Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Совместная сетевая деятельность как форма самостоятельной работы будущих учителей технологического профиля

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-5

Аннотация

Введение. В соответствии с необходимостью формирования у обучающихся способности и готовности к непрерывному самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни значительно возрастает значимость самостоятельной работы студентов. В условиях цифровой трансформации образования одной из основных форм самостоятельной работы должна стать совместная сетевая деятельность студентов, в ходе которой формируются сетевые образовательные сообщества. Цель статьи – рассмотреть возможности организации совместной сетевой деятельности будущих учителей технологического профиля в рамках самостоятельной работы по дисциплинам, практикам, а также при осуществлении внеучебной деятельности; проанализировать дидактический потенциал формирующихся при этом сетевых образовательных сообществ студентов.

Материалы и методы. При написании статьи использовались методы анализа отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, обобщение и систематизация, педагогический эксперимент.

Результаты исследования. Сегодня при повышении квалификации педагогических работников достаточно активно применяется модель «горизонтального обучения», когда обучение осуществляется внутри профессиональных сообществ. Такая модель может быть эффективной и для сообществ будущих учителей. Представлены цифровые инструменты организации совместной сетевой деятельности в рамках дисциплин и практик при организации самостоятельной работы студентов Мининского университета. Отдельное внимание уделено организации совместной сетевой деятельности в рамках коммуникативно-цифрового модуля Ядра высшего педагогического образования. Наибольший эффект от совместной сетевой деятельности будущих учителей может быть получен через проектную деятельность. Приведены примеры сетевых проектов преподавателей и студентов Мининcкого университета, в рамках которых формируются проектно-сетевые сообщества.

Обсуждение и заключения. Грамотно организованная самостоятельная работа в цифровой образовательной среде вуза, использование для этого современных цифровых инструментов существенно улучшает качество профессиональной подготовки специалистов. Совместная сетевая деятельность позволяет организовать взаимообучение внутри формирующегося образовательного студенческого сообщества. При этом создаются условия для формирования навыков командообразования, универсальных и профессиональных компетенций, ИКТ-компетентности будущих учителей технологического профиля, умений самооценки и взаимооценки.

Об авторах

Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор, первый проректор.

Нижний Новгород



К. Р. Круподерова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Круподёрова Климентина Руслановна – старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий в образовании.

Нижний Новгород

ResearcherID: T-2075-2018, Scopus Author ID: 57190758205



Список литературы

1. Беспалько А. А., Камскова И. Д., Горская Н. Н., Сочнева Н. В. Практическая реализация современных форм самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-2. С. 293-298.

2. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю. и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2020. 112 с.

3. Глотова А. В. Организация групповой работы студентов в условиях онлайн-обучения в системе высшей школы // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 122-132.

4. Зимняя И. А. Элементарный курс педагогической психологии. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 111 с.

5. Дятлова Ю. О. Организация самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде университета // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 121-129.

6. Ибрагимов Г. И. Самостоятельная работа студентов: проблемы организации и условия стимулирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 11. С. 54-58.

7. Канянина Т. И., Круподерова Е. П., Степанова С. Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. C. 131-137.

8. Канянина Т. И., Круподерова Е. П., Круподерова К. Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.

9. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р., Щербакова А. А. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 203-206.

10. Круподерова К. Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. 106 с.

11. Круподерова К. Р. Формирование образовательных сообществ студентов в рамках сетевой проектной деятельности // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 17-19.

12. Кутепова Л. И., Ваганова О. И., Трутанова Д. А. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. № 3 (20). С. 43-46.

13. Лебедева О. В., Повшедная Ф. В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4. С. 11.

14. Моглан Д. В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Научно-технические ведомости. СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 183-190.

15. Моглан Д. В. Использование сетевого сообщества при обучении объектно-ориентированному программированию бакалавров направления «Педагогическое образование» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (27).

16. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. Москва: Про-Пресс, 2020. 33 с.

17. Патаракин Е. Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // ОТО. 2017. № 3. С. 309-329.

18. Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 4. С. 7.

19. Пономарева Ю. С., Сергеев А. Н. Структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (159). С. 46-50.

20. Прохорова М. П., Семченко А. А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3.

21. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 10.09.2023).

22. Савушкина Л. В. К проблеме использования цифровых технологий в современном образовательном пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22, № 70. С. 5-10.

23. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 2 (23). С. 2.

24. Серкина Н. Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41). С. 161-169.

25. Смирнова И. А. Особенности самостоятельной работы студентов при подготовке к аудиторным занятиям // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 126-127.

26. Тараскина Я. В., Орбодоева Л. М. Педагогические условия реализации дистанционного обучения (на примере онлайн платформ Zoom и Microsoft Teams) // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. С. 71-81.

27. Тихонова О. В., Азизян И. А., Гречушкина Н. В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 98-116.

28. Тулупова О. В., Шакурова А. В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 1. C. 49-57.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 10.09.2023).

30. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160007 (дата обращения: 10.09.2023).

31. Федосеева Н. В. Возможности сетевого сообщества в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 53-58.

32. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.

33. Bennett R. M., Schleter W., Olsen T., Guffey S., Li W. Characteristics of Students Who Do Not Do Homework // 2013 ASEE Annual Conference & Exposition, Atlanta, Georgia. DOI: 10.18260/1-2-19300.

34. Castells M. The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 2000. 469 р.

35. Dat Tran, Van. Does Cooperative Learning Increase Students’ Motivation in Learning? // International Journal of Higher Education. 2019. Vol. 8, no. 12. Pp. 43-56.

36. Heffernan N. Backtalk: Don’t eliminate homework. Make it more effective // Phi Delta Kappan. 2019. Vol. 100. Pp. 80-80.

37. Meristo M. University Students’ Motivation to Complete Homework // Sørensen J. A. (ed.) Self-Perception: Research Advances and Clinical Challenges. Nova Science Publishers, 2017. Pp. 209-220.

38. Patarakin Y., Shilova O. Concept of Learning Design for Collaborative Network Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 1083-1090.

39. Patarakin E., Burov V., Parfenov R. Learning Analytics for Mixed EGovernance-E-Learning Projects // Proceedings of the 2014 Conference on Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia EGOSE ’14. New York, NY, USA: ACM, 2014. Pp. 34-37.

40. Samerkhanova E. K., Krupoderova E. P., Krupoderova K. R., Bakhtiyarova L. N., Ponachugin A. V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9, no. 7S. P. 1381.

41. Samerkhanova E. K., Bakhtiyarova L. N., Ponachugin A. V., Krupoderova E. P., Krupoderova K. R. Project Activities of University Students by Means of Digital Technologies // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020.

42. Smirnova Zh. V., Gruzdeva M. L., Chaykina Zh. V., Terekhina O. S., Tolsteneva A. A., Frolova N. H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. Pp. 955-968.

43. Van Dijk J. The network society: Social aspects of new media. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2006. 292 р.

44. Vhalery R. Cooperative Learning in the Learning Activity of Students // International Journal of Scientific and Research Publications. 2018. Vol. 8, no. 9. Pp. 62-72.

45. Xu J. Homework attitudes and management strategies // Academic Exchange Quarterly. 2005. Vol. 9. Pp. 239-243.

46. Zhang Zuochen, Bayley Jonathan G. Peer learning for university students’ learning enrichment: Perspectives of undergraduate students // Journal of Peer Learning. 2019. No. 12. Pp. 61-74.


Рецензия

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)