. С. 190-193.
10. Anobile G., Arrighi R., Castaldi E., Burr D.C. A sensorimotor numerosity system // Trends in Cognitive Sciences. 2021. Vol. 5(1). Pp. 24-36.
11. Ash S. L., Clayton P. H. The Articulated Learning: An Approach to Guided Reflection and Assessment Innovative // Higher Education. 2004. Vol. 29, no. 2.
12. Bueren N.E., Ven S.H., Roelofs K., Kadosh R.C., Kroesbergen E.H. Predicting math ability using working memory, number sense, and neurophysiology in children and adults // Brain Sciences. 2022. Vol. 12. P. 550. DOI: 10.3390/brainsci12050550.
13. Dehaene S. The neural basis of the Weber-Fechner law: a logarithmic mental number line // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7(4). Pp. 145-147. DOI: 10.1016/S1364-6613(03)00055-X.
14. Devlin D., Moeller K., Reynvoet B., Sella F. A critical review of number order judgements and arithmetic: What do order verification tasks actually measure? // Cognitive Development. 2022. Vol. 64. P. 101262. DOI: 10.1016/j.cogdev.2022.101262.
15. Granà A., Hofer, R., Semenza C. Acalculia from a right hemisphere lesion dealing with «where» in multiplication procedures // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44(14). Pp. 2972-2986. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2006.06.027.
16. Hassan U., Sadaf S., Aly S.M., Baig L.A. Study habits; comparison of scores and study habits of first year MBBS students coming from local system vs general certificate of secondary education system // The Professional Medical Journal. 2018. Vol. 25. Pp. 466-472. DOI: 10.29309/TPMJ/2018.25.03.396.
17. Henriquez L., Quiroz A., Reumay P. Acercandose a la Matematica // Estudios pedagógicos (Valdivia). 1997. Vol. 23. Pp. 41-49. DOI: 10.4067/S0718-07051997000100004.
18. Higgins A. Paradigms, distance learning, education, and philosophy // Journal of Open, Flexible and Distance Learning. 2021. Vol. 24(2). Pp. 4-11.
19. Hilliyan H. The effectiveness of the kumon method with tapertic media on students’ understanding of the multiple concept of an-najah takengon integrated islamic elementary school // Progres pendidikan. 2023. Vol. 4(1). Pp. 18-24. DOI: 10.29303/prospek.v4i1.313.
20. Indriastuti A. N. I. Kumon’s Learning Model with the Assistance of Multiplication Table in Observed from Achievement and Discipline Attitude in Mathematics Learning // International Journal of Elementary Education. 2022. Vol. 6(4). Pp. 624-630. DOI: 10.23887/ijee.v6i4.54010.
21. Izumi L.T. Facing the classroom challenge: Teacher quality and teacher training in California’sschools of education. San Francisco: Pacific Research Institute for Public Policy, 2001.
22. Kim E., Goodman J., West M. R. Kumon In: The Recent, Rapid Rise of Private Tutoring Centers. 2024. (EdWorkingPaper: 21-367). doi: 10.26300/z79x-mr65.
23. Kumon T. Estudo gostoso da matemática. São Paulo: Kumon Onstituto de Educação, 2001.
24. Lluch L. Actitudes, capacidades y aprendizajes en adolescentes que cursan el programa de Matemáticas en un centro Kumon // Números Rev. Didáct. Mat. 2017. Vol. 95. Pp. 7-24.
25. Mena A., Golbach M., Véliz M. Influencia de los Hábitos de Estudio en el Rendimiento de Alumnos Ingresantes. Tucumán: Universidad Nacional de Tucumán, 2009.
26. Moyer R. S., Landauer T. K. Time required for judgements of numerical inequality // Nature. 1967. Vol. 215(5109). Pp. 1519-1520. DOI: 10.1038/2151519a0.
27. Murphy M. M., Mazzocco M. M. M. Rote numeric skills may mask underlying mathematical disabilities in girls with fragile x syndrome // Developmental Neuropsychology. 2008. Vol. 33(3). Pp. 345-364. DOI: 10.1080/87565640801982429.
28. Orcos L., Hernández-Carrera R.M., Espigares M.J., Magreñán Á.A. The Kumon Method: Its Importance in the Improvement on the Teaching and Learning of Mathematics from the First Levels of Early Childhood and Primary Education // Mathematics. 2019. Vol. 7(1). P. 109. DOI: 10.3390/math7010109.
29. Ramadhana R. Efektivitas Metode Kumon Terhadap Peningkatan Hasil belajar Matematika // Journal Tadris Matematika. 2022. Vol. 3(1). Pp. 18-29. DOI: 10.47435/jtmt.v3i1.963.
30. Ray J. Performance of Sophomore Secondary Students Exposed in the Kumon Mathematics Program // World Journal of Research and Review. 2018. Vol. 6(3). Pp. 68-74.
31. Renkl A. Learning mathematics from worked-out examples: Analyzing and fostering self-explanations // European Journal of Psychology of Education. 1999. Vol. 14. Pp. 477. DOI: 10.1007/BF03172974.
32. Sunarsih S. The effectiveness of the kumon method with tapertis media towards understanding the multiplication concept of elementary school students // Progres pendidikan. 2022. Vol. 3(3).
33. Thijsse L. J. The Effects of a Structured Teaching Method on Mathematics Anxiety and Achievement of Grade Eight Learners. Pretoria: University of South Africa, 2002.
34. Ukai N. The Kumon approach to teaching and learning // The Journal of Japanese Studies. 1994. Vol. 20(1). Pp. 87-113. doi: 10.2307/132785.
35. Would J. The Relationship Between Kumon and Achievement in Mathematics University. Lethbridge, 2007. 298 p.
36. Zamarian L., Ischebeck A., Delazer M. Neuroscience of learning arithmetic – evidence from brain imaging studies // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2009. Vol. 33(6). Pp. 909-925. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2009.03.005.
37. Zhang Y., Liu S., Shang X. An MRI Study on Effects of Math Education on Brain Development Using Multi-Instance Contrastive Learning // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 765754. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.765754.
38. Zhou H., Tan Q., Ye X. et al. Number sense: the mediating effect between nonverbal intelligence and children’s mathematical performance // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2022. Vol. 35. P. 27. DOI: 10.1186/s41155-022-00231-1.