Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Когнитивно-прагматический подход в профессиональном лингвистическом образовании

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-4

Аннотация

Введение. В данной статье описывается концепция внедрения когнитивно-прагматического подхода в профессиональное лингвистическое образование. Для эффективного внедрения данного подхода необходимо провести сравнительно-сопоставительный анализ педагогических подходов, применяемых к обучению иностранному языку в высшей школе, выделить ключевые понятия и описать основные теоретико-методологические положения подхода с учётом специфики образовательной среды и будущей профессиональной деятельности. Цель исследования заключается в выявлении потенциала внедрения когнитивно-прагматического подхода в профессиональное лингвистическое образование при обучении иностранным языкам с целью формирования дискурсивной компетенции как способности и готовности воспринимать и создавать смыслы в профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Теоретическую основу исследования составили философские, лингвистические, психологические, когнитивные, педагогические, прагматические концепции, раскрывающие сущность когнитивно-прагматического подхода в профессиональном лингвистическом образовании. В статье использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа теоретико-методологической литературы по проблематике исследования. Эти методы позволяют определить основные положения внедрения когнитивно-прагматического подхода для учёта при дальнейшей разработке методических рекомендаций по его реализации.

Результаты исследования. В результате научного осмысления и систематизации работ в статье представлены основные положения реализации когнитивно-прагматического подхода в профессиональном лингвистическом образовании. В результате сравнительно-сопоставительного анализа изучены и определены сходства и различия таких подходов, как когнитивный, прагматический, социопрагматический, коммуникативный, рефлексивный, функциональный для обоснования преимуществ когнитивно-прагматического подхода при обучении иностранным языкам в высшей школе. Определены потенциальные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов языковых направлений подготовки, возможные методы и приёмы обучения.

Обсуждение и заключения. В выводах автор подчеркивает важность и эффективность реализации когнитивно-прагматического подхода в профессиональном лингвистическом образовании. Научные результаты представляют теоретический и практический интерес для исследователей проблем формирования иноязычных и профессиональных умений студентов языковых направлений подготовки.

Об авторе

А. С. Дорофеева
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Дорофеева Алиса Сергеевна – помощник проректора по молодёжной политике и международному образованию, ассистент Высшей школы лингвистики, аспирант направления подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Калининград



Список литературы

1. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75-82.

2. Багрецова Н. В. Обучение языку на основе коммуникативных заданий: эволюция подхода и его перспективы (по материалам зарубежных источников) // Rhema. Рема. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-yazyku-na-osnove-kommunikativnyh-zadaniy-evolyutsiya-podhoda-i-ego-perspektivy-po-materialam-zarubezhnyh-istochnikov (дата обращения: 05.12.2023).

3. Бударина А. О., Короленко И. А., Ворновская А. А. Социопрагматический подход при обучении бакалавров лингвистики в условиях цифровой образовательной среды // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN122.pdf (дата обращения: 31.10.2023).

4. Ворновская А. А. Рефлексивный подход к профессиональной подготовке лингвистов // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сборник материалов XII международной научно-практической конференции (шифр – МКРНП), Москва, 22 июля 2022 года. Москва: Издательство «ООО «ИРОК»; Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. С. 24-27.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1982. Т. 2: Проблемы общей психологии. С. 5-361.

6. Вьюркова Е. В. Понятие дискурса в лингвистике: формальный и функциональный подходы // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-diskursa-v-lingvistike-formalnyy-i-funktsionalnyy-podhody (дата обращения: 05.11.2023).

7. Гвильдис Т. Ю., Говорушина Т. К. Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода // Человек и Образование. 2022. № 1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pedagogicheskoy-refleksii-v-kontekste-sistemo-mysledeyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 15.10.2023).

8. Иванина П. В. Основы когнитивного подхода в современной психологии образования // Universum: психология и образование. 2023. № 8 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-kognitivnogo-podhoda-v-sovremennoy-psihologii-obrazovaniya (дата обращения: 15.10.2023).

9. Ильина Н. Ф., Ушева Т. Ф. Становление рефлексивной компетентности педагога как психолого-педагогическая задача на этапе профессиональной подготовки // Нижегородское образование. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-refleksivnoy-kompetentnosti-pedagoga-kak-psihologo-pedagogicheskaya-zadacha-na-etape-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 06.10.2023).

10. Казарян Ш. Е., Григорян А. Э. Контрастивно-когнитивный подход в обучении языку // Право и практика. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrastivno-kognitivnyy-podhod-v-obuchenii-yazyku (дата обращения: 12.10.2023).

11. Казиева Д. А. Прагматика PR-дискурса: фактор адресата и коммуникативные стратегии // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmatika-pr-diskursa-faktor-adresata-i-kommunikativnye-strategii (дата обращения: 27.11.2023).

12. Калачева Е. В. Когнитивно-прагматическая специфика текста и дискурса // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-pragmaticheskaya-spetsifika-teksta-i-diskursa (дата обращения: 27.11.2023).

13. Камалова А. Д. Управление образованием в РФ // Инновационная наука. 2022. № 9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-v-rf (дата обращения: 05.11.2023).

14. Касумова Г. А. К вопросу о социопрагматической компетенции как коммуникативной составляющей иноязычной речевой культуры обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sotsiopragmaticheskoy-kompetentsii-kak-kommunikativnoy-sostavlyayuschey-inoyazychnoy-rechevoy-kultury-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.10.2023).

15. Климинская С. Л. Функциональный подход в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13. С. 72-77. URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/808/796 (дата обращения: 05.10.2023).

16. Корниенко Е. Р. Дискурс как продукт речемыслительной деятельности языковой личности // БГЖ. 2019. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-kak-produkt-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 25.11.2023).

17. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

18. Ласковец М. А. Актуальные проблемы обучения аспирантов иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13998 (дата обращения: 17.10.2023).

19. Мальцев Я. В. Прагматизм в образовании: философские основания и педагогическая практика // Философская мысль. 2023. № 7. С. 38-50. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40380 (дата обращения: 17.10.2023).

20. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. 2-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2005. 256 с.

21. Мигранова И. Х. Основные направления изучения текста в лингвистике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-izucheniya-teksta-v-lingvistike (дата обращения: 29.11.2023).

22. Миронов В. В., Косилова Е. В., Вархотов Т. А., Костылев П. Н., Беседин А. П. Аспекты применения когнитивного подхода в гуманитарной сфере // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-primeneniya-kognitivnogo-podhoda-v-gumanitarnoy-sfere (дата обращения: 10.11.2023).

23. Моргун Е. А. К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического подходов // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Международной научной конференции (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 55-57. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3728/ (дата обращения: 25.11.2023).

24. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1988. 168 с.

25. Пикалова Е. А., Ломакина Е. А. Совершенствование творческой коммуникативной компетентности студентов технических специальностей при рефлексивном подходе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tvorcheskoy-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov-tehnicheskih-spetsialnostey-pri-refleksivnom-podhode (дата обращения: 05.11.2023).

26. Позднякова И. Р., Шубина Ю. Прагматические аспекты в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Московской международной академии. 2020. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskie-aspekty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 28.11.2023).

27. Феоктистова О. В., Феоктистов А. В. Когнитивизм как основа разработки дисциплин образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения (на примере дисциплины «риторика профессионального общения») // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivizm-kak-osnova-razrabotki-distsiplin-obrazovatelnyh-programm-podgotovki-pedagogov-professionalnogo-obucheniya-na-primere (дата обращения: 05.10.2023).

28. Хлыстунова Ю. Ю., Ульянова Н. Н. Прагматический подход к обучению иностранным языкам // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2021. Т. 15. С. 279-285. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/4071/1/ pragmaticheskiy-podhod-k-obuchen.pdf (дата обращения: 05.10.2023).

29. Чигишева О. П. Обоснование процесса формирования функциональной грамотности исследователя с педагогических и междисциплинарных позиций // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-protsessa-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-issledovatelya-s-pedagogicheskih-i-mezhdistsiplinarnyh-pozitsiy (дата обращения: 07.10.2023).

30. Bachman L. F., Palmer A. S. Language Assessment in Practice: Developing Language Assessments and Justifying their Use in the Real World. Oxford: Oxford University Press, 2010. 510 p.

31. Canale M. From Communicative Competence to Communicative Language Pedagogy // Richards J. C., Schmidt R. W. (eds) Language and Communication. London: Longman, 1983. Pp. 2-27.

32. Hymes D. H. On Communicative Competence // Pride J. B., Holmes J. (eds) Sociolinguistics. Baltimore, USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd., 1972. Pp. 269-293.

33. Krashen S. D., Terrel T. D. The Natural Approach Language Acquisition in the Classroom Prentice hall International. 1988. 191 p. URL: https://www.sdkrashen.com/content/books/the_natural_approach.pdf (accessed: 07.10.2023).

34. Richards J. C. Communicative Language Teaching Today. New York: Cambridge University Press, 2006. 47 p. URL: https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/Richards-Communicative-Language.pdf (accessed: (accessed: 08.10.2023).

35. Savignon S. J. Interpreting Communicative Language Teaching: Contexts and Concerns in Teacher Education. New Haven, CT: Yale University Press, 2002. 272 p.

36. Scrivener J. Learning Teaching: the Essential Guide to English Language Teaching. 3rd ed. Oxford: Macmillan Education, 2011. 416 p.

37. Schmid H.-J. Cognitive Pragmatics. 2012. URL: https://www.researchgate.net/publication/316846158_Cognitive_Pragmatics (accessed: 07.10.2023).

38. The Cambridge Handbook of Sociopragmatics // Haugh M., Kádár D., Terkourafi M. (eds) Cambridge Handbooks in Language and Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. 407 p.


Рецензия

Просмотров: 581


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)